Обзор состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива

Обзор состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива

 
17.03.2010 г.                                                                                                             г. Калининград
 
Общие положения
 
            Целями проведения обзора состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива является определение взаимозависимости между мелкооптовыми и розничными рынками нефтепродуктов, унификация подходов антимонопольных органов к определению географических границ розничных рынков нефтепродуктов. Обзор состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива проведены в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее — Порядок), а также, в соответствии с Методическими указаниями по подготовке обзора состояния конкурентной среды на оптовых и розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива (далее — Методические указания).
            В качестве источников информации использовались материалы, предоставленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, ГУ МЧС по Калининградской области, хозяйствующими субъектами, сведения, полученные от юридических лиц, технические условия и нормативы.
 
Временной интервал исследования
 
            В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
            Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
            В соответствии с Методическими указаниями временным интервалом исследования определен 2008 год.
 
Продуктовые границы товарного рынка
 
            Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено на основании Общероссийского классификатора продукции.
            Исходя из дифференциации по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничной реализации нефтепродуктов, а также, в соответствии с целями исследования, определены следующие товары:
·                     автомобильные бензины (ОКП 025110) АИ-76 (и аналоги), АИ-92 (и аналоги), АИ-95 (и аналоги), АИ-98 (и аналоги);
·                     дизельное топливо (ОКП 0251130) зимнее и летнее.
            В процессе потребления указанные виды топлива не могут быть заменены другими марками бензинов автомобильных (иного октанового числа) или дизельным топливом вместо бензинов автомобильных по причине того, что в технической документации транспортного средства указывается конкретная марка топлива, которую надлежит использовать. Использование при работе транспортного средства иных видов топлива с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля.
 
Географические границы товарного рынка
 
            В соответствии с пунктами 25, 27 Порядка, товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за её пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
            В соответствии с п. 23 Порядка под географическими границами товарного рынка понимается территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами. Определение географических границ рынка включает:
·                     предварительное определение географических границ товарного рынка;
·                     выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
·                     определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
            Товарный рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории, где расходы на приобретение топлива не приводят к увеличению его стоимости для потребителя более чем на 10%, определен как локальный, и его географические границы определены границами г. Калининград.
Уточнение географических границ рынка розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива проведено антимонопольным управлением в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». При определении географических границ учитывалось, что в Калининградской области присутствуют обособленные локальные рынки внутри региона. Определение географических границ, как границы г. Калининград обусловлены следующими факторами:
·                     Потребители автомобильного топлива ежедневно перемещаются внутри места компактного проживания, которым является г. Калининград, и имеют возможность заправить свой автомобиль в ближайшей по пути следования АЗС, не планируя, при этом, отдельной, сопряженной со значительными затратами поездки к местам размещения стационарных пунктов продажи топлива, в том числе и расположенных в других населенных пунктах.
·                     В случае, если потребитель запланировал отдельную поездку для приобретения топлива за границами г. Калининград, то ближайшие АЗС располагаются на расстоянии 9-10 км от его границ. Например, по северо-восточному направлению ближайшие к г. Калининград АЗС расположены в г. Гурьевск, который находится в 9 км от исследуемого локального рынка; по западному направлению ближайшая АЗС расположена в п. Ижевское в 18 км от Калининграда и т. д. Учитывая средний расход топлива 9-10 литров на 100 км пути, для следования к ближайшей заправке за границами рассматриваемого локального рынка топлива и возвращения обратно, потребителю будет необходимо дополнительно не менее 2 литров топлива (1 литр туда и 1 литр обратно), что при текущей средней цене на бензин и дизельное топлива составит 44 рубля. Даже для того, чтобы заправить 10-20 литров топлива (наиболее распространенный объем единовременного приобретения топлива), покупателю придется понести дополнительные расходы в размере 10-20% от его стоимости. Таким образом, у потенциального покупателя отсутствует экономическая возможность приобретения товара за пределами г. Калининград.
            При рассмотрении дел №№ 27, 28, 29, возбужденных Управлением в 2008 году в отношении, соответственно, ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-СЗНП», ООО «Рос&Нефть» по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также дела № АМЗ-94/2009, возбужденного в 2009 году в отношении указанных выше хозяйствующих субъектов по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в качестве географических границ, в рамках анализа и оценки состояния конкурентной среды на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива, были определены границы г. Калининград.
 
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
 
            На основании данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, ГУ МЧС по Калининградской области, определены хозяйствующие субъекты — участники розничного рынка реализации бензина автомобильного и дизельного топлива.
            Участниками рынка являются организации, осуществляющие розничную реализацию указанных видов топлива на территории г. Калининград.
            Согласно информации, представленной ГУ МЧС по Калининградской области, в г. Калининград в 2008 году были расположены 68 АЗС, принадлежащие на праве собственности либо находящиеся в аренде у 29 хозяйствующих субъектов. Управлением направлены запросы вышеуказанным хозяйствующим субъектам. Ответы получены от 20 хозяйствующих субъектов, владеющих, либо арендующих 64 АЗС, что составляет 69,0% от общей совокупности розничных операторов и 94,1% от числа АЗС, расположенных на локальном рынке г. Калининград. От девяти хозяйствующих субъектов информация не получена. Таким образом, Управлением выявлено такое количество хозяйствующих субъектов, при котором добавление хозяйствующих субъектов, не представивших информацию, не приведет к изменению выводов о наличии или отсутствии доминирующего положения у крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
            Согласно информации, представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами, в 2008 году деятельность в сфере розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории г. Калининграда осуществляли 15 хозяйствующих субъектов, реализовывавших топливо через 60 АЗС.
 
 
Объем товарного рынка и доля хозяйствующих субъектов на рынке
 
Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива произведен в соответствии с пунктом 37 Порядка по объему продаж в натуральном выражении (в литрах). В связи с тем, что территориальный орган статистики не ведет раздельный учет розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива, а также бензина автомобильного по маркам, расчет объема исследуемого товарного рынка определяется по данным хозяйствующих субъектов в разрезе каждой марки топлива как сумма его продаж в натуральном выражении хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.
 
Уровень концентрации товарного рынка
 
            Для определения уровня концентрации товарного рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива рассчитан коэффициент рыночной концентрации (Crn) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). В случае, когда количество действующих на отдельном продуктовом рынке хозяйствующих субъектов 15 и более, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), в соответствии с п. 41 Порядка, не использовался.
 
1. Бензин А-76 (80) и аналоги.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «ТЭК».
CR3 = 35,68% + 14,85% + 30,52% = 81,05%
70%<CR3<100%
            HHI = 2521,05
2000<HHI<10000
 
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка розничной реализации бензина марки А-76 (80) и аналогов на территории г. Калининград является высоким.
 
2. Бензин АИ-92 и аналоги.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛукойБалт», ООО «Рос&Нефть». В связи с тем, что на рынке действовало 15 хозяйствующих субъектов, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана не рассчитывался.
CR3 = 15,26% + 14,31% + 32,00% = 61,57%
45%<CR3<70%
 
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка розничной реализации бензина марки АИ-92 и аналогов на территории г. Калининград является умеренным.
 
3. Бензин АИ-95 и аналоги.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «Рос&Нефть». В связи с тем, что на рынке действовало 15 хозяйствующих субъектов, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана не рассчитывался.
CR3 = 15,89% + 13,65% + 39,04% = 68,58%
45%<CR3<70%
 
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка розничной реализации бензина марки АИ-95 и аналогов на территории г. Калининград является умеренным.
 
4. Бензин АИ-98 и аналоги.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «ТЭК».
CR3 = 18,4% + 13,98% + 36,77% = 69,15%
45%<CR3<70%
            HHI = 2172,32
2000<HHI<10000
 
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка розничной реализации бензина марки АИ-98 и аналогов на территории г. Калининград является высоким.
 
5. Дизельное топливо
            Коэффициент и индекс рыночной концентрации рассчитаны для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «ПЦ Автойл».
CR3 = 25,03% + 20,72% + 14,23% = 59,98%
45%<CR3<70%
            HHI = 1641,72
1000<HHI<2000
 
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка розничной реализации дизельного топлива на территории г. Калининград является умеренным.
 
Барьеры входа на товарный рынок
 
            Анализ информации, представленной хозяйствующими субъектами, выявил наличие административных барьеров входа на товарный рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в г. Калининград:
·                     препятствия в отведении и оформлении земельного участка, представлении производственных помещений;
·                     экологические ограничения.
            Также выявлены экономические ограничения, выраженные в необходимости значительных капитальных вложений для возведения АЗС.
 
Состояние конкурентной среды на товарном рынке
 
            Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива свидетельствует о том, что рынки в продуктовых границах: бензины А-76 (80), АИ-98, относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией, а рынки в продуктовых границах: АИ-92, АИ-95 и дизельное топлива — к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией.
            При этом, в географических границах г. Калининград осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта, относящихся к ВИНК: ООО «Калининграднефтепродукт» (ВИНК «Сургутнефтегаз») и ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (ВИНК «ЛУКОЙЛ»).
            Исходя из территориального расположения АЗС не прослеживается территориального раздела крупнейшими ВИНК рынка г. Калининград.
            Среди розничных продавцов топлива ценовыми лидерами можно признать три хозяйствующих субъекта: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «Рос&Нефть».
            Как особенности стратегии развития крупных и доминирующих хозяйствующих субъектов можно отметить поглощение ими отдельных мелких продавцов топлива и строительство новых АЗС. В то же время данные особенности не имеют ярко выраженный характер.
 
 
 
 
 
Вывод
 
            Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на товарные рынки, свидетельствуют о том, что рынки в продуктовых границах: бензины А-76 (80), АИ-98, относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией, а рынки в продуктовых границах: АИ-92, АИ-95, дизельное топлива — к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией.
            Проведенный анализ выявил доминирующее положение хозяйствующих субъектов в продуктовых границах:
·                     бензин А-76 (80) — ООО «Калининграднефтепродукт» (35,68%), ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (14,85%), ООО «ТЭК» (30,52%), ООО «Лукой Балт» (8,02%) совокупная доля которых превысила 70% и составила 89,07%, и доля каждого превысила 8%;
·                     бензин АИ-92 — ООО «Калининграднефтепродукт» (15,26%), ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (13,43%), ООО «ТЭК» (9,76%), ООО «ЛукойБалт» (14,31%), ООО «Рос&Нефть» (32,0%), совокупная доля которых превысила 70% и составила 84,76%, и доля каждого превысила 8%;
·                     бензин АИ-95 — ООО «Калининграднефтепродукт» (15,89%), ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (13,65%), ООО «ЛукойБалт» (10,78%), ООО «Рос&Нефть» (39,04%), совокупная доля которых превысила 70% и составила 79,36%, и доля каждого превысила 8%;
·                     бензин АИ-98 — ООО «Калининграднефтепродукт» (18,40%), ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (13,98%), ООО «ЛукойБалт» (12,02%), ООО «Рос&Нефть» (36,77%), ООО «ТЭК» (9,36%) совокупная доля которых превысила 70% и составила 90,53%, и доля каждого превысила 8%;
·                     дизельное топливо - ООО «Калининграднефтепродукт» (25,03%), ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (20,72%), ООО «Рос&Нефть» (10,93%), ООО «ТЭК» (13,36%), ООО «ПЦ Автойл» (14,23%) совокупная доля которых превысила 70% и составила 84,27%, и доля каждого превысила 8%.