Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне на территории г. Калининград и п. г. т. Янтарный

Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне на территории г. Калининград и п. г. т. Янтарный

 
15.04.2010                                                                                                                г. Калининград
 
Общие положения
 
            Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне на территории г. Калининград и п. г. т. Янтарный проведены Управлением ФАС по Калининградской области в соответствии с поручением ФАС России от 12.03.2010 № АГ/6610. Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне на территории г. Калининград и п. г. т. Янтарный проведены в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее — Порядок).
            В качестве источников информации использовались материалы, предоставленные ФАС России на основании сведений, полученных от Роскомнадзора РФ, Управлением Роскомнадзора РФ по Калининградской области, а также хозяйствующими субъектами.
 
Временной интервал исследования
 
            В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
            Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
            В соответствии с целями проведения анализа, а также для того, чтобы учесть сезонность, периоды максимального и минимального спроса, стабильность поставок, сроки контрактов, возможность установления различных цен в разные временные периоды, исследованию подлежит временной интервал 2009 год.
 
Продуктовые границы товарного рынка
 
            В соответствии с пп. «в» п. 14 Порядка предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
            Пункт 33 ст. 2 указанного закона устанавливает, что услуга присоединения - это деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи.
            Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.
            В соответствии с пунктами 15, 17 Порядка определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
            Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 N 161, установлено, что существуют две группы самостоятельных услуг: услуга присоединения на местном уровне, оказываемая оператором общедоступной телефонной связи и услуга по пропуску трафика, включающая в себя инициирование, транзит и завершение местного вызова.
            Данные услуги являются специфическими и регламентируются законодательством о связи, не предусматривающим в рамках оказания проводной телефонной связи наличия альтернативы для них. Таким образом, для услуг присоединения и пропуска трафика на местном уровне отсутствуют взаимозаменяемые услуги.
            На основании вышеизложенного в Аналитическом отчете подлежит раздельному рассмотрению оказание услуги по присоединению и оказание услуги по пропуску трафика.
 
Географические границы товарного рынка
 
            В соответствии с пунктами 25, 27 Порядка, товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за её пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
            В соответствии с п. 23 Порядка под географическими границами товарного рынка понимается территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами. Определение географических границ рынка включает:
·                     предварительное определение географических границ товарного рынка;
·                     выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
·                     определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Уточнение географических границ рынка оказания услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне проведено антимонопольным управлением в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с Нормами технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети НТП 112-2000. РД 45.120-2000, утвержденных Минсвязи РФ от 12.10.2000, местной телефонной сетью является часть телефонной сети общего пользования, представляющая собой совокупность коммутационных станций и узлов, линий, оконечных абонентских устройств, предназначенная для обеспечения телефонной связью абонентов города или сельского района.
            Таким образом, товарный рынок оказания услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне, определен как локальный, расположенный в пределах муниципальных образований.
            В связи с тем, что для целей исследования необходимо изучение состояния конкуренции на рынках г. Калининград и п. г. т. Янтарный, указанные территориальные образования будут образовывать два самостоятельных локальных рынка.
 
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
 
            На основании данных, предоставленных ФАС России на основании информации, полученной от Роскомнадзора РФ, Управлением Роскомнадзора по Калининградской области, хозяйствующими субъектами, определены участники рынка оказания услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне.
            Участниками рынка являются хозяйствующие субъекты — операторы связи, оказывающие услуги местной телефонной связи и являющиеся продавцами на рынке оказания услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне.
            Согласно информации, представленной Роскомнадзором РФ и Управлением Роскомнадзора по Калининградской области, участниками рынка оказания услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне в географических границах г. Калининград могли являться 33 хозяйствующих субъекта, а в географических границах рынка п.т.г. Янтарный — 1 хозяйствующий субъект.
            В указанные выше хозяйствующие субъекты были направлены запросы о предоставлении информации.
            По г. Калининград ответы получены от 26 хозяйствующих субъектов, что составляет 78,8% от общей совокупности организаций, имеющих возможность оказывать услуги по присоединению и пропуску трафика на местном уровне; по п.т.г. Янтарный ответы были получены от 1 хозяйствующего субъекта, что составляет 100% от общей совокупности. Таким образом, Управлением выявлено такое количество хозяйствующих субъектов, при котором добавление хозяйствующих субъектов, не представивших информацию, не приведет к изменению выводов о наличии или отсутствии доминирующего положения у крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
            Согласно информации, представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами, в 2009 году на территории г. Калининград оказание услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне осуществляли 22 хозяйствующих субъекта; на территории п.т.г. Янтарный — 1 хозяйствующий субъект.
 
Объем товарного рынка и доля хозяйствующих субъектов на рынке
 
Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне произведен в соответствии с п. 37 Порядка: для услуги по присоединению - по объему задействованной монтированной емкости (по мощности) в пересчете на канал 64 Кбит/сек, для услуги по пропуску трафика — по показателю выручки от оказания услуг. Объем показателя в целом определяется как сумма показателей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно информации, предоставленной хозяйствующими субъектами, совокупный объем монтированной емкости по г. Калининград, задействованной в процессе оказания услуг по присоединению на местном уровне составил 44740 точек присоединения, а совокупная выручка от оказания услуг по пропуску трафика по г. Калининград составила 122302298 рублей.
Согласно информации, предоставленной хозяйствующими субъектами, в указанных географических границах рынка единственным хозяйствующим субъектом, оказывавшим в 2009 году услуги по присоединению и передаче трафика на местном уровне являлось ОАО «Северо-Западный Телеком», доля которого на указанных продуктовых рынках составила 100%.
 
1. Географические границы: г. Калининград
 
1.1 Услуга присоединения на местном уровне.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ОАО «Северо-Западный Телеком», ЗАО «ВестБалт Телеком» и ООО «Связьинформ». В связи с тем, что на рынке осуществдяло деятельность более 15 хозяйствующих субъектов, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) не рассчитывался.
CR3 = 43,85% + 14,68% + 25,68% = 84,21%
70%<CR3<100%
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
1.2 Услуга передачи трафика на местном уровне.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ОАО «Северо-Западный Телеком», ЗАО «ВестБалт Телеком» и ООО «Связьинформ». В связи с тем, что на рынке осуществляло деятельность более 15 хозяйствующих субъектов, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) не рассчитывался.
CR3 = 32,23% + 18,64% + 20,45% = 71,32%
70%<CR3<100%
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
2. Географические границы: п.г.т. Янтарный
            В связи с тем, что в 2009 году только ОАО «Северо-Западный Телеком» оказывало услуги по присоединению и передаче трафика на местном уровне, указанный субъект имеет долю 100% в продуктовых границах: услуга присоединения на местном уровне и в продуктовых границах: услуга передачи трафика на местном уровне. Соответственно, значение коэффициента рыночной концентрации для обоих продуктовых рынков будет равно 100%, а значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - 10000.
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
Барьеры входа на товарный рынок
 
            В качестве барьеров входа на товарный рынок можно выделить необходимость существенных экономических затрат на создание сети связи общего пользования.
 
Состояние конкурентной среды на товарном рынке
 
            Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке по оказанию услуг по присоединению и пропуску трафика на местном уровне на территории г. Калининград и п.г.т. Янтарный свидетельствует, что рынок в географических границах г. Калининград относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, а в п.г.т. Янтарный - к рынку с неразвитой конкуренцией.
 
Вывод
 
            Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на исследуемый товарный рынок, свидетельствуют о том, что рынок в географических границах г. Калининград относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, а в п.г.т. Янтарный - к рынку с неразвитой конкуренцией.
            Проведенный анализ выявил:
1) В продуктовых границах: услуга по присоединению на местном уровне, в географических границах п.г.т. Янтарный доминирование ОАО «Северо-Западный Телеком» с долей 100%.
2) В продуктовых границах: услуга по передаче трафика на местном уровне, в географических границах п.г.т. Янтарный доминирование ОАО «Северо-Западный Телеком» с долей 100%.
3) В продуктовых границах: услуга по присоединению на местном уровне, в географических границах г. Калининград коллективное доминирование ОАО «Северо-Западный Телеком» (43,85%), ЗАО «ВестБалт Телеком» (14,68%) и ООО «Связьинформ» (25,68%) совокупная доля которых превысила 50% и составила 84,21%, а доля каждого превысила 8%.
4) В продуктовых границах: услуга по передаче трафика на местном уровне, в географических границах г. Калининград коллективное доминирование ОАО «Северо-Западный Телеком» (32,23%), ЗАО «ВестБалт Телеком» (18,64%) и ООО «Связьинформ» (20,45%), ООО «ТИС-Диалог» (11,06%) совокупная доля которых превысила 70% и составила 82,38%, а доля каждого превысила 8%.
            По результатам проведенного анализа ОАО «Северо-Западный Телеком» занимает долю более 35% на рынке: в географических границах п.г.т. Янтарный в продуктовых границах: услуга по присоединению на местном уровне и услуга по передаче трафика на местном уровне; в географических границах г. Калининград, в продуктовых границах: услуга по присоединению на местном уровне. Предлагается ООО «Северо-Западный Телеком» включить в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по соответствующим основаниям.