Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в Балтийском муниципальном районе

Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в Балтийском муниципальном районе

 
11.03.2010                                                                                                                г. Калининград
 
Общие положения
 
            Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными домами проведены Управлением ФАС по Калининградской области в связи с возбуждением дела № АМЗ-155/2009 по признакам нарушения МКП «Служба заказчика Балтийского городского округа» (далее – МКП СЗ БГО) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) и с целью установления доли, занимаемой МКП СЗ БГО на исследуемом рынке.
Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами проведены в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее — Порядок). В качестве источников информации использовались материалы, предоставленные администрацией МО «Балтийский муниципальный район» (письмо б/н от 19.01.2010).
 
Временной интервал исследования
 
            В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
            Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
            Целью проведения данного анализа состояния конкурентной среды является определение наличия/отсутствия доминирующего положения МКП СЗ БГО на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в момент совершения им действий, содержащих признаки нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По результатам открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, проведенных администрацией Балтийского городского округа в мае и в июле 2008 года, в июне – августе 2008 года 820 из 823 многоквартирных домов, расположенных на территории Балтийского муниципального района, были переданы в управление МКП СЗ БГО. Три многоквартирных дома из 823 находились в управлении у ООО «Управляющая компания Самбия-Пиллау»). Временным интервалом исследования является период с 01.06.2008 г. по 15.09.2009 г.
 
Продуктовые границы товарного рынка
 
Продуктовыми границами изучаемого рынка является комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельности.
В соответствии с пунктом 14 Порядка продуктовые границы товарного рынка определены на основе Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163, и соответствуют коду 041131 «Услуги по управлению многоквартирным домом».          
            Согласно ч. 5 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в ч. 5 ст. 161 ЖК РФ, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Таким образом, указанные услуги в анализируемом периоде не могут быть заменены иными услугами по управлению многоквартирными домами.
 
Географические границы товарного рынка
 
            В соответствии с пунктами 25, 27 Порядка, товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за её пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
            В соответствии с п. 23 Порядка под географическими границами товарного рынка понимается территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами. Определение географических границ рынка включает:
·                     предварительное определение географических границ товарного рынка;
·                     выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
·                     определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
            Товарный рынок оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными домами, в связи с необходимостью исследования его в пределах муниципального образования, экономической целесообразностью приобретения услуг ЖКХ на определенной территории, особенностями его функционирования, определенными ЖК РФ, в том числе, делегированием полномочий органу местного самоуправления проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или если принятое решение о выборе способа управления не было реализовано (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ), определен как локальный. Географические границы рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами определены границами МО «Балтийский муниципальный район».
 
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
 
            На основании данных, предоставленных администрацией МО «Балтийский муниципальный район», определены хозяйствующие субъекты — участники рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами.
            Участниками рынка являются управляющие компании, осуществляющие оказание услуг по управлению многоквартирными домами на территории МО «Балтийский муниципальный район».
            Согласно информации, представленной администрацией МО «Балтийский муниципальный район», в период с 01.06.2008 по 15.09.2009 г.
на территории муниципального образования услуги по управлению многоквартирными домами оказывали два хозяйствующих субъекта: МКП «Служба заказчика Балтийского городского округа» и ООО «Управляющая компания Самбия-Пиллау».
           
Объем товарного рынка и доля хозяйствующих субъектов на рынке
 
Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными домами произведен в соответствии с пунктом 37 Порядка, то есть по объему оказания услуг в натуральном выражении. Расчет объема исследуемого товарного рынка определяется как совокупная величина услуг в натуральном выражении, оказанных хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем оказанных услуг данным хозяйствующим субъектом к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.
Согласно информации, предоставленной МО «Балтийский муниципальный район», общее количество многоквартирных жилых домов на территории МО «Балтийский муниципальный район» - 823. Таким образом, объем товарного рынка услуг по управлению домами в период с 01.06.2008 по 15.09.2009 - 823 многоквартирных дома. Соответственно доли хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке в исследуемом периоде составили: МКП СЗ БГО – 99,64%, ООО «Управляющая компания Самбия-Пиллау» - 0,36%.
 
Уровень концентрации товарного рынка
 
            Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CRn) – сумма долей на рынке определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI), рассчитан как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.
Для расчета коэффициента рыночной концентрации определен единственный хозяйствующий субъект, имеющий наибольшую долю на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами на территории МО «Балтийский муниципальный район»: МКП СЗ БГО.
 
CR1 = 99,64%
70% < CR1 < 100%
 
HHI = 99,642 +0,362 = 9928,26
2000 < HHI < 10000
 
            Таким образом, на территории МО «Балтийский муниципальный район» рынок оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами является высококонцентрированным.
           
Барьеры входа на товарный рынок
 
            В ходе анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания услуг управляющими компаниями по управлению многоквартирными домами существенных барьеров, связанных со входом на указанный рынок, не выявлено.
 
Состояние конкурентной среды на товарном рынке
 
            Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами свидетельствует, что он относится к рынку с неразвитой конкуренцией и является высококонцентрированным.
 
Вывод
 
            Полученное значение коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на исследуемый товарный рынок, свидетельствуют о том, что рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами на территории МО «Балтийский муниципальный район» относится к типу рынка с неразвитой конкуренцией и охарактеризован как высококонцентрированный. Проведенный анализ выявил монопольное положение МКП СЗ БГО, доля которого составила 99,64%.
            По результатам проведенного анализа, МКП «Служба заказчика Балтийского городского округа» (Калининградская область, г. Балтийск, пр. Ленина, д. 39а) занимает долю на рынке более 50%. Предлагаю МКП «Служба заказчика Балтийского городского округа» включить в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.