Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по хранению нефтепродуктов

Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по хранению нефтепродуктов

26.02.2010                                                                                                                г. Калининград
 
Общие положения
 
            Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по хранению нефтепродуктов проведены Управлением ФАС по Калининградской области в соответствии с Планом работ ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 — 2010 годы, утвержденным приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28. Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по хранению нефтепродуктов проведены в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее — Порядок), а также в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению нефтепродуктов, утвержденными Комиссией ФАС по проведению анализа товарных рынков 09.09.2009 (далее — Методические рекомендации).
            В качестве источников информации использовались материалы, предоставленные Калининградстатом, ГУ МЧС РФ по Калининградской области, Управлением Госпожнадзора по Калининградской области, Правительством Калининградской области, КФ ООО «Регионспас», хозяйствующими субъектами.
 
Временной интервал исследования
 
            В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
            Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
            В соответствии с Методическими рекомендациями исследованию подлежит временной интервал 2007 — 2008 годы.
 
Продуктовые границы товарного рынка
 
            Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
            В соответствии с указанным классификатором услуге хранения нефтепродуктов соответствует код 63.12.21 «Хранение и складирование нефти и продуктов её переработки».
            В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 № 637, деятельность по хранению нефти и продуктов её переработки включает в себя: налив, хранение, слив нефти и продуктов её переработки, внутрискладские операции.
            В соответствии с пунктами 15, 17 Порядка определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
            В соответствии с п. 6.2 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 232, нефтепродукты каждой марки должны храниться в отдельных, предназначенных для них исправных резервуарах. В связи с этим, хранение разных видов нефтепродуктов следует рассматривать самостоятельно.
            Таким образом, для услуг по хранению нефтепродуктов в рамках каждого вида топлива отсутствуют взаимозаменяемые услуги.
            На основании вышеизложенного в Аналитическом отчете подлежит раздельному рассмотрению оказание услуг по хранению следующих видов нефтепродуктов: бензины, нефть, топочный мазут, дизельное топливо, авиакеросин.
            При анализе состава групп покупателей, в зависимости от общей вместимости мест хранения нефтепродуктов, установлено, что одни и те же покупатели услуги хранения нефтепродуктов приобретали её у компаний, как располагающих существенным резервуарным парком, так и относительно небольшим его размером. В то же время, владельцы мощностей оказывали услуги по хранению различных объемов нефтепродуктов с применением единых тарифов для всех групп покупателей услуги хранения. Таким образом, не выявлено факторов, свидетельствующих о разделении товарного рынка на оптовый и мелкооптовый секторы.
 
Географические границы товарного рынка
 
            В соответствии с пунктами 25, 27 Порядка, товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за её пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
            В соответствии с п. 23 Порядка под географическими границами товарного рынка понимается территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами. Определение географических границ рынка включает:
·                     предварительное определение географических границ товарного рынка;
·                     выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
·                     определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Уточнение географических границ рынка оказания услуг по хранению нефтепродуктов проведено антимонопольным управлением в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
            Товарный рынок оказания услуг по хранению нефтепродуктов, определен как региональный, расположенный в географических границах Калининградской области в силу следующих причин:
·                     основная масса нефтепродуктов поступает в Калининградскую область из других регионов России;
·                     приобретатели услуги хранения нефтепродуктов осуществляют грузооборот через места хранения в таких объемах, при которых дополнительные затраты на транспортировку топлива из любого места, альтернативного первоначально выбранному в Калининградской области, не приводят к существенному (10% и более) увеличению цены услуги хранения;
·                     Методическими рекомендациями установлено, что предшествующие исследования антимонопольных органов свидетельствовали о региональном характере рынка;
·                     экономическая целесообразность приобретения услуги хранения за пределами Калининградской области отсутствует в силу её изолированности от остальной территории РФ.
 
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
 
            На основании данных, предоставленных Калининградстатом, ГУ МЧС РФ по Калининградской области, Управлением Госпожнадзора по Калининградской области, Правительством Калининградской области, КФ ООО «Регионспас», хозяйствующими субъектами, определены хозяйствующие субъекты — участники рынка оказания услуг хранения нефтепродуктов.
            Участниками рынка являются хозяйствующие субъекты, владеющие на праве собственности или имеющие в оперативном управлении объекты, предназначенные для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов, за исключением хозяйствующих субъектов, не предоставляющих услуги по хранению нефтепродуктов третьим лицам.
            Согласно информации, представленной указанными организациями, в которые Управлением были направлены запросы, в Калининградской области вышеуказанную услугу могли осуществлять 61 организация. Согласно устным пояснениям представителей администрации МО «Черняховское ГП», МУП «КПД» на момент сбора информации было ликвидировано. Таким образом, состав хозяйствующих субъектов был сокращен до 60.
            Запросы, направленные 15 хозяйствующим субъектам вернулись в Управление с отметкой «адресат не значится». С учетом того, что оказание услуги хранения нефтепродуктов сопряжено с наличием специально оборудованных стационарных мест хранения (емкостей, складов), указанный факт может свидетельствовать о том, что, фактически данные хозяйствующие субъекты на рассматриваемом рынке не осуществляли деятельность. Таким образом, состав хозяйствующих субъектов сократился до 45.
            Ответы получены от 37 хозяйствующих субъектов, что составляет 82,2% от общей совокупности организаций, имеющих возможность оказывать услугу по хранению нефтепродуктов в Калининградской области. Таким образом, Управлением выявлено такое количество хозяйствующих субъектов, при котором добавление хозяйствующих субъектов, не представивших информацию, не приведет к изменению выводов о наличии или отсутствии доминирующего положения у крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
            Согласно информации, представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами, в периоде 2007 - 2008 годы оказание услуги по хранению нефтепродуктов на территории Калининградской области осуществляли 12 хозяйствующих субъектов. Из них, услуги по хранению нефти оказывал 1 хозяйствующий субъект, услуги по хранению бензинов оказывали 5 хозяйствующих субъектов, по хранению дизельного топлива — 6 хозяйствующих субъектов, по хранению мазута — 6 хозяйствующих субъектов, по хранению авиакеросина — 1 хозяйствующий субъект.
 
Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг хранения нефтепродуктов произведен в соответствии с п. 37 Порядка и Методическими рекомендациями по объему мощностей и суммарному объему работы. Объем мощностей в целом определяется как сумма мощностей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом товарном рынке. Суммарный объем работы в целом определяется как сумма суммарной работы каждого хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом товарном рынке.
 
Уровень концентрации товарного рынка
 
            Для определения уровня концентрации товарного рынка оказания услуг по хранению нефтепродуктов в разрезе каждого продукта и показателя, служащего для определения доли на товарном рынке, рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CRn) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
 
1. Нефть.
            В связи с тем, что в 2007 — 2008 годах только ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» оказывало услуги по хранению нефти, данный хозяйствующий субъект и по показателю производственной мощности и по суммарной работе имеет долю на рынке 100%.
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
2. Бензины.
2.1 По показателю производственной мощности.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», ЗАО «БНК» и ООО «Калининграднефтепродукт».
CR3 = 27,54% + 29,26% + 37,47% = 94,27%
HHI = 27,54%2 + 29,26%2 + 37,47%2 = 3018,60
70%<CR3<100%
2000<HHI<10000
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
2.2 По показателю суммарной работы.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», ЗАО «БНК» и ООО «Калининграднефтепродукт».
CR3 = 39,93% + 22,84% + 25,93% = 88,7%
HHI = 39,93%2 + 22,84%2 + 25,93%2 = 2788,44
70%<CR3<100%
2000<HHI<10000
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
3. Мазут.
3.1 По показателю производственной мощности.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ОАО «Янтарьэнерго», ЗАО ПНК «Росбункер» и ОАО «33 СРЗ».
CR3 = 31,13% + 32,84% + 11,68% = 75,65%
HHI = 31,13%2 + 32,84%2 + 11,68%2 = 2183,96
70%<CR3<100%
2000<HHI<10000
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
3.2 По показателю суммарной работы.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ЗАО «Цепрусс», ОАО «Янтарьэнерго», МУП КХ «Теплосеть».
CR3 = 14,48% + 51,85% + 11,79% = 78,12%
HHI = 14,48%2 + 51,85%2 + 11,79%2 = 3037,10
70%<CR3<100%
2000<HHI<10000
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
           
4. Дизельное топливо
4.1 По показателю производственной мощности.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», ЗАО «БНК» и ООО «Калининграднефтепродукт».
CR3 = 16,79% + 20,99% + 45,70% = 83,48%
HHI = 16,79%2 + 20,99%2 + 45,70%2 = 2810,97
70%<CR3<100%
2000<HHI<10000
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
3.2 По показателю суммарной работы.
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», ООО «Балтиктоп» и ООО «Калининграднефтепродукт».
CR3 = 31,41% + 37,80% + 22,24% = 91,45%
HHI = 31,41%2 + 37,80%2 + 22,24%2 = 2910,05
70%<CR3<100%
2000<HHI<10000
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
5. Авиакеросин
            В связи с тем, что в 2007 — 2008 годах только ЗАО «Авианефть» оказывало услуги по хранению авиакеросина, данный хозяйствующий субъект и по показателю производственной мощности и по суммарной работе имеет долю на рынке 100%.
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
Барьеры входа на товарный рынок
 
            Анализ информации, представленной хозяйствующими субъектами, выявил наличие барьеров входа на товарный рынок - существенные первоначальные капитальные вложения, связанные со строительством нефтехранилищ. Также, существуют экологические ограничения, в связи с тем, что деятельность по хранению нефтепродуктов представляет повышенную опасность для окружающей среды. Данные барьеры являются труднопреодолимыми.
            Указанные барьеры также препятствуют увеличению объема оказания услуг.
 
Состояние конкурентной среды на товарном рынке
 
            Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания услуг по хранению нефтепродуктов на территории Калининградской области свидетельствует, что рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
 
Вывод
 
            Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на исследуемый товарный рынок, свидетельствуют о том, что товарный рынок Калининградской области относится к типу рынка с неразвитой конкуренцией и охарактеризован как высококонцентрированный.
            Проведенный анализ выявил:
·                     Доминирование в продуктовых границах «нефть» по объему производственных мощностей и по показателю суммарной работы ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» с долей 100%.
·                     Коллективное доминирование в продуктовых границах «бензины»: по производственной мощности трех хозяйствующих субъектов - ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» (доля — 27,54%), ЗАО «Балтийская нефтяная компания» (доля — 29,26%) и ООО «Калининграднефтепродукт» (доля — 37,47%), совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого — 8%, и составила 94,27%; по показателю суммарной работы - ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» (доля — 39,93%), ЗАО «Балтийская нефтяная компания» (доля — 22,84%) и ООО «Калининграднефтепродукт» (доля — 25,93%), совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого — 8%, и составила 88,70%.
·                     Коллективное доминирование в продуктовых границах «мазут»: по производственной мощности пяти хозяйствующих субъектов — ЗАО «Цепрусс» (доля — 9,73%), МУП КХ «Теплосеть» (доля — 10,95%) и ОАО «Янтарьэнерго» (доля — 31,13%), ЗАО ПНК «Росбункер» (доля — 32,84%), ОАО «33 СРЗ» (доля — 11,68%), совокупная доля которых превысила 70%, а доля каждого — 8%, и составила 96,33%; по показателю суммарной работы - ЗАО «Цепрусс» (доля — 14,48%), МУП КХ «Теплосеть» (доля — 51,85%) и ОАО «Янтарьэнерго» (доля — 11,79%), ЗАО ПНК «Росбункер» (доля — 9,24%), ОАО «33 СРЗ» (доля — 8,08%), совокупная доля которых превысила 70%, а доля каждого — 8%, и составила 95,45%.
·                     Коллективное доминирование в продуктовых границах «дизельное топливо»: по производственной мощности четырех хозяйствующих субъектов - ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» (доля — 16,79%), ЗАО «Балтийская нефтяная компания» (доля — 20,99%), ООО «Балтиктоп» (доля — 12,6%) и ООО «Калининграднефтепродукт» (доля — 45,70%), совокупная доля которых превысила 70%, а доля каждого — 8%, и составила 96,08%; по показателю суммарной работы трех хозяйствующих субъектов - ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» (доля — 31,41%), ООО «Балтиктоп» (доля — 37,80%) и ООО «Калининграднефтепродукт» (доля — 22,24%), совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого — 8%, и составила 91,45%.
·                     Доминирование в продуктовых границах «авиакеросин» по объему производственных мощностей и по показателю суммарной работы ЗАО «Авианефть» с долей 100%.