А Н А Л И Т И Ч Е С К И Й О Т Ч Е Т по результатам проведенного анализа рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Москва – Калининград

А Н А Л И Т И Ч Е С К И Й О Т Ч Е Т по результатам проведенного анализа рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Москва – Калининград

 
            Анализ рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Москва – Калининград проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России № 108 от 25.04.2006 года.
            Цель исследования рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Москва – Калининград является проверка соблюдения антимонопольного законодательства авиаперевозчиками в части нарушения ст. 10, 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции».
            При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке для определения участников рынка в качестве исходной информации использованы сведения ЗАО «Международный аэропорт Калининград», «расписание движение самолетов из калининградского аэропорта», сведения от хозяйствующих субъектов – участников рынка. На направлении Калининград – Москва – Калининград деятельность по пассажирским авиаперевозкам осуществляют 5 авиакомпаний ОАО «Аэрофлот российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Глобус», ЗАО «Скай-экспресс».
 
Определение временного интервала исследования товарного рынка
            Выбранный временной интервал исследования товарного рынка охватывает следующий промежуток времени: 2009 год, январь-февраль 2010 года. Для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства в части применения авиаперевозчиками высоких тарифов по указанному направлению необходимо проведение сравнительного анализа изменения цены на протяжение не менее 1 года, а также установление положения участников рынка авиаперевозок (занимаемой доли на рынке) в анализируемом периоде.
 
Определение продуктовых границ товарного рынка
            Предварительное определение товара проведено в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госкомстата России от 06.11. 2001 года № 454-ст – деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию Код- 62.10.1. Авиаперевозка – это комплекс мероприятий, обеспечивающих предоставление пассажиру услуг по перелету по требуемому маршруту, включая информационное обслуживание, продажу авиабилета, обеспечение безопасности на борту самолета и в контролируемой зоне, регистрацию и встречу в аэропорту, обслуживание на борту самолета и обеспечение трансферта. Продажа авиабилетов на перевозку пассажиров осуществляется как перевозчиком, так и другими хозяйствующими субъектами в соответствии с действующими заключенными агентскими соглашениями (договорами) между перевозчиком и агентом по продаже, который осуществляет продажу перевозок в строгом соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», а также с правилами, условиями и инструкциями, регулирующими оформление перевозочных документов, применение тарифа и льгот, устанавливаемых перевозчиком. За выполнение работ авиаперевозчик оплачивает агенту вознаграждение в соответствии с условиями соглашения (договора).
            Для проведения процедуры подтверждения отсутствия взаимозаменяемости услуги проведена работа по выявлению возможных продавцов услуг перевозки пассажиров по направлению Калининград – Москва – Калининград. Деятельность по перевозке пассажиров, подчиняющаяся расписанию на данном направлении, оказывается только авиакомпаниями и железной дорогой. Из-за географического положения Калининградской области, проезд по направлению Калининград - Москва - Калининград проходит по территории иностранных государств, пересечение границ которых требует обязательного наличия заграничного паспорта, что не требуется при авиаперевозке, также меньшая протяженность маршрута, время нахождения в пути, беспосадочная дальность полета, высокая скорость доставки пассажиров исключают возможность взаимозаменяемости услуги авиаперевозки услугой перевозки железнодорожным транспортом.
 
Определение географических границ товарного рынка
             Для процедуры определения границ территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую возможность приобрести услугу за ее пределами, проведена работа по выявлению возможных вариантов для потребителей услуги добраться от пункта отправления Калининград (Москва) до пункта назначения Москва (Калининград). Схема маршрута Калининград – Москва – Калининград может быть представлена следующим образом: Калининград – субъект РФ – Москва – субъект РФ – Калининград. Однако данная схема маршрута для покупателя является экономически нецелесообразной, т.к. совокупная цена билета от пункта отправления до конечного пункта назначения увеличивается более чем в два раза. С учетом изложенного можно сделать вывод, что существующая альтернатива добраться до пункта назначения без дополнительных материальных затрат, увеличения протяженности маршрута, времени полета, пересадки, ожидания в аэропорту рейса является нецелесообразной, поэтому географическими границами рынка авиаперевозки по маршруту Калининград-Москва является территория Калининграда и Калининградской области, по маршруту Москва -Калининград является как территория Москвы и Московской области, так и территория Калининграда и Калининградской области (например, в случае приобретения билета жителями области, возвращающимися из поездок в другие регионы, в т.ч. при приобретении билетов туда – обратно).
 
 Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
            Для соответствующего временного интервала исследования продуктовых границ товарного рынка и географических границ товарного рынка определены следующие хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги авиаперевозки по маршрутам Калининград – Москва и Москва -Калининград:
- ОАО «Авиакомпания «Ютэйр»,
- ОАО «АЭРОФЛОТ-Российские авиалинии»,
- ОАО «Авиакомпания «Сибирь»,
- ООО «Глобус»,
- ЗАО «Скай-экспресс».
 Перечисленные компании доставляют пассажиров до места назначения на самолетах типа: Боинг 737, ТУ-134, Aerobus из/до аэропорта Храброво до/из аэропортов Внуково, Шереметьево, Домодедово.
 
Расчет объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов на рынке
            Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем авиаперевозок в натуральном выражении. Объем рынка определен как сумма объемов перевозки авиапассажиров участниками рынка. Объем рынка, характерный установленному временному интервалу, составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, составил за 2009 год - по направлению Калининград-Москва — 222 490 перевезенных пассажиров, по направлению Москва — Калининград — 231 258 пассажиров, за январь-февраль 2010 года - по направлению Калининград-Москва — 47 661 перевезенных пассажиров, по направлению Москва — Калининград — 49 235 пассажиров           Доля хозяйствующих субъектов на рынке рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем перевозки каждым участником рынка к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.
 
 Определение уровня концентрации товарного рынка
             Для определения уровня концентрации рынка использованы следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR3)- сумма долей на локальном рынке (выраженных в процентах) 3 крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.
Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне концентрации товарного рынка авиаперевозок
 
 Определение барьеров входа на товарный рынок
            Основным из факторов, препятствующим новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами, помимо организационных и технологических, являются большие финансовые капиталовложения (стартовые и текущие затраты) для осуществления такого вида деятельности при длительных сроках окупаемости этих вложений. Для участников рынка авиаперевозок, оказывающих услуги по перевозке авиапассажиров на других направлениях, имеются ограничения, связанные со сформировавшейся структурой рынка: количество выполняемых рейсов работающими на данном направлении авиакомпаниями; возможность аэропорта по приему самолетов, обеспечению предоставления места под стоянку самолета, по техническому обслуживанию воздушного судна; согласование слотов для формирования, согласования, издания и оперативной корректировки расписания движения воздушных судов.
 
Оценка состояния конкурентной среды
Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволили сделать вывод о том, к какому типу рыночных структур принадлежит рынок услуг пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград - Москва и Москва— Калининград, оценить степень развитости конкуренции на рынке.
При анализе структуры рынка выявлено 5 хозяйствующих субъекта, осуществляющих деятельность на исследованном рынке.
Информация о цене и условиях приобретения товара — услуги авиапервозки доступна неопределенному кругу лиц. Товаром является авиаперевозка по направлению Калининград-Москва-Калининград, свидетельством приобретения данного товара является авиабилет. Продажа билетов на авиаперевозку Калининград — Москва - Калининград производится в кассах, туристических агентствах и т.д. Информация о цене реализуемых авиабилетов размещается в сети Интернет, посредством распространения прайс-листов и т.д. Информация об условиях продажи, в том числе со скидками, по льготным тарифам, по бонус-программам, доступна непосредственно у диспетчера-оператора, а также по телефонам авиакомпаний (их представительств, дилеров).
Положение ОАО «АЭРОФЛОТ - Российские авиалинии» на рынке авиаперевозок по направлению Калининград - Москва - Калининград может быть квалифицировано как доминирующее, т.к. применительно к нему выполняются требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ-135 «О защите конкуренции». Снижение доли ОАО «АЭРОФЛОТ - Российские авиалинии» в январе-феврале 2010 года связано с увеличением пассажиров, воспользовавшихся услугой авиаперевозки, осуществляемой ОАО «Авиакомпания «Сибирь». В связи с изменением в январе-феврале 2010 года по сравнению с 2009 годом относительных размеров долей авиаперевозчиков на исследуемом рынке положение ОАО «АЭРОФЛОТ - Российские авиалинии», ЗАО «Скай-Экспресс», ОАО «Авиакомпания Сибирь», ОАО «Авиакомпания «Ютэйр» в соответствии с требованиями, установленными ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», не может быть признано доминирующим.
Полученные коэффициенты рыночной концентрации свидетельствуют о высокой концентрации рынка услуг пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград - Москва и Москва — Калининград.
Высокая степень концентрации товарного рынка, доминирующее положение ОАО «АЭРОФЛОТ - Российские авиалинии», может оказывать решающее влияние на общие условия предоставления услуг пассажирских авиаперевозок, ограничивать доступ на рынок другим авиаперевозчикам, поэтому со стороны антимонопольного органа необходим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке услуг пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград - Москва и Москва — Калининград.
Проведенный анализ состояния конкурентной среды позволяет сделать вывод о том, что исследованный рынок услуг относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
 
Заключение.
Включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, ОАО «АЭРОФЛОТ - Российские авиалинии» на рынке пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград-Москва, Москва- Калининград в географических границах г. Калининграда и Калининградской области.
 
Перечень использованных документов:
1.                     Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»
2.                     Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 25.04.2006 года № 108.
3.                     Ответы хозяйствующих субъектов — участников исследуемого товарного рынка.
4.                     Ответ ОАО «Международный аэропорт «Калининград».
 
04.05.2010 г.