Аналитический отчет по результатам анализа и оценки конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

Аналитический отчет по результатам анализа и оценки конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

 Отделом антимонопольного контроля Калининградского УФАС России проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. Анализ вышеуказанного рынка проведен на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 года № 108.
 Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами включал следующие этапы:
1- определение временного интервала исследования товарного рынка,
2- определение продуктовых границ товарного рынка,
3- определение географических границ товарного рынка,
4- определение хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке,
6- определение уровня концентрации товарного рынка,
7- определение барьеров входа на товарный рынок.
 
1.                                     Определение временного интервала исследования
Учитывая цели исследования товарного рынка (уточнение положения, занимаемого хозяйствующими субъектами на рынке) проведена работа по ретроспективному анализу конкурентной среды на товарном рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. Учитывая сложившиеся сроки отчетности, все характеристики рынка определены в пределах одного установленного временного интервала – 2008 год, 9 месяцев 2009 года.
 
2.Определение продуктовых границ товарного рынка
Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами рассмотрен в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами – код 52.3.
 Товаром на данном рынке являются лекарственные средства, предметы медицинского назначения. Лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции). Изделия медицинского назначения и медицинская техника - приборы, аппараты, инструменты, устройства, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, которые применяются в медицинских целях. Фармацевтические товары можно классифицировать: 1) по срокам использования - фармацевтические товары могут быть длительного пользования (как, например, предметы санитарии, гигиены, медицинские приборы) и кратковременного пользования (лекарственные средства, лекарственное сы­рье, лечебная косметика и парфюмерия), 2) по характеру спроса можно выделить: - товары массового спроса; - товары пассивного спроса, которые отличаются либо высокой ценой, либо низкими качествен­ными характеристиками, либо о товаре мало известно из-за недостатка информа­ции и отсутствия рекламы; - товары особого спроса (эксклюзивного спроса) с уникальными свойствами, при­обретение которых требует дополнительных усилий и затрат со стороны покупате­лей; - товары выборочного спроса, приобретение которых связано с предварительной оценкой имеющегося ассортимента и последующим выбором товара путем сравне­ния по качеству, оформлению, цене, производителю.
 Особенность рынка лекарственных средств состоит в том, что приобретает лекарство потребитель, но какой именно препарат и в каких количествах купить, решает не он, а врач.
 
3.                                     Определение географических границ товарного рынка
Географические границы рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами определены территорией, на которой потребитель имеет возможность приобрести данный товар с наименьшими затратами, по месту жительства, исходя из привязанности к местам торговли и такая возможность/целесообразность отсутствует за ее пределами, что позволяет установить, что единого регионального рынка розничной реализации лекарственных средств не существует.
При проведении анализа товарного рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами учтены территории, входящие в географические границы локальных рынков – муниципальных образований и городских округов Калининградской области.
 
4.                     Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке
Покупателями на данном рынке являются физические лица. Продавцами являются юридические лица – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В соответствии с п. 3.7.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 декабря 2006 г. № 897, электронная база данных реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности ведется в отделе, осуществляющем лицензирование фармацевтической деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Запросы были направлены 180 хозяйствующим субъектам, ответа о результатах хозяйственной деятельности получены от 88 хозяйствующих субъектов. 46 писем-запросов были возвращены по причине того, что адресаты по указанным в Реестре лицензий на фармацевтическую деятельность, предоставленном Управлением Росздравнадзора по Калининградской области, адресам не значатся. 11 хозяйствующих субъектов сообщили, что в 2008 г., 9 месяцах 2009 года не вели деятельность на данном рынке. В отношении 25 хозяйствующих субъектов рассматриваются дела по признакам нарушения ст. 25 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
 
5.             Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
 Объем локальных рынков определен как сумма объемов продаж лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров хозяйствующими субъектами, действующими в географических границах рассматриваемых локальных рынков, которые предоставили информацию в соответствии с запросами Калининградского УФАС России. Доля хозяйствующего субъекта на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем продаж каждого хозяйствующего субъекта на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, к показателю, характеризующему объем данного рынка.
 
6. Определение уровня концентрации товарного рынкаДля определения уровня концентрации товарного рынка использовались следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CRn) – сумма долей на локальном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI), рассчитан как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.
 Для расчета коэффициента рыночной концентрации выделено три хозяйствующих субъекта, имеющих наибольшую долю на рынке розничной реализации фармацевтических товаров:
·                        в городском округе «Город Калининград»:
 
·                        в Балтийском муниципальном районе:
 
·                        в Полесском муниципальном районе:
 
·                        в Советском городском округе:
 
·                        в Светловском городском округе:
 
·                        в Пионерском городском округе:
 
·                        в Гусевском муниципальном районе:
 
·                        в Неманском муниципальном районе:
 
·                        в Черняховском муниципальном районе:
 
 
·                        в Багратионовском муниципальном районе:
 
 
·                        в Гурьевском муниципальном районе:
 
·                        в Краснознаменском муниципальном районе:
 
·                        в Нестеровском муниципальном районе:
 
 
·                        в Озерском районе:
 
·                        в Славском муниципальном районе:
 
в Мамоновском городском округе:
 
·                        в Янтарном городском округе
 
 
·                        в Светлогорском районе :
 
·                        в Гвардейском районе:
 
·                        в Зеленоградском районе:
 
·                        в Ладушкинском городском округе:
 
·                        в Правдинском районе
 
 
Полученные показатели рыночной концентрации дают возможность сделать оценку степени монополизации рынка. Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами:
·                        в городском округе «Город Калининград», в Черняховском муниципальном районе признан умеренноконцентрированным; в Балтийском муниципальном районе приближен к умеренноконцентрировнаному
·                        в Правдинском районе, Гвардейском районе, Зеленоградском районе, Светлогорском районе, Янтарном городском округе, Мамоновском городском округе, Славском муниципальном районе, Озерском районе, Нестеровском районе, Краснознаменском муниципальном районе, Гурьевском муниципальном районе, Багратионовском муниципальном районе, Неманском муниципальном районе, Гусевском муниципальном районе, Пионерском городском округе, Светловском городском округе, в Советском городском округе, Полесском муниципальном районе, в Ладушкинском городском округе признаны высококонцентрированными.
 
7.                                             Определение барьеров входа на товарный рынок
В процессе определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, были выявлены следующие барьеры входа на рынок:
·                        административные ограничения:
- лицензирование деятельности на осуществление розничной торговли фармацевтическими товарами,
- Правительство Калининградской области Постановлением от 30 марта 2006 г. № 185 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства, реализуемые на территории Калининградской области» установило размеры предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации, для организаций розничной торговли, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории Калининградской области,
- условия конкурсного отбора поставщиков фармацевтических средств для муниципальных нужд.
·         стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок:
- создание для покупателей условий, стимулирующих приобретение товара именно у данного хозяйствующего субъекта, в частности предоставление карт скидок постоянным покупателям (сеть аптек «Формула Здоровья», «Тамро»),
- проведение интенсивных рекламных компаний;
·                        экономические ограничения, связанные с высоким уровнем арендной платы за торговые площади.
 Вышеперечисленные барьеры входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являются преодолимыми, так как затраты, связанные с преодолением этих барьеров, оправдываются доходами, которые получит хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный рынок.
 
Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
 Рынки услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в городском округе «Город Калининград», в Черняховском муниципальном районе, в Балтийском муниципальном районе относятся к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией.
 Рынки услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Правдинском районе, Гвардейском районе, Зеленоградском районе, Светлогорском районе, Янтарном городском округе, Мамоновском городском округе, Славском муниципальном районе, Озерском районе, Нестеровском районе, Краснознаменском муниципальном районе, Гурьевском муниципальном районе, Багратионовском муниципальном районе, Неманском муниципальном районе, Гусевском муниципальном районе, Пионерском городском округе, Светловском городском округе, в Советском городском округе, Полесском муниципальном районе, в Ладушкинском городском округе относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.
Аптечные учреждения самостоятельно формируют свой ассортимент. Расширение и углубление ассортимента аптек, эффективное размещение лекарств в торговых залах, павильонах, использование рекламных и информационных материалов, использование новых методов работы и услуг для посетителей направлено на привлечение покупателей, что в конечном итоге ведет к значительному увеличению товарооборота аптек.
На основании проведенного анализа состояния конкурентной среды в соответствии п. 1 ч. 1 ст . 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» признано доминирующим:
·                     положение ООО «Авиценна» в географических границах Полесского муниципального района,
·                     ООО «Фарминвест» в географических границах Советского городского округа,
·                     ООО «Фарминвест» в географических границах Славского муниципального района,
·                     ООО «Формула здоровья» в географических границах Пионерского городского округа,
·                     ОАО «Фармация» в географических границах Нестеровского района,
·                     ОАО «Фармация» в географических границах Озерского района,
·                     МУПП «Балтфарма» в географических границах Правдинского района,
·                     ООО «Формула здоровья» в географических Янтарного городского округа,
·                     ООО «Референт» в географических границах Гурьевского муниципального района,
·                     ООО «Формула здоровья» в географических границах Мамоновского городского округа,
·                     Некоммерческое партнерство содействия охране здоровья граждан «Страховая аптека «Народная» в географических границах Ладушкинского городского округа,
·                     ОАО «Фармация» в географических границах Краснознаменского муниципального района,
·                     ООО «Авиценна» в географических границах Полесского муниципального района.
 На основании ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» может быть признано доминирующим положение каждого хозяйствующего субъекта, применительно к которым в совокупности выполнены условия, предусмотренные п. 1, 2, 3 ч. 3 ст. 5 указанного Закона:
·                     ООО «Авиценна», ООО «Аверс», ОАО «Фармация» в географических границах Балтийского муниципального района,
·                     МП «Аптека 56» и ООО «Формула здоровья» в географических границах Гусевского муниципального района,
·                     ООО «Формула здоровья», ООО «Мелисана», ИП Журавлева в географических границах Черняховского муниципального района,
·                     МУП «Аптека № 32», ООО «Фарма-Бар», ООО «Савар» в географических границах Светлогорского района.
На основании проведенного анализа состояния конкурентной среды в соответствии п. 8 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» внести следующие изменения в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов:
·                     подтвердить нахождение:
- ОАО «Фармация» в вышеуказанном реестре в географических границах Нестеровского района, Озерского района, Краснознаменского муниципального района;
- ИП Высотина в географических границах Светловского района;
·                     включить в вышеуказанный реестр следующие хозяйствующие субъекты:
-                     ООО «Авиценна» в географических границах Полесского муниципального района,
-                     ООО «Фарминвест» в географических границах Советского городского округа, Славского муниципального района, Неманского муниципального района,
-                     ООО «Референт» и ООО «Формула здоровья» в географических границах Светловского городского округа,
-                     ООО «Формула здоровья» в географических границах Пионерского городского округа,
-                     МП «Аптека 56» и ООО «Формула здоровья» в географических границах Гусевского муниципального района,
-                     ООО «Савар» в географических границах Светлогорского района,
-                     ООО «Кооператор-2» в географических границах Нестеровского района,
-                     ООО «Леомед» в географических границах Озерского района,
-                     ИП Журавлева в географических границах Багратионовский муниципальный район,
-                     ООО «Референт» в географических границах Гурьевского муниципального района.
-                     ООО «Формула здоровья» в географических границах Мамоновского городского округа,
-                     ООО «Фарма-Бар» и ООО «Формула здоровья» в географических границах Янтарного городского округа,
-                     Некоммерческое партнерство содействия охране здоровья граждан «Страховая аптека «Народная» в географических границах Ладушкинского городского округа;
·                     исключить из вышеуказанного реестра следующие хозяйствующие субъекты:
-                     ИП Пулькова Е.Н. в географических границах Неманского района,
-                     ИП Сигуа М.Г. в географических границах Полесского района,
-                     ООО КФ «Инфузион» в географических границах Правдинского района,
-                     ОАО «Фармация» в географических границах Багратионовского района, Гурьевского района, Полесского района, Славского района, Правдинского района.
 Считаю целесообразным проведение работы по включение/исключению хозяйствующих субъектов из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, после завершения производства по делам о нарушении ст. 25 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
 
Перечень документов, использованных для определения характеристик рассматриваемого рынка:
1.                     Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»
2.                     Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 25.04.2006 года № 108.
3.                     Ответы хозяйствующих субъектов — участников рынка.