Аналитический отчет по результатам обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Калининграде

Аналитический отчет по результатам обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Калининграде

 

03 мая 2011 года                                                                 г. Калининград

 

1.            Общие положения

Процедура оценки состояния конкурентной среды изучаемого рынка проведена Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области согласно приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее- Приказ) и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 « О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее- Постановление), а также методических указаний по подготовке анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах (далее- методические указания). Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах проведена расчетно - аналитическая программа с определением:

- временного интервала исследования рынка по управлению многоквартирными домами;

- продуктовые и географические границы рынка услуг по управлению многоквартирными домами;

- состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами;

- объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами и доли хозяйствующих субъектов на рынке;

- уровень концентрации рынка;

-барьеры входа на рынок;

- оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах.

 

II. Определение временного интервала исследования рынка услуг по управлению многоквартирными домами

Временной интервал Анализа установлен приказом ФАС России 07.02.2011 №66 « О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы» с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.

 

III. Определение продуктовых и географических границ рынка услуг по управлению многоквартирными домами

В соответствии с методическими указаниями географическими границами рынка услуг по управлению многоквартирными домами являются административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей. Географические границы изучаемого рынка совпадают с административными границами города Калининград.

Продуктовыми границами в соответствии с Методическими указаниями исследуемого рынка является комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Продуктовые границы товарного рынка определены на основе Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163, и соответствуют коду 041131 «Услуги по управлению многоквартирным домом».

 

IV. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами

 

В качестве источников исходной информации по определению участников рынка услуг по управлению многоквартирными домами использовались данные Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа «Город Калининград».

По состоянию на 21.12.2010 в городе Калининград на исследуемом рынке действовали 92 хозяйствующих субъекта.

 

V. Объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами и доли хозяйствующих субъектов на рынке

При проведении Анализа выявлена следующая информация:

1.            Информация о способе управления многоквартирными домами и о том, каким образом был осуществлен выбор управляющей организации ( Таблица 1,2 – приложение к аналитическому отчету);

2.            Состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на исследуемом товарном рынке (Таблица 3- приложение к аналитическому отчету);

3.            Количество и доля частных и муниципальных управляющих организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на исследуемом товарном рынке (Таблица 4- приложение к аналитическому отчету);

4.            Информация о проведенных органами местного самоуправления конкурсах, сведения об управляющих организациях, выбранных в результате проведения органами местного самоуправления конкурсов, а также информацию о нарушениях, выявленных при проведении указанных конкурсов (Таблицы 5 и 6 -приложение к аналитическому отчету).

 

VI. Определение уровня концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами

К показателям рыночной концентрации относятся:

1.            Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан как процентное отношение объема оказанных услуг по управлению многоквартирными домами, определенным числом крупнейших продавцов, к общему объему оказанных услуг по управлению многоквартирными домами.

CR3=16,19%.

CR3<45%

HHI = 230,65

HHI<1000

 

Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является низким.

 

VII. Определение барьеров входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами

К барьерам входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами относятся:

1.            Значительные финансовые вложения в капитальный и текущий ремонт жилого фонда, большую часть которого составляет старый и ветхий жилой фонд, а так же несвоевременная оплата населением услуг по содержанию жилья;

2.             исторически сложившееся у населения предпочтение управляющих компаний, организованных на базе ЖЭУ, перед вновь создаваемыми управляющими компаниями;

3.            необоснованное затягивание сроков передачи технической документации на многоквартирный дом от прежней управляющей компании к вновь избранной управляющей компании;

4.            несоблюдение ресурсоснабжающими организациями требований жилищного законодательства, в частности постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;

5.            неготовность некоторой части населения нести бремя собственности;

6.            наличие жилищного фонда в неудовлетворительном техническом состоянии, с высокой степенью износа, ветхого и аварийного;

7.            отсутствие документации на межевание земельных участков придомовых территорий у многоквартирных домов;

8.            отсутствие эффективных механизмов работы с собственниками – должниками за услуги ЖКХ.

 

VIII. Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.

На основании полученного коэффициента концентрации, наличия барьеров входа на рынок и их преодолимости можно сделать вывод , что рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городе Калининград относятся к рынкам с развитой конкуренцией.

 

 

 

Главный специалист- эксперт отдела

антимонопольного контроля Бирюк И.А.