Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкуренции на рынке поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Калининградской области

19.08.2011                                                                                               г. Калининград

Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Калининградской области проведены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области рамках рассмотрения дела № АМЗ-34/2011, возбужденного по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» ч. 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» и с целью установления доли, занимаемой указанным на исследуемом рынке.
Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Калининградской области проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок).
В качестве источников информации использовались материалы, предоставленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, сведения, полученные от юридических лиц, технические условия и нормативы.

Определение временного интервала исследования

В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение характеристик, сложившихся до момента проведения исследования рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
В рамках рассмотрения дела № АМЗ-34/2011 исследуются действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», совершенные во 1 полугодии 2011 года.
С учетом вышеизложенного и в соответствии с п. 2.3 Порядка временным интервалом исследования определен 2010 год и 1 полугодие 2011 года.



Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено, в соответствии с пп. «а» и «в» п. 3.4 Порядка, на основании постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее — Порядок № 549) и условий публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Договор).
В соответствии с п. 3.5 Прядка и исходя из дифференциации по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам, а также, в соответствии с целями исследования, определено, соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», следующее:
•    газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан - являющийся предметом договора природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки;
•    поставщик газа - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества;
•    абонент - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению;
•    поставка газа - выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (далее - границы раздела собственности);
•    внутридомовое газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа;
Предметом публичного Договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, размещенного на официальном сайте ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в сети Интернет по адресу: www.peterburgregiongaz.ru/238, являются подача газа Абоненту. В соответствии с п. 1.1 Договора под газом понимается газ горючий природный, соответствующий кодам Общероссийского классификатора продукции (ОКП) 02 7110 (02 7111, 02 7112), 02 7150 (02 7151, 02 7152), ГОСТ 5542-87.
Поставщик газа - собственник газа, осуществляющий продажу газа Абоненту.
Абонент — физическое лицо, использующее газ для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Внутридомовое газовое оборудование — газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к распределительной сети, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а так же газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
В соответствии с п. 2.2 Договора газ отпускается для использования в бытовых газопотребляющих приборах промышленного изготовления, установленных в жилом помещении Абонента.
Согласно п. 3.6 Порядка, выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, может осуществляться путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.
В соответствии с Порядком № 549 и Договором поставка газа населению осуществляется по внутридомовому газовому оборудованию, подключенному к распределительной сети и обеспечивающим подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования с целью использования газа физическим лицом для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (приготовление пищи, отопление, подогрев воды). Природный газ транспортируется по газопроводам в газообразном состоянии, является в настоящий момент самым дешевым видом топлива, но из-за трудностей сжижения, может распространятся только по газовым магистралям, что затрудняет его использование в местах, где отсутствует газопровод.
Сжиженный природный газ (СПГ), получается при охлаждении природного газа (Метана) до -162° Цельсия. В жидком состоянии объем газа уменьшается в 600 раз. Хранится СПГ, при низких температурах в особых криогенных сосудах, которые поддерживают низкую температуру газа, при давлении 0.4 Мпа. Именно это его свойство, делает его использование для отопления экономически не оправданным. Стоимость криогенных сосудов достаточно высока и требуется дополнительная энергия для поддержания требуемой температуры. Согласно ГОСТ 20448-90, сжиженные углеводородные газы транспортируют железнодорожным, автомобильным и водным транспортом в соответствии с правилами транспортировки газа действующих на соответствующем виде транспорта и правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными в установленном порядке.
Переход потребителей с использования природного газа на сжиженный газ включает в себя комплекс мероприятий, направленных не только на замену оборудования, но и прокладку инженерных коммуникаций. По сути - это установка новой системы газоснабжения.
По мимо вышеизложенного приказом СГРЦТ Калининградской области от 17.12.2009 № 66-01э/09 на 2010 и 2011 годы установлена максимальная цена на реализацию природного газа в размере 7,11 рубля/куб. м. (до 01.04.2010 — 6,2 рубля/куб. м.), при этом на сжиженный газ на 2010 год установлена цена 60,69 рубля/куб. м., а на 2011 год — 68,29 рубля/куб. м. (приказ СГРЦТ Калининградской области от 17.12.2010 № 73-01э/10).
Таким образом, в соответствии с п. 3.7 Порядка природный и сжиженный газ не могут являться товарами-заменителями по отношению друг к другу.
Схожим по функциональному назначению с газом является электроэнергия, так как она используется населением для приготовления пищи, отопления и подогрева горячей воды с помощью соответствующего оборудования (электрическая плита, бойлер и т.д), однако для использования электроэнергии вместо газа требуется переустройство (переоборудование) жилого помещения или дома.
В соответствии со ст. 25, 26 Жилищного Кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. В соответствии с пп. 1.7.1 - 1.7.2 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов. Переоборудование жилых домов и квартир (комнат), ведущее к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, потребитель для перехода на другой вид энергоснабжения должен получить согласование в органах местного самоуправления, приобрести иной вид оборудования, функционирующий на другом виде энергии, т. е. потребитель при переходе с газа на иной источник энергии - электроэнергию, предназначенную для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, понесет значительные временные и материальные затраты на техническое переоснащение энергопринимающего оборудования.
Таким образом, с учетом специальных требований, предъявляемых действующим законодательством, функционального назначения, в том числе цели потребления товара, условия реализации, продуктовые границы рынка могут быть определены как «поставка природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ рынка включает:
1.    предварительное определение географических границ товарного рынка;
2.    выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
3.    определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Регион, на территории которого действует хозяйствующий субъект, «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» - Калининградская область, которая является самым западным регионом РФ, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Поставка газа в Калининградскую область осуществляется по магистральным трубопроводам через сопредельные государства.
Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Выявление условий обращения товаров и определение территорий, входящих в географические границы товарного рынка проведено антимонопольным управлением в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно письму СГРЦТ Калининградской области от 13.07.2011 № 1562, поставщиком природного газа для населения Калининградской области являлось ЗАО «Петербургрегионгаз» (с 14.12.2010 - ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург»). Решением единственного акционера Общества от 17.11.2010 №17-10 ЗАО «Петербургрегионгаз» переименовано в ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». Указанным выше письмом и приказами СГРЦТ Калининградской области от 17.12.2009 № 66-01э/09 и от 17.12.2010 № 73-01э/10 цена на природный газ для населения Калининградской области устанавливается в равном размере (по направлениям использования), независимо от географического расположения муниципальных образований Области.
С учетом вышеизложенного, географические границы исследуемого товарного рынка определены как Калининградская область.

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно письму Калининградстата от 12.07.2011 № 06-03/1639 на территории Калининградской области распределением газообразного топлива занимаются 4 хозяйствующих субъекта. Управлением были направлены соответствующие запросы. Ответы были получены от 100% хозяйствующих субъектов.
Таким образом, Управлением выявлено такое количество хозяйствующих субъектов, которое не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно информации, представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами, в 2010 году и 1 полугодии 2011 года деятельность по поставке природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Калининградской области осуществляло ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 20-22, литер А).

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на нем произведен в соответствии с пунктом 6.1 Порядка по объему выручки в стоимостном выражении (в рублях). Доля хозяйствующего субъекта на рынке оказания указанных услуг рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.
Согласно сведениям, представленным ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», доля ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» на рынке составляет 100%.

Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

CR1 = 100%
70%<CR1=100%
HHI = 10000
2000<HHI=10000

Таким образом, уровень концентрации товарного рынка поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан является высоким.

Барьеры входа на товарный рынок

Анализ информации, представленной хозяйствующими субъектами, выявил наличие экономических барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью осуществления капитальных вложений по строительству оборудования, предназначенного для поставки газа по трубопроводу. Указанный барьер является преодолимым. Помимо этого установлено наличие транспортного барьера, связанного с ограниченной пропускной способностью газораспределительных сетей при наличии на рынке иных поставщиков природного газа. Указанный барьер является трудно преодолимым.

Состояние конкурентной среды на товарном рынке

Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан свидетельствует о том, что указанный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Вывод

Полученное значение коэффициента рыночной концентрации, а также выявленные барьеры входа на исследуемый товарный рынок, свидетельствуют о том, что рынок поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на территории Калининградской области относится к типу рынка с неразвитой конкуренцией и охарактеризован как высококонцентрированный. Проведенный анализ выявил доминирующее положение ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», доля которого составила 100,0%.
На основании вышеизложенного предлагается включить ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» по основанию: поставка природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.