Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

29.09.2011                                                                                                              г. Калининград

Общие положения

    Анализ рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов проводится в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 — 2012 году, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 (далее — План работы).
    Целью проведения анализа рынка, проводимого в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.
    В качестве источников информации использовались сведения, предоставленные Федеральным дорожным агентством и его структурными подразделениями, администрациями муниципальных образований Калининградской области, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Правительством Калининградской области, ФГУ «Главгосэкспертиза России», ГАУ КО «Центр проектных экспертиз», хозяйствующими субъектами, Методические рекомендации ФАС России по анализу рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов, иная нормативно-правовая документация.

Временной интервал исследования

    В соответствии с Методическими рекомендациями по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов временным интервалом исследования рынка является период с 2008 по 2010 год включительно.

Продуктовые границы товарного рынка

    Согласно пп. «в» и «г» п. 3.4 Порядка предварительное определение товара может проводиться на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность и общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
    В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в РФ» (далее — Закон «Об автомобильных дорогах»), регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в РФ, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы благоустройства автомобильных дорог.
    Согласно указанному федеральному закону, искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе, мосты, путепроводы и тоннели.
    Таким образом, мосты, путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.
    Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, строительством является создание зданий, строений, сооружений.
    В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции автомобильной дороги является комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
    Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги, и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
    В соответствии со ст. 740 ГК РФ услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.
    Согласно ст. 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
    При проведении рассматриваемого анализа состояния конкурентной среды необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
    Особенность данного анализа заключается в том, что осуществляется расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно.
    В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов), а также услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог» группировки 45 «Строительство».
    В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона об автомобильных дорогах дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.
    Согласно информации, представленной муниципальными образованиями Калининградской области, на территории Калининградской области частные автодороги отсутствуют. Таким образом, потребителями услуги выступают федеральная власть, региональные и муниципальные органы управления, а свойства услуги её приобретатели определяют в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
    В соответствии с Методическими рекомендациями по анализу рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов территориальными органами ФАС России проводится анализ рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и отдельно их составных частей — тоннелей, мостов и путепроводов, находящихся в частной собственности, а также регионального, межмуниципального и местного значения.
    В связи с тем, что для строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов) и тоннелей, мостов и путепроводов требуется соответствующие специализированные услуги, услуги-заменители для них отсутствуют.
    Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка будут являться отдельно услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов), и отдельно услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов регионального и местного значения, а также, находящихся в частной собственности.

Географические границы товарного рынка

    Определение географических границ рассматриваемых товарных рынков осуществляется методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж являются районы фактически выполненных работ.
    В соответствии со ст. 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1)    автомобильные дороги федерального значения;
2)    автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;
3)    автомобильные дороги местного значения;
4)    частные автомобильные дороги.
    В соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России по анализу рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов территориальными органами ФАС России проводится анализ рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и отдельно их составных частей — тоннелей, мостов и путепроводов, находящихся в частной собственности, а также регионального, межмуниципального и местного значения в географических границах субъектов РФ.
Установлено, что рассматриваемые услуги на территории Калининградской области в исследуемый период оказывались хозяйствующими субъектами, расположенными в различных муниципальных образованиях Калининградской области. При этом, в рамках региона географическое расположение объекта ремонта зачастую не соответствовало географическому расположению данных хозяйствующих субъектов, что позволяет сделать вывод об отсутствии возможности, в данном случае, сужения географических границ регионального товарного рынка.
    Таким образом, в рамках анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов географическими границами рынков являются административные границы Калининградской области.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

    В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов, включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики первого уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.
    Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
    Согласно информации, представленной Правительством Калининградской области и администрациями муниципальных образований Калининградской области, на территории Калининградской области услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов могли оказывать 80 хозяйствующий субъекта. В ответ на запрос Калининградского УФАС России информацию представили 45 хозяйствующих субъектов, что составляет 56,3% от общей совокупности. В соответствии с представленной информацией, в период с 2008 по 2010 год включительно рассматриваемые услуги в той или иной части оказывали 26 хозяйствующих субъектов.
    В ходе проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке иных возможных участников рынка, кроме указанного выше Калининградским УФАС России не установлено.
    Информация о составе хозяйствующих субъектов представлена в Таблицах № 1, 1.1, 2, 2.1, 3 Приложения к данному аналитическому отчету.
    Представленная хозяйствующими субъектами информация во время заполнения указанных таблиц была скорректирована исходя из того, что автодороги А-229 и А-216 относятся к федеральной собственности, а значит значения по ним не включаются в настоящий Аналитический отчет (согласно Методическим рекомендациям исследуется ФАС России). Также не были включены объемы работ, указанные хозяйствующими субъектами как текущий ремонт дорожного покрытия и содержание дорог, т. к. указанные работы не относятся к исследуемым продуктовым границам рынка.
    
Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на на нём произведен в соответствии с пунктом 6.2 Порядка и осуществляется на основании следующих показателей объема продаж в стоимостном и натуральном выражении, а именно:
1)    суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам, а также договоров строительного подряда, заключенных владельцами частных автомобильных дорог;
2)    суммарного количества (площади) построенных автодорог или тоннелей, мостов и путепроводов.
    В связи с тем, что часть хозяйствующих субъектов не представила информацию о количестве (площади) построенных дорог или тоннелей, мостов и путепроводов, надлежащей базой для определения долей хозяйствующих субъектов на рынке будет являться суммарная стоимость выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам.
    Доля хозяйствующего субъекта на рассматриваемых рынках определяется по итогам каждого года (2008 г., 2009 г. и 2010 г.) и рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема продаж данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемых рынках к общему объему продаж рассматриваемых рынков отдельно в стоимостном и натуральном выражениях.

Уровень концентрации товарного рынка

    Для определения уровня концентрации товарного рынка рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
    В связи с тем, что часть хозяйствующих субъектов не представило информацию о количестве (площади) построенных дорог или тоннелей, мостов и путепроводов, надлежащей базой для определения уровня концентрации товарного рынка будет являться стоимость выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам, а также договоров строительного подряда.
    Согласно Методическим рекомендациям в ходе анализа рассматриваемого товарного рынка осуществляется расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно (в отношении работ, выполненных своими силами).

1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт дорог
1.1 Генеральные подрядчики

1.1.1 2008 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ЗАО «ВАД», ООО МСП «Россбан», ЗАО «Дорожно-строительное предприятие».
CR3 = 98,85%
70%<CR1<100%
HHI = 7131,43
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе генеральных подрядчиков является высоким.

1.1.2 2009 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ЗАО «ВАД», ООО МСП «Россбан», ЗАО «Дорожно-строительное предприятие».
CR3 = 97,66%
70%<CR1<100%
HHI = 7541,95
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе генеральных подрядчиков является высоким.

1.1.3 2010 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ЗАО «ВАД», ООО МСП «Россбан», ЗАО «Дорожно-строительное предприятие».
CR3 = 89,5%
70%<CR1<100%
HHI = 5449,69
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе генеральных подрядчиков является высоким.

1.2 Субподрядчики

1.2.1 2008 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Омега-мастер», ООО «Спецмост», ЗАО «Аэролайт-Санкт-Петербург».
CR3 = 66,96%
45%<CR1<70%
HHI = 2008,99
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе субподрядчиков является умеренным.

1.2.2 2009 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Балтэкстрем», ООО «Спецмост», ООО «Проектстроймонтаж-Калининград».
CR3 = 82,88%
70%<CR1<100%
HHI = 4624,45
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе субподрядчиков является высоким.

1.2.3 2010 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Омега-мастер», ООО «Спецмост», ООО «ВАД-Калининград».
CR3 = 88,31%
70%<CR1<100%
HHI = 5846,70
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе субподрядчиков является высоким.

2. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт тоннелей, мостов и путепроводов
2.1 Генеральные подрядчики
2.1.1 2008 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Эстакада Балт», СП ООО «Виадук», МП «Гидротехник».
CR3 = 100,0%
70%<CR1=100%
HHI = 7441,59
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе генеральных подрядчиков является высоким.

2.1.2 2009 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Эстакада Балт», Полесское ГРДП «Райавтодор», СП ООО «Виадук».
CR3 = 99,95%
70%<CR1<100%
HHI = 9062,31
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе генеральных подрядчиков является высоким.

2.1.3 2010 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ЗАО «ИРМАСТ-М», СП ООО «Виадук», ОАО «Мостострой № 6».
CR3 = 91,22%
70%<CR1<100%
HHI = 5772,24
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе генеральных подрядчиков является высоким.

2.2 Субподрядчики

2.2.1 2008 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «ДСК МОСТ», ООО «Спецмост», ЗАО «Калининградское ДСУ».
CR3 = 99,17%
70%<CR1<100%
HHI = 9471,58
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе субподрядчиков является высоким.

2.2.2 2009 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «ТОРЭКС», ООО «Дит», ООО «Салон СК».
CR3 = 95,42%
70%<CR1<100%
HHI = 5005,44
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе субподрядчиков является высоким.

2.2.3 2010 год
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «БСС», ООО «Балтийское управление механизации», ООО «СП «Балтдормостстрой».
CR3 = 92,82%
70%<CR1<100%
HHI = 3280,48
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка в разрезе субподрядчиков является высоким.

Барьеры входа на товарный рынок

    Анализ информации, представленной хозяйствующими субъектами, выявил наличие ряда барьеров входа на исследуемый рынок.
    Согласно представленным хозяйствующими субъектами анкетам, наибольшими препятствиями для участия в конкурсах на оказание услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов являются крупная сумма требуемого задатка для участия в конкурсе и отсутствие суммы аванса для выполнения работ. Также, как значительное препятствие, можно отметить выставление на аукционы лотов, размер суммы которых превышает 100 млн руб.
    Ряд хозяйствующих субъектов сталкивается с трудностями при получении разрешительных документов на раскопки и строительство, при этом, разрешение на строительство является наиболее значимой для участников рынков проблемой.
    По данным муниципальных образований Калининградской области, совокупные значения за 2008 — 2010 годы по информации о рассмотренным заявлениях о выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию выглядят следующим образом:


    Частью 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлен десятидневный срок на рассмотрение уполномоченным органом заявления от застройщика о выдаче разрешения на строительство.
    Таким образом, рядом муниципальных образований фактически нарушается установленный законом порядок, что создает дополнительные административные барьеры осуществления деятельности на рассматриваемых товарных рынках.
    По данным Правительства Калининградской области, совокупные значения за 2008 — 2010 годы о рассмотренных заявлениях о выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, выглядят следующим образом:


    Таким образом, в отношении объектов, находящихся в региональной собственности не устанавливается препятствий в осуществлении деятельности по по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.
    ГАО КО «Центр проектных экспертиз» представлена информация за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 о выданных заключениях государственной экспертизы:


    Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представлена информация за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, в части объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности, об осуществлении государственного строительного надзора:


I    II    III    IV    V    VI    VII    VIII    IX
№    Наименование обекта капитального строительства с указанием месторасположения    Дата проведения первой проверки в отношении объекта капитального строительства, указанного в п. II    Количество проверок, осуществленных в отношении объекта капитального строительства, указанного в п. II, дата распоряжения (приказа)    Количество составленных актов, являющихся основанием для выдачи листу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений    Количество выданных предписаний, с указанием вида нарушения, ссылки на НПА, регламент, проектныю документацию, требования которых нарушены    Количество приостановлений строительства, реконструкции и капитального ремонта, с указанием сроков приостановления    Дата завершения строительства объекта капитального строительства, указанного в. п. II    Информация о принятом решении о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения
1    Строительство IV очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкция Северного и Южного обходов г. Калининграда — автомобильная дорога от подъезда к г. Светлоговску до подъезда к г. Зеленоградску. Заказчик — ГУ «Управление дорожного хозяйства Калининградской области    05.08.10    2, от 31.05.2010 № 47-256/Рк    2    Выдано два Предписания Заказчику. Отсутствие разрешения на строительство Объекта, нарушена ч. 2 ст. 51 Град. Кодекса РФ. Замечания по ведению исполнительной документации, в т.ч., Общих и специальных журналов работ РД-11-05-2007. Выдано одно Предписание Генподрядчику. Замечания по ведению исполнительной документации, в т.ч., Общих и специальных журналов работ РД-11-05-2007.            

    В ходе анализа информации, представленной муниципальными образованиями Калининградской области, установлено, что в подавляющем большинстве случаев нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, осуществления государственного строительного надзора, муниципалитетами не разработаны и не приняты.
    На региональном уровне указанные процедуры регулируются федеральным законодательством и Законом Калининградской области от 16.02.2009 № 321 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области», иными нормативными актами региональных органов власти.

Состояние конкурентной среды на товарном рынке

    Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов свидетельствует о том, что в указанных продуктовых границах рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Вывод

    Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на товарный рынок, свидетельствуют о том, что рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов, расположенных на территории Калининградской области и находящихся в частной, муниципальной и региональной собственности, относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
    Проведенный анализ выявил доминирующее положение следующих хозяйствующих субъектов:
1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт дорог
1.1 Генеральные подрядчики
1.1.1 2008 год: ЗАО «ВАД».
1.1.2 2009 год: ЗАО «ВАД».
1.1.3 2010 год: ЗАО «ВАД».
1.2 Субподрядчики
1.2.1 2008 год: коллективное доминирование ООО «Омега-мастер», ООО «Спецмост», ЗАО «Аэролайт-Санкт-Петербург», совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого превысила 8%.
1.2.2 2009 год: коллективное доминирование ООО «Спецмост», ООО «Проектстроймонтаж-Калининград», совокупная доля которых превысила 50% и, доля каждого превысила 8%.
1.2.3 2010 год: коллективное доминирование ООО «Спецмост», ООО «ВАД-Калининград», совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого превысила 8%.
2. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт тоннелей, мостов и путепроводов
2.1 Генеральные подрядчики
2.1.1 2008 год: доминирующее положение СП ООО «Виадук» и коллективное доминирование ООО «Эстакада Балт», СП ООО «Виадук», совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого превысила 8%.
2.1.2 2009 год: СП ООО «Виадук».
2.1.3 2010 год: доминирующее положение ЗАО «ИРМАСТ-М» и коллективное доминирование ЗАО «ИРМАСТ-М», СП ООО «Виадук», совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого превысила 8%.
2.2 Субподрядчики
2.2.1 2008 год: ООО «Спецмост».
2.2.2 2009 год: доминирующее положение ООО «ТОРЭКС» и коллективное доминирование ООО «ТОРЭКС», ООО «Дит», ООО «Салон СК», совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого превысила 8%.
2.2.3 2010 год: коллективное доминирование ООО «БСС», ООО «Балтийское управление механизации», ООО «СП «Балтдормостстрой», совокупная доля которых превысила 50%, а доля каждого превысила 8%.