Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению

30.09.2011                                                                                                                  г. Калининград

Общие положения

    Анализ рынка услуг по водоснабжению проводится в рамках рассмотрении жалобы ООО «Пункт-Зеленоградск» от 01.07.2011 вх. № 4901 на действия ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика».
    Цель проведения анализа рынка, проводимого в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению.
    В качестве источников информации использовались сведения, предоставленные АМО «Зеленоградское ГП», хозяйствующими субъектами, нормативно-правовая документация.

Временной интервал исследования

    В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
    Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение характеристик, сложившихся до момента проведения исследования рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
    В связи с тем, что целью проведения анализа состояния конкуренции среды является определение наличия/отсутствия доминирующего положения ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика» (МУП «Зеленоградсктеплоэнергетика») на рынке оказания услуг по водоснабжению в момент совершения им рассматриваемых в жалобе действий, с учетом п. 2.3 Порядка, временным интервалом исследования является период с 01.01.2010 по 30.06.2011.

Продуктовые границы товарного рынка

    Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено, в соответствии с пп. «г» п. 3.4 Порядка, на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (далее -ОКВЭД).
    Согласно ОКВЭДу услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды». Услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».
    В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
    Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
    Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
    Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.
    Таким образом, водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам. При этом, услуга водоснабжения в силу указанных технологических особенностей не имеет услуг-заменителей.
    Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будет являться услуга водоснабжения.

Географические границы товарного рынка

    В соответствии с предметом рассмотрения указанной выше жалобы анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению проводится по г. Зеленоградску.
    Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
    В связи с тем, что сети хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по водоснабжению, расположены в г. Зеленоградске, и покупатели услуги водоснабжения находятся и приобретают указанные услуги на территории указанного муниципального образования, дополнительная локализация товарного рынка не требуется.
    Таким образом, в рамках анализа рынка услуг водоснабжения географическими границами рынка являются административные границы Зеленоградского городского поселения.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

    В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.
    Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
    Согласно информации, представленной АМО «Зеленоградское ГП», на территории Зеленоградского городского поселения услуги по водоснабжению в рассматриваемый период могли оказывать 2 хозяйствующих субъекта. В ответ на запрос Калининградского УФАС России информацию представили 2 хозяйствующих субъекта, что составляет 100% от общей совокупности. В соответствии с представленной информацией, в период с 01.01.2010 по 30.06.2010 услуги по водоснабжению оказывали 2 хозяйствующих субъекта: ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика» (г. Зеленоградск, Курортный пр., 8) и ООО «Тепловик-1» (г. Зеленоградск, Курортный пр., 8). Согласно имеющемуся в материалах рассмотрения жалобы уведомлению ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика» б/н б/д, направленному в адрес ООО «Пункт-Зеленоградск», указанный хозяйствующий субъект был образован 14.03.2011 путем реорганизации МУП «Зеленоградсктеплоэнергетика». При этом, в соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ, к ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика» перешли права и обязанности реорганизованного МУП «Зеленоградсктеплоэнергетика». Таким образом, указанное дает основания рассматривать результаты деятельности ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика» и МУП «Зеленоградсктеплоэнергетика» как единого хозяйствующего субъекта.
    
Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на нём произведен в соответствии с пунктом 6.1 Порядка.
Оценка объема рынка водоснабжения осуществляется на основании выручки от реализации питьевой воды конечным потребителям в стоимостном выражении.
Объем рынка водоснабжения определяется как совокупная выручка от реализации питьевой воды конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоснабжения.
Доля хозяйствующего субъекта на рынке оказания указанных услуг рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.
Согласно сведениям, представленным хозяйствующими субъектами, совокупная выручка от реализации питьевой воды конечным потребителям в рассматриваемом временном периоде составила 18.297.207,09 рубля.

Наименование хозяйствующего субъекта    Выручка от реализации, руб.    Доля на рынке, %
    1 полугодие 2010 года    2 полугодие 2010 года    1 полугодие 2011 года    1 полугодие 2010 года    2 полугодие 2010 года    1 полугодие 2011 года
Итого    5205567,63    5002357,68    8089281,78    100,0    100,0    100,0

    ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика» доминирует на рассматриваемом рынке в течение всего периода исследования.

Уровень концентрации товарного рынка

    Для определения уровня концентрации товарного рынка услуг водоснабжения рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR2) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для двух крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика» и ООО «Тепловик-1».
CR3 = 100,0%
70%<CR1<100%
HHI = 7506,32
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка услуги водоснабжения является высоким.

Барьеры входа на товарный рынок

    Анализ информации, представленной хозяйствующими субъектами, выявил наличие экономических барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью осуществления капитальных вложений в строительство сетей, а также установлено наличие административного барьера, связанного с необходимостью согласования проекта строительства с соответствующими надзорными органами. Указанные барьеры является преодолимыми.

Состояние конкурентной среды на товарном рынке

    Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг водоснабжения свидетельствует о том, что в указанных продуктовых границах рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Вывод

    Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на товарный рынок, свидетельствуют о том, что рынок услуг водоснабжения, оказываемых на территории Зеленоградского городского округа относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
    Проведенный анализ выявил доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика», доля которого в период с 01.01.2010 по 30.06.2011 превышала 50%.
    Таким образом, по результатам проведенного анализа установлено, что ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика» (г. Зеленоградск, Курортный пр., 8) занимает на рассматриваемом рынке долю более 35%. На основании вышеизложенного, предлагаю указанный хозяйствующий субъект включить в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Перечень использованных документов

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.
3. Письмо АМО «Зеленоградское ГП» от 22.08.2011 № 1398.
4. Письмо ОАО «Зеленоградсктеплоэнергетика» от 30.08.2011 № 141.
5. Письмо ООО «Тепловик-1» от 06.09.2011 № 69.
6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 029-2007.
7. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167.