Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания за 2010-2011 годы в городе Калининграде

Аналитический отчет
по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания за 2010-2011 гг. в городе Калининграде


14.02.2012 г.                                                                                               г. Калининград






Общие положения

Анализ состояния конкуренции проведен с целью установления факта отсутствия/наличия доминирующего положения ООО «Мител» на товарном рынке в рамках рассмотрения обращения ООО « Экран», а также для использования результатов исследования с целью внесения изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Данный аналитический отчет выполнен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).
Структура аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, которые определены пунктом 1.3 Порядка.
При проведении анализа состояния конкуренции использована информация, полученная из управления Роскомнадзора по Калининградской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики, хозяйствующих субъектов.

1. Определение временного интервала исследования

Временной интервал исследования товарного рынка, согласно пункту 2.1 Порядка, определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Согласно п. 2.2. Порядка, в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке.
Целью исследования является установление наличия/отсутствия доминирующего положения ООО «Мител» на исследуемом рынке в период совершения рассматриваемых антимонопольным органом действий.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») для квалификации доминирующего положения в ряде случаев необходимо установление неизменности или подверженности малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. В связи с этим временной интервал исследования должен охватывать период не менее одного календарного года.
Таким образом, временной интервал исследования должен включать период совершения действий, в которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом данных обстоятельств анализ конкурентной среды на рынке оказания услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания в городе Калининграде будет являться ретроспективным, а все характеристики рынка определены для двух установленных интервалов — 2010 год и 2011 год.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии с п. 3.1. Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка включает:
- предварительное определение товара,
- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,
- определение взаимозаменяемых товаров.
Предварительное определение товара, согласно п. 3.4. Порядка, может производиться на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов работ, услуг, видов экономической деятельности.
При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются качественные характеристики товара.
Согласно пункту 12) статьи 2 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (далее — Закон о связи) оператор связи это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;
28.1) телеканал, радиоканал - сформированная в соответствии с сеткой вещания и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов;
(пп. 28.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 221-ФЗ)
28.2) трансляция телеканалов и (или) радиоканалов - прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов, или прием и передача в эфир данного сигнала;
В соответствии со ст. 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Отношения между абонентом и оператором связи, оказывающим услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания (далее - телерадиовещание), в случае заключения возмездного договора об оказании услуг связи для целей кабельного и (или) эфирного телерадиовещания регулируют Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 г. № 785 (далее — Правила).
Пунктом 2 Правил определены используемые в настоящих Правилах понятия, которые означают следующее:
"абонентская линия" - линия связи, соединяющая средства связи сети связи для распространения программ телерадиовещания через абонентскую распределительную систему с пользовательским (оконечным) оборудованием;
"абонентская распределительная система" - совокупность физических цепей и технических средств (в том числе проходных усилителей, разветвителей, абонентских розеток и иных коммутационных элементов), расположенных в помещении абонента, через которые пользовательское (оконечное) оборудование подключается к средствам связи сети связи телерадиовещания;
"зона обслуживания оператора сети связи телерадиовещания" - территория, в пределах которой при эфирном вещании обеспечивается прием сигнала телерадиопрограммы, соответствующего техническим нормам, или территория, в пределах которой при кабельном вещании обеспечивается наличие технической возможности доставки сигнала телерадиопрограммы;
"пользовательское (оконечное) оборудование" - технические средства (в том числе телевизионный приемник, радиоприемник), предназначенные для приема, обработки и воспроизведения сигналов телерадиопрограмм;
"техническая возможность предоставления абоненту или вещателю доступа к сети связи телерадиовещания" - наличие незадействованной монтированной емкости сети связи телерадиовещания, позволяющей оператору связи обеспечить возможность приема сигнала телерадиопрограммы от вещателя и доставки сигнала телерадиопрограммы до пользовательского (оконечного) оборудования.
Согласно информации, полученной от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги связи для целей телевещания на территории г. Калининграда, установлено, что услуги связи для целей телевещания на территории г. Калининграда оказываются посредством кабельного вещания.
Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка будут являться услуги связи для целей телевизионного кабельного вещания.

3. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой, исходя из экономической, технической или иной возможности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с п. 4.1. Порядка определение географических границ товарного рынка включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка,
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями),
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Предварительное определение географических границ товарного рынка, согласно п. 4.2. Порядка, может проводиться на основе информации:
а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;
б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;
в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).
Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства - Калининградская область, которая является самым западным регионом РФ, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Таким образом, предварительные географические границы товарного рынка определены как Калининградская область.
Учитывая специфику деятельности по оказанию услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания, внутри мест компактного проживания населения, рынок услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания, считается локальным. Согласно целям проводимого исследования географические границы рынка определяются территорией г. Калининграда.

4.    Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Список хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги телевидения, в том числе кабельного, на территории г. Калининграда, составлен по данным, полученным из управления Роскомнадзора по Калининградской области и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, всего — 12 хозяйствующих субъектов, в том числе имеющих лицензию — 12.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от 8 хозяйствующих субъектов, в том числе: ОАО «Ростелеком» Калининградский филиал, ООО «Мител», ООО «Антенная служба Плюс», ООО «Калининградские информационные технологии», ООО «ССМ Калининград», ЗАО «Экран», ООО «Эником», ООО «Калининградские телекоммуникационные информационные системы», а также данные собственных исследований антимонопольного органа.
Филиал «Калининградский областной радиотелевизионный передающий центр» Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и ЗАО «Декабрь» услуги кабельного телевидения не оказывают, ИП Соколов Ю.В., ООО «НТРК «Каскад» информацию не представили.
Согласно изложенному, из 12 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги телевидения, в том числе кабельного, на территории г. Калининграда, информацию представили 10 хозяйствующих субъектов, что составляет 83,3%. Услуги связи для целей телевизионного кабельного вещания в 2010-2011 гг. оказывали 8 хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:
- выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию;
- объем товарного рынка известен и выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;
- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
В связи с тем, что выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию, известен объем товарного рынка, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке, Управлением выявлено достаточно хозяйствующих субъектов для установления влияния любого из них на состояние конкуренции.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке может осуществляться по объему продаж (поставок) либо по иным показателям в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.
Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям.
В данном аналитическом отчете расчет общего объема товарного рынка услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания в географических границах г. Калининграда произведен на основании сведений об объемах продаж в натуральном выражении (количество абонентов) в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 и с 01.01.2011 по 31.12.2011
6.    Уровень концентрации товарного рынка

В соответствии с п. 7.1 Порядка при определении уровня концентрации товарного рынка использовались следующие показатели:
1.    Коэффициент рыночной концентрации, рассчитанный как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
Коэффициенты рыночной концентрации рассчитаны для трех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Мител», ЗАО «Экран», ООО «Антенная служба Плюс» и характеризуют рынок оказания услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания в городе Калининграде в 2010 году и в 2011 году как высококонцентрированный, имеющий тенденцию к снижению концентрации.

7. Определение барьеров входа на товарный рынок

В соответствии с п. 8.1 Порядка в ходе проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке выявлен барьер входа на товарный рынок:
- в соответствии со ст. 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Рынок оказания услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания в г. Калининграде относится к рынку с высокой концентрацией и характеризуется как товарный рынок с неразвитой конкуренцией.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов).
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» положение ООО «Мител», ЗАО «Экран» и ООО «Антенная служба Плюс» на рынке оказания услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания является доминирующим, так как их совокупная доля составляет в 2010 году 87,87 % и в 2011 году 87,58 %, и доля каждого из них превышает восемь процентов, в том числе:
1. ЗАО «Экран», доля которого по количеству абонентов в 2010 году составила 39,24 %, в 2011 году — 37,27 %.
2. ООО «Антенная служба Плюс», доля которого по количеству абонентов в 2010 году составила 34,05 % , в 2011 году — 35,69 %.
На основании изложенного предлагаю включить ЗАО «Экран» и ООО «Антенная служба Плюс» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, на товарном рынке оказания услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания в географических границах г. Калининграда.



Начальник отдела
антимонопольного контроля
Калининградского УФАС России                         О.А. Бессонова


Исполнитель:

главный специалист-эксперт
отдела антимонопольного контроля
Калининградского УФАС России                         О.А. Железнова