Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по сбору и транспортировке отходов потребления в муниципальном образовании «Большеисаковское сельское поселение»

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по сбору и транспортировке отходов потребления в муниципальном образовании «Большеисаковское сельское поселение» Гурьевского муниципального района Калининградской области за 2010 год

 

 

07.02.2012 г.                                                                        г. Калининград

 

 

Общие положения

 

Анализ и оценка состояния конкуренции проведена с целью установления факта отсутствия/наличия доминирующего положения МУП ЖКХ «Дело» на товарном рынке в связи с рассмотрением дела № АМЗ-46/2011, а также для использования результатов исследования с целью внесения изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Данный аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, которые определены пунктом 1.3 Порядка.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от администрации муниципального образования «Большеисаковское сельское поселение» Гурьевского муниципального района и хозяйствующих субъектов, а также данные собственных исследований антимонопольного органа.

 

1. Определение временного интервала исследования

 

Временной интервал исследования товарного рынка, согласно пункту 2.1 Порядка, определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Согласно п. 2.2. Порядка, в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке.

Целью исследования является установление наличия/отсутствия доминирующего положения МУП ЖКХ «Дело» на исследуемом рынке в период совершения рассматриваемых комиссией антимонопольного органа в рамках дела № АМЗ-46/2011 действий.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») для квалификации доминирующего положения в ряде случаев необходимо установление неизменности или подверженности малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. В связи с этим временной интервал исследования должен охватывать период не менее одного календарного года.

Таким образом, временной интервал исследования должен включать период совершения действий, в которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Поселок Васильково входит в состав муниципального образования «Большеисаковское сельское поселение» Гурьевского муниципального района Калининградской области, поселки входящие в состав указанного муниципального образования расположены компактно и территориально граничат между собой.

С учетом данных обстоятельств анализ конкурентной среды на рынке предоставления услуг по сбору и транспортированию отходов потребления проводится в целом по муниципальному образованию «Большеисаковское сельское поселение» Гурьевского муниципального района Калининградской области, является ретроспективным, а все характеристики рынка определены с учетом возможности оказания услуги в пределах одного установленного интервала — 2010 год.

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с п. 3.1. Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка включает:

  1. предварительное определение товара,

2.         выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара, согласно п. 3.4. Порядка, может производиться на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов работ, услуг, видов экономической деятельности.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются качественные характеристики товара. В соответствии с письмом администрации муниципального образования «Большеисаковское сельское поселение» от 25.11.2011 № 915 МУП ЖКХ «Дело» выполняет работы по сбору и транспортировке ТБО с территории поселения.

Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 определено понятие твердых и жидких бытовых отходов - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст, под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. Согласно примечанию ГОСТа 30772-2001, к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (так называемые твердые бытовые отходы), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 ( в ред. от 30.07.2003), каждому классу отходов присваивается индивидуальный код. Согласно классификационному каталогу, к твердым коммунальным отходам относятся отходы из жилищ (код 91100000 00 00 0), а также отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код 91200000 00 00 0), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 91200400 01 00 4), отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 91201100 01 00 5) и пр.

Таким образом, анализ законодательных и нормативных актов позволяет сделать вывод, что к отходам потребления относятся твердые отходы, которые образуются как в жилом фонде, так и в результате деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей.

Услуги по обращению с отходами, регулируются Федеральным законом от 24.06.1198 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон), который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно ст. 1 указанного Закона под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой осуществляется сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов.

В соответствии со ст. 9 Закона и ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности подлежит обязательному лицензированию (за исключением деятельности по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности). В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отходы должны собираться, обезвреживаться, при необходимости храниться в специализированных местах хранения, транспортироваться и размещаться. Следует отметить, что сбор, обезвреживание, транспортировка, размещение являются самостоятельными стадиями в процессе обращения с отходами и могут оказываться разными хозяйствующими субъектами. В то же время, процессы сбора отходов и последующей их транспортировки, как правило, технологически взаимоувязаны, что объясняет фактическое предоставление рассматриваемых услуг одним хозяйствующим субъектом.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007, принятым и введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, услугам по сбору отходов соответствует код 90.00 ОКВЭД «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги».

Наряду с вышеизложенным, в соответствии с Классификатором работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 25.05.2000 № 51, по виду деятельности «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов», сбор и перемещение (транспортировка) твердых бытовых отходов идентифицированы под единым кодом 9010201 и включены в группу «Услуги по удалению отходов».

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах их размещения, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.

Согласно пунктам 3.6 и 3.7 Порядка, при выявлении взаимозаменяемых услуг по сбору и транспортировке ТБО установлено, что для оказания данной услуги необходимо наличие лицензии на осуществление соответствующей деятельности, наличие специализированного транспорта, а также специально подготовленного персонала для работы с отходами I-V класса опасности. Учитывая назначение, применение, качественные и технические характеристики и другие параметры для услуги сбора и транспортировки ТБО взаимозаменяемые услуги отсутствуют.

В соответствии с п. 3.8 Порядка при выявлении взаимозаменяемых товаров можно использовать метод расчета анализа показателя перекрестной эластичности спроса, в соответствии с п. 3.10 Порядка. Так, согласно указанному пункту Порядка, мерой взаимозаменяемости товаров является показатель перекрестной эластичности спроса по цене, исчисляемый как отношение выраженного в процентах изменения объема спроса на один товар к выраженному в процентах изменению цены другого товара за определенный период.

Однако, при определении показателя перекрестной эластичности, как было установлено выше, потенциальная услуга - субститут отсутствует, в связи с чем расчет показателя не может быть произведен. Следовательно, услуга по сбору и транспортировке ТБО не имеет товара - заменителя.

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка будут являться услуги по сбору и транспортированию отходов потребления.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой, исходя из экономической, технической или иной возможности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с п. 4.1. Порядка определение географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка,

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями),

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, согласно п. 4.2. Порядка, может проводиться на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, - Калининградская область, которая является самым западным регионом РФ, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Таким образом, предварительные географические границы товарного рынка определены как Калининградская область.

Учитывая специфику деятельности по оказанию услуг сбора и транспортировки отходов потребления, а именно: необходимость оказания услуг вывоза отходов непосредственно по месту нахождения объектов скопления отходов внутри мест компактного проживания населения, рынок услуг по сбору и вывозу отходов потребления считается локальным. Согласно целям проводимого исследования географические границы рынка определяются территорией поселков Васильково, Большое и Малое Исаково.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с п. 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно представленным администрацией муниципального образования «Большеисаковское сельское поселение» данным, на товарном рынке услуг по сбору и транспортировке отходов потребления в административных границах муниципального образования «Большеисаковское сельское поселение» Гурьевского района Калининградской области услуги по сбору и транспортировке ТБО оказывает МУП ЖКХ «Дело» (238300, г. Гурьевск, ул. Советская, д. 3).

Список хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по сбору и транспортировке ТБО на территории муниципального образования «Большеисаковское сельское поселение», составлен по данным, полученным из территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, всего — 30 хозяйствующих субъектов, из них получены ответы от 7 хозяйствующих субъектов, 5 из которых не оказывали указанные услуги на территории Гурьевского района Калининградской области, 4 запроса возвращены в связи с отсутствием или выбытием адресатов, от 19 хозяйствующих субъектов информация не поступила.

В результате установлено, что услуги по сбору и транспортировке ТБО на территории муниципального образования «Большеисаковское сельское поселение» Гурьевского района Калининградской области оказывали два хозяйствующих субъекта — МУП ЖКХ «Дело» и ИП <*>.

Таким образом, в соответствии с п. 5.2 Порядка объем товарного рынка определен и хозяйствующих субъектов выявлено достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них. Количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке может осуществляться по объему продаж (поставок) либо по иным показателям в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям.

В данном аналитическом отчете расчет общего объема товарного рынка услуг по сбору и транспортировке отходов потребления в географических границах Большеисаковского сельского поселения произведен на основании полученной выручки и объема вывезенных отходов потребления в период с 01.01.2010 по 31.12.2010.

 

Наименование х.с.

Объем вывезенных отходов, куб.м.

Доля, %

Объем оказанных услуг, руб.

Доля, %

Квадрат доли от объема оказанных услуг

МУП ЖКХ «Дело»

<*>

98,72

<*>

99,85

9970,74

ИП <*>

<*>

1,28

<*>

0,15

0,02

ВСЕГО:

<*>

100

<*>

100

9970,76

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка

 

В соответствии с п. 7.1 Порядка при определении уровня концентрации товарного рынка использовались следующие показатели:

  1. Коэффициент рыночной концентрации, рассчитанный как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: МУП ЖКХ «Дело». ИП<*> имеет долю на указанном рынке менее 8,0 %.

CR = 99,85%

70%<CR<100%

  1. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана, рассчитанный как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке HHI = 0,02 + 9970,74 = 9970,76

 2000<HHI<10000

 

Данные показатели характеризуют рынок услуг по сбору и транспортировке отходов потребления в географических границах муниципального образования «Большеисаковское сельское поселение», в том числе поселков Васильково, Большое и Малое Исаково в 2010 году как высококонцентрированный.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

В соответствии с п. 8.1 Порядка в ходе проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке выявлены следующие барьеры входа на товарный рынок:

1.         Административные ограничения. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» установлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно: требования к обращению с отходами I-IV класса опасности; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности; требования к транспортированию отходов класса опасности. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию; лицензионные требования и условия осуществления деятельности по обращению с отходами изложены в Постановлении Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IVкласса опасности». Таким образом, для вхождения на рынок услуг по сбору и транспортированию отходов потребления и получения соответствующей лицензии хозяйствующими субъектами должен быть соблюден ряд условий и требований, утвержденных действующим законодательством.

  1. Экономические ограничения - необходимость значительных объемов первоначальных капиталовложений ввиду высокой стоимости специализированной техники, автотранспорта, необходимых для функционирования организации на рассматриваемом рынке.

3.         Наличие инфраструктуры, используемой для размещения отходов потребления (полигон), находящегося в ведении у ограниченного количества хозяйствующих субъектов (фактически единственного) в силу ограниченности территорий, отвечающих выполнению требований экологической, санитарной безопасности.

 

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Рынок услуг по сбору и транспортировке отходов потребления в муниципальном образовании «Большеисаковское сельское поселение» относится к рынку с неразвитой конкуренцией и характеризуется как высококонцентрированный товарный рынок.

Причиной сложившейся рыночной ситуации является наличие административных и экономических барьеров, преимущество уже действующего хозяйствующего субъекта перед потенциальными участниками рынка, являющихся препятствиями для вхождения на товарный рынок.

Основываясь на вышеизложенном, положение МУП ЖКХ «Дело» на товарном рынке услуг по сбору и транспортировке отходов потребления в муниципальном образовании «Большеисаковское сельское поселение», доля которого составила 98,72 % по объему вывезенного мусора и 99,85 % по объему оказанных услуг в стоимостном выражении, является доминирующим.

На основании вышеизложенного, предлагаю МУП ЖКХ «Дело» включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

 

Начальник отдела

антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России О.А. Бессонова

 

 

Исполнитель: Специалист-эксперт отдела                                          

антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                              О.А. Железнова

 

Тел. 53-72-08