Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов

Общие положения

            Анализ рынка услуг по техническому обслуживанию лифтов проведен в соответствии с пунктом 2.4 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 — 2012 году, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 (далее — План работы).

            Целью проведения анализа рынка, проводимого в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов.

            В качестве источников информации использовались сведения, предоставленные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, хозяйствующими субъектами, Методические рекомендации ФАС России по анализу рынков услуг по техническому обслуживанию лифтов (далее – Рекомендации), иная нормативно-правовая документация.

 

Определение временного интервала исследования

            В соответствии с Рекомендациями временным интервалом исследования рынка является период 2010-2011 годы.

 

Определение продуктовых границы товарного рынка

            Согласно Рекомендациям в целях проведения данного исследования продуктовыми границами является услуга по техническому обслуживанию лифтов (подгруппа 29.22.9 «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования» группы 29.22 «Производство транспортного оборудования» класса 29 «Производство машин и оборудования» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности»).

 

Определение географических границ товарного рынка

            В соответствии с рекомендациями анализ проводится в городах с населением более 100 тыс. жителей и в административных центрах субъектов Российской Федерации. Предварительно географические границы определяются в административных границах муниципального образования.

Административным центром Калининградской области является город Калининград, в котором 2010 году проживало 431,5 тыс. человек. В самой Калининградской области численность жителей в 2010 году составляла 941,4 тыс. человек. Второй по числу жителей город Калининградской области – Советск, в котором в этот же период проживало 41,7 тыс. человек. На третьем месте – Черняховск (40,4 тыс. человек).

Таким образом, географические границы рынка определены в границами муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» (его границы являются границами города Калининграда).

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

            Деятельность по техническому обслуживанию лифтов к лицензируемым видам деятельности не относится. В соответствии с техническим регламентом о безопасности лифтов (утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 782) лифтовая организация – юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности по проектированию, производству, монтажу (демонтажу), техническому обслуживании, ремонту, модернизации и диспетчерскому контрою лифтов; техническое обслуживание лифта – комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта в течение всего срока его эксплуатации.

            Информация о составе хозяйствующих субъектов представлена в Приложении к данному аналитическому отчету. В ходе проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке иных возможных участников рынка Калининградским УФАС России не установлено.

 

Определение объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на нём произведен в соответствии с пунктом 6.2 Порядка и осуществляется на основании показателей объема продаж в натуральном (количество обслуживаемых лифтов) и стоимостном (объем продаж) выражении.

            Доля хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке определяется по итогам каждого года (2010 год и 2011 год) и рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема продаж данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемых рынках к общему объему продаж рассматриваемых рынков отдельно в стоимостном и натуральном выражениях.

Расчет долей хозяйствующих субъектов на рынках оказания рассматриваемых услуг приведен в Приложении к аналитическому отчету.

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка использованы коэффициент рыночной концентрации (CR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанные для трех крупнейших участников рынка.

Для объемов продаж в натуральном выражении:

2010 год (ООО «Лифт сервис», ООО «Калининградская лифтовая компания» и ООО «ОТИС Лифт»): CR3 = 96% (70%<=CR3<=100%); HHI = 5846 (2000<HHI<10000);

2011 год (ООО «Лифт сервис», ООО «ВертикальСервисЛифт» и ООО «ОТИС Лифт»): CR3 = 87% (70%<=CR3<=100%); HHI = 4259 (2000<HHI<10000).

Для объемов продаж в стоимостном выражении:

2010 год (ООО «Лифт сервис», ООО «Калининградская лифтовая компания» и ООО «ОТИС Лифт»): CR3 = 97% (70%<=CR3<=100%); HHI = 6411 (2000<HHI<10000);

2011 год (ООО «Лифт сервис», ООО «Калининградская лифтовая компания» и ООО «ОТИС Лифт»): CR3 = 91% (70%<=CR3<=100%); HHI = 5377 (2000<HHI<10000)

Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.

 

Определение барьеров входа на товарный рынок

В ходе анализа информации, представленной хозяйствующими субъектами, не выявлено наличие барьеров входа на исследуемый рынок.

 

Состояние конкурентной среды на товарном рынке

По результатам анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов сделан вывод о том, что рассматриваемый рынок относится к высококонцентрированному рынку. Оценка состояния конкурентной среды - рынок с неразвитой конкуренцией.

 

Выводы

Полученные значения коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о том, что рынок услуг по техническому обслуживанию лифтов относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Проведенный анализ выявил доминирующее положение ООО «ОТИС Лифт».

 

Исполнитель:

 

Старший государственный инспектор
отдела антимонопольного контроля
Калининградского УФАС России                                                                                  Л.Н. Зуева

8(4012)53-72-04