• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Антимонопольщики провели публичные обсуждения своей работы

Калининградским УФАС России 29 марта  2018 года проведены уже четвертые публичные обсуждения результатов правоприменительной практики.

Данное мероприятие проведено в рамках реализации пунктов 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Целью публичных обсуждений являлось информирование и правовое просвещение государственных и муниципальных заказчиков, участников закупок по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства о контрактной системе, законодательства о закупках, а также  порядку проведения процедур в сфере строительства. 

Участниками обсуждений  стали представители: федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, Калининградской ТПП, РСПП, бизнес-структур, СМИ (в режиме он-лайна) всего более 55 человек.

Главной темой мероприятия стал  Национальный план развития конкуренции, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" , а также результаты работы антимонопольного органа в 2017 году и  первом квартале 2018 года.

Перед началом публичных обсуждений их участники сочли своим долгом почтить  память погибших кемеровчан.

Открывая публичные обсуждения первый заместитель Председателя Правительства Калининградской области – руководитель аппарата Правительства Калининградской области А.Б. Родин напомнил участникам о целях реформирования контрольно-надзорной деятельности, высказал мнение, что формат публичных обсуждений является одним из эффективных механизмов профилактики нарушений обязательных требований, а также проинформировал присутствующих о совместной активной работе Правительства Калининградской области  с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области  в сфере контроля за проведением госзакупок и пресечения недобросовестной конкуренции.  Кроме того, А.Б. Родин  сообщил, что 27.03.2018 было заключено соглашение о сотрудничестве между  Правительством Калининградской области и антимонопольным управлением, которое направлено на защиту и развитие конкуренции, создание в регионе условий для эффективного функционирования товарных рынков, повышение инвестиционной привлекательности Калининградской области.

Главный федеральный инспектор по Калининградской области С.В. Елисеев, пожелал участникам обсуждений получить новые знания в антимонопольном законодательстве, а также необходимые ответы на вопросы, связанные с его  применением.

М.Н. Фицак - Вице-президент КТПП, также пожелала участникам обсуждений успеха и рассказала о важности участия представителей бизнеса в подобных мероприятиях контрольных органов,  а также готовности Калининградской торгово-промышленной палаты обеспечивать возможность контактов бизнеса и контрольных органов в данном формате.

Руководитель Калининградского УФАС О.Боброва проинформировала участников обсуждений о целях и основных положениях Национального плана развития конкуренции, утвержденного Президентом России в декабре 2017 года. Национальным планом развития конкуренции предусмотрены основные цели  государственной политики: повышение удовлетворенности потребителей, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности, стабильный рост и развитие многоукладной экономики. Установлены ключевые показатели, которые необходимо достичь к 2020 году: снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее чем в 2 раза; увеличение доли госзакупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом (для справки доля госконтрактов, заключенных с СМП в 2017 году субъектовыми и муниципальными заказчиками к общему объему торгов составила 20,9%); обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер естественных монополий, присутствия не менее 3 хозсубъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу.

Обозначены приоритетные отрасли для развития конкуренции:  здравоохранение, агропромышленный комплекс, финансовые рынки, дорожное строительство, социальных услуг, информационные технологии, телекоммуникации, ЖКХ, нефть и нефтепродукты, промышленность, газоснабжение, транспортные услуги. Для надлежащей реализации Национального плана, Президентом даны поручения Правительству РФ, Генеральной прокуратуре, органам власти субъектов РФ и Общественной палате Российской Федерации.

Кроме того для решения вопросов, связанных с реализацией положений данного стратегического  документа предусмотрено создание нормативной базы: Принятие Федерального закона о государственном регулировании цен (тарифов), реформирование естественных монополий, введение принудительного патента в целях охраны жизни и здоровья граждан, законодательное закрепление антимонопольного комплаенса и ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках.

О.Аринцева – председатель Общественной палаты Калининградской области, рассказала слушателям о том, каким образом будут реализовываться палатой положения Национального плана.

О.Боброва довела до сведения участников масштабные изменения в законы о контрактной системе и о закупках, которые вступят в силу с 1 июля 2018 года, такие как: переведение процедур закупок из бумажной в электронную форму, введение единого реестра участников закупок, уменьшение срока внесения изменения в план-график размещения закупок, введение специализированных счетов, обязательность использования в торгах усиленной квалифицированной электронной подписи и иные.

Руководитель Калининградского УФАС напомнила о новом механизме «короткого» административного обжалования действий органов власти и сетевых организаций при осуществлении процедур  в сферах строительстве, введенном четвертым антимонопольным пакетом (статья 18.1 Закона «О защите конкуренции»), перечне процедур, возможных к обжалованию, порядке подачи и рассмотрения данных жалоб, ответственности за нарушение вышеуказанных процедур. Необходимо отметить, что   указанная информация доступна для ознакомления на сайте управления.

Также О.Боброва довела до сведения основные статистические данные по результатам антимонопольного контроля за 2017 и 1 квартал 2018 года и привела примеры нарушений.

Заместитель руководителя управления И.Шестаков, довела до сведения присутствующих статистику правоприменения законодательства о контрактной системе, закупках и рекламы Калининградского  УФАС в 2017 году и 1 квартале 2018 года.  Необходимо отметить, что из 343 жалоб, рассмотренных управлением в 2017 года, признаны обоснованными лишь 70, в 1 квартале 2018 года из 50 жалоб признана обоснованной 21, указанные цифры являются сопоставимыми с аналогичным периодом 2017 года (57/14).  

Кроме того И.Шестаковой  приведены характерные нарушения, допускаемые заказчиками при подготовке и проведении конкурсных процедур и участниками – при подаче жалоб в антимонопольный орган; довела до сведения присутствующих изменения в закон о контрактной системе, вступившие в силу с 1 января 2018 года.

В ходе публичных слушаний участниками задано 5 вопросов, на которые незамедлительно были даны  ответы, 3 участникам предложено письменно конкретизировать спорные ситуации, для   более подробного их анализа и качественной подготовки ответов.

До начала слушаний их участникам было предложено заполнить анкету по результатам обсуждения, оценив проведенное мероприятие по тематической направленности, по программе, по квалификации выступающих, по организации мероприятия по пятибалльной системе. Абсолютное большинство оценок, полученных Калининградским УФАС России – 5. Кроме того  в анкетах было задано Вместе с тем, отмеченные участниками замечания будут в обязательном порядке учтены управлением при организации последующих публичных слушаниях, тем более что его результаты активно обсуждаются сотрудниками управления, ведь пределов совершенству нет, и мы искренне надеемся на помощь в его достижении.