• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Управлением федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в Министерство экономики региона направлены предложения о разделении ОАО «КД авиа»

Как отмечено в Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Правительством РФ в марте 2008 года), основными механизмами реализации данной задачи является обеспечение доступности любого аэропорта в соответствии с потребностями населения и экономики и с учётом минимизации возможностей операторов аэропортов по искусственному снижению конкуренции перевозчиков.

В качестве серьёзной проблемы Концепция отмечает незавершённость процесса разделения объединённых авиапредприятий с выделением операторов аэропортов в самостоятельные хозяйствующие субъекты.

 

В Калининградской области ОАО «КД авиа» не только является участником рынка авиаперевозок пассажиров, багажа, почты и грузов на внутренних и международных воздушных линиях. Кроме того, акционерное общество – единственный хозяйствующий субъект, представляющий другим авиакомпаниям услуги аэропорта на территории региона (оператор аэропорта). Авиакомпании, использующие аэропорт «Храброво» при выполнении авиаперевозок, вынуждены согласовывать слоты с двумя субъектами: ФГУП «Калининградавиа» в связи с тем, что взлетно-посадочная полоса и функции по обеспечению взлет - посадки воздушных судов принадлежат ФГУП, и с ОАО «КД авиа», в связи с тем, что все службы обеспечения технического обслуживания самолётов и коммерческого обслуживания пассажиров, багажа в аэропорту находятся в ведении Общества.

 

Значительное число жалоб конкурирующих с ОАО «КД авиа» на рынке авиаперевозок компаний показывает, что Общество постоянно использует своё доминирующее положение на рынке аэропортовых услуг для получения необоснованных конкурентных преимуществ в сфере авиаперевозок.

 

Так в 2007 – 2008 г.г. в антимонопольный орган поступило три обращения от ФГУП ГТК «Россия» и ОАО «ЮтЭйр» по отказу ОАО «КД авиа» в согласовании запрошенных слотов. ФАС России рассмотрело аналогичное обращение ОАО «Сибирь».

 

На рассмотрении Калининградского УФАС России находятся дела по предоставлению контрагентам скидок на услуги VIP-зала при условии приобретения авиабилетов на рейсы ОАО «КД авиа» и установлении необоснованно высокой арендной платы за помещения в аэровокзале для размещения представительства конкурирующего авиаперевозчика.

 

Приведённый выше анализ негативных последствий и проблем, связанных с осуществлением оператором аэропорта деятельности на рынке авиаперевозок, показывает не только целесообразность, но и настоятельную необходимость разделения данных функций.

 

В начале ноября в адрес Министерства экономики Калининградской области были направлены предложения УФАС по разделению авиационного и аэропортового бизнеса ОАО «КД авиа». Специалисты Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области считают, что план мероприятий должен быть разработан с учётом опыта такого разделения в других аэропортах России, а также опыта разделения бизнес – единиц в других отраслях.

 

Данные процедуры должны включать разделение бизнеса путем создания независимого юридического лица, осуществляющего функции аэропорта, которое не должно входить в группу лиц с реорганизуемой компанией.

 

Специалисты антимонопольного органа считают, что к выработке детального плана мероприятий по разделению бизнеса ОАО «КД авиа» должны быть привлечены независимые эксперты, обладающие опытом подготовки проектов реструктуризации компаний.

 

Руководитель УФАС России по Калининградской области И.П. Соколова обратила внимание Министерства экономики региона на то, что, в случае затягивания вопроса о разделении ОАО «КД авиа», Калининградское УФАС России будет вынуждено подать иск о принудительном разделении данной коммерческой организации в судебном порядке по основаниям, предусмотренным статьёй 38 Федерального закона «О защите конкуренции».