В Калининградской области обсуждили перспективы и проблемы контроля государственной и муниципальной помощи

C 30 сентября в Калининградской области проходил двухдневный семинар-совещание  антимонопольных органов Северо-Западного федерального округа по  теме «Требования антимонопольного законодательства при государственной или муниципальной помощи». В нем принимали участие руководители и сотрудники Управлений Федеральной антимонопольной службу из десяти регионов Северо-Западного округа, из Нижнего Новгорода и центрального аппарата ФАС России. В один из дней работы семинара на заседание были приглашены также представители Правительства и органов местного самоуправления Калининградской области.

 

Открывая семинар-совещание заместитель руководителя ФАС России Цариковский А.Ю. отметил, что развитие конкуренции, повышение прозрачности поддержки бизнеса и эффективности использования бюджетных средств при размещении государственных и муниципальных заказов является стратегическими целями Федеральной антимонопольной службы.

 

В настоящее время антимонопольная политика и стран ЕС, и России предусматривает контроль предоставления государственной помощи, поскольку ее основными общими признаками являются избирательность (создание благоприятных условий для конкретных предприятий), предоставление преимущества (выгоды от полученных преференций), использование государственных ресурсов, что в совокупности может привести к  нарушению условий конкуренции,  обеспечивая более выгодные условия получателю государственной или муниципальной помощи по сравнению с конкурентами.

 

Вступивший в силу с 26 октября 2006 года Федеральный закон «О защите конкуренции» вводит понятие государственной или муниципальной помощи; определяет порядок государственного контроля её предоставления и использования; последствия нарушения антимонопольного законодательства в данной сфере.

 

С 2 июля 2008 года вступила в силу новая статья Федерального закона «О защите конкуренции» - ст. 17.1, которая требует проведения торгов при передаче прав владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества. Данное изменение закона также направлено на обеспечение конкуренции и повышает эффективность использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

 

Однако, как отмечали многие участники семинара, проведенные в регионах проверки показали, что не все региональные и муниципальные власти отслеживают  изменения действующего антимонопольного законодательства. Незнание требований Закона о защите конкуренции в части порядка предоставления государственной и муниципальной помощи влечет за собой нарушения антимонопольного законодательства и административные санкции.

 

На семинаре была озвучена статистика нарушений антимонопольного законодательства органами власти всех уровней. Так, за 2007 год по всей стране было выявлено  2597 нарушений антимонопольного законодательства, при этом более трети нарушений допускают не монополисты или недобросовестные хозяйствующие субъекты, а органы власти, причем более 7 % случаев – это нарушения при предоставлении государственной или муниципальной помощи.

 

Проведенная территориальными органами ФАС России в 2008 году проверка   действующих нормативных правовых актов органов власти показала, что из каждых ста актов шесть содержат положения, нарушающие антимонопольное законодательств. По данным фактам только в 2008 году возбуждено  149 дел,  выдано 59 предписаний, подано 7 исков в суд об отмене незаконных правовых актов.

 

Предварительный контроль за законностью предоставления государственной и муниципальной помощи осуществляется в форме рассмотрения антимонопольными органами ходатайств, поступающих от органов власти. За первое полугодие 2008 года системой ФАС России было рассмотрено – 1055 и  удовлетворено – 551 ходатайство.

 

По числу официально согласованных актов о предоставлении государственной и муниципальной помощи Калининградская область занимает в первом полугодии 2008 года почетное первое место среди всех регионов России.  Правда, за согласованием органы местного самоуправления обращались лишь в рамках реализации Постановления Правительства Калининградской области о порядке выплаты субсидий из областного бюджета на поддержку сельского хозяйства.

 

Между тем, проверки, проведенные Калининградским УФАС России, показывают, что не менее активная помощь оказывается в муниципальных образованиях также организациям, работающим в иных отраслях.

 

Формы этой помощи носят более «завуалированный» характер – отдельные категории предприятий получают от органов местного самоуправления преференции в виде целевого, бесконкурсного предоставления находящихся в муниципальной собственности помещений и иного имущества, льгот по арендной плате за занимаемые земельные участки, кредитов и муниципальных гарантий под кредиты. Однако изменение формы поддержки не влияет на результат – организациям, пользующимся благосклонностью органов власти, создаются более выгодные условия деятельности по сравнению с конкурентами.

 

Например, как показали расследования, проведённые антимонопольным органом в Калининградской области, наибольшей поддержкой местных органов власти пользуются муниципальные предприятия, которые являются коммерческими организациями и нередко участниками вполне конкурентных рынков, состязаясь с частным бизнесом за клиентов. Так, начавшийся процесс развития частного предпринимательства в сфере ЖКХ, по мнению антимонопольного органа, тормозится, в том числе, активной поддержкой и преференциями, которыми пользуются муниципальные коммунальные предприятия.

 

Весьма избирательной является зачастую поддержка региональными и муниципальными властями инвесторов. На помощь органов власти могут, как правило, рассчитывать лишь компании, осуществляющие крупные капиталовложения и удовлетворяющие целому ряду дополнительных критериев. Это обстоятельство и вызывает необходимость контроля за предоставлением государственной и муниципальной помощи со стороны антимонопольных органов, призванного предотвратить разрушение конкурентной среды и монополизацию рынков. 

 

 Особое беспокойство антимонопольной службы вызывает целевое предоставление хозяйствующим субъектам недвижимости, находящейся в муниципальной собственности. Недавними поправками в Федеральный закон «О защите конкуренции», как уже отмечалось, данная практика фактически запрещена.

 

Между тем, до последнего времени во многих регионах фиксировались случаи предоставление такого имущества без торгов.

 

Например, в одном из муниципальных образований Калининградской области до сих пор действует решение окружного совета депутатов, разрешающее  передачу имущества, находящегося в резервном фонде либо в целях, не связанных с коммерческим использованием, без проведения торгов. При этом в целях «некоммерческого» использования были предоставлены помещения в аренду целому ряду коммерческих организаций, включая монополиста в сфере электросвязи ОАО «Северо-Западный Телеком».

 

Без конкурса были переданы в аренду коммерческой организации тепловые сети, несмотря на то, что федеральное законодательство предусмотрело для таких ситуаций специальную форму правоотношений, обеспечивающую максимально эффективное использование общественного имущества, – договор концессии.

 

В другом муниципальном образовании Калининградской области целевым назначением предоставлено помещение под организацию аптечного пункта фармацевтической компании, которая, по оценке антимонопольного органа, которая является монополистом в розничной торговле лекарственными средствами некоторых районов

.

На семинаре до сведения участников была доведена и имеющаяся на настоящий момент судебная практика по пресечению незаконной государственной помощи.

 

Например, своими решениями  от 24 декабря 2007 г. Арбитражный суд Новгородской области признал недействительными распоряжения Администрации Великого Новгорода, которыми на 50 % снижалась арендная плата за землю для двух городских гостиниц. Новгородским УФАС России было установлено, что данная поддержка не соответствует допустимым целям муниципальной помощи и предоставлена с нарушением установленного законодательством порядка. Позиция антимонопольного органа подтверждена судом.

 

            Участниками семинара отмечались и проблемы реализации требований закона, связанные с нечеткостью отдельных понятий, с «нестыковкой» различных законодательных актов, регулирующих отношения бизнеса и власти, с практическими вопросами организации системы контроля государственной и муниципальной помощи.

 

В связи с этим, обсуждался также проект поправок в главу 5 закона «О защите конкуренции», которые предусматривают установление минимального размера государственной или муниципальной помощи, не требующего согласия антимонопольного органа; уточнение оснований, и порядка предоставления государственных или муниципальных преференций.

 

Органам власти, оказывающим помощь коммерческим организациям, следует также учитывать готовящиеся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предполагают введение административной ответственности должностных лиц за незаконное предоставление государственной и муниципальной помощи (штраф в размере от 15 до 30 тыс. руб. либо дисквалификация до 3-х лет).