Итоги работы Калининградского УФАС России в 2008 году

Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в соответствии со своими полномочиями осуществляло деятельность по следующим направлениям

-         контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции,

-         контроль за соблюдением законодательства о рекламе,

-         контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

 

В рамках первого направления деятельности (контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции) Управлением в 2008 году рассмотрено 65 жалоб, из которых почти половина касалась различных форм монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках. В то же время почти треть обращений содержала претензии к действиям органов власти различного уровня в связи с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, ограничениями на создание новых хозяйствующих субъектов и свободный выбор контрагентов, нарушение порядка проведения торгов.

Вместе с тем лишь в каждом втором случае факт нарушения антимонопольного законодательства находил подтверждение в ходе проведенной по жалобе проверки. В результате по жалобам, поступившим от граждан и организаций, было возбуждено 26 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в то время как по инициативе Управления, по результатам плановых и внеплановых проверок, было возбуждено ещё 41 дело.

 

Большинство дел было связано с осуществлением контроля за процессами экономической концентрации на рынках региона, которые в том числе протекают путем заключения соглашений между хозяйствующими субъектами. В ряде случаев заключение таких соглашений между организациями требуют  уведомления антимонопольного органа. Но, как показали результаты проверок, проведенные Управлением, не все кредитные организации соблюдали установленные требования. В частности, многочисленные нарушения были допущены региональным филиалом ОАО «Альфа-банк», что послужило основание к привлечению данной организации к административной ответственности и наложению штрафа в размере 150 тысяч рублей.

Всего по итогам рассмотрения возбужденных дел выявлено 27 фактов нарушения антимонопольного законодательства. Общая сумма наложенных за данные нарушения штрафов составила 4 миллиона 871 тысячу рублей. Фактически взыскано в бюджеты различных уровней штрафы на сумму 509 тысяч рублей.

 

В частности, Калининградским УФАС России в отчетном периоде выявлено 14 нарушений статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», которая устанавливает запрет на злоупотребление доминирующим положением.  По сравнению с 2007  годом количество выявленных нарушений  возросло почти на  50 %.

Подавляющее число нарушений было связано с ущемлением субъектами естественной монополии интересов потребителей. Причем, подобные нарушения выявлены за отчетный период почти на всех региональных рынках услуг естественных монополий – в сфере энергообеспечения, железнодорожных перевозок, деятельности аэропорта, водоснабжения и канализации, газоснабжения.

 

В стадии рассмотрения находится дело по признакам установления монопольно высоких цен хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию бензина автомобильного и дизельного топлива:  ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (Калининградский филиал); ООО «Рос&нефть» и ООО «Калининграднефтепродукт».

В 2008 году по жалобе двух операторов связи возбуждено и находится в стадии рассмотрения дело в отношении ОАО «Северо-западный телеком» по завышению стоимости аренды кабельной канализации.

Еще одно решение антимонопольного органа, связанное с установление данной компанией цены на услуги пропуска трафика, обжаловано в суде. В соответствии с принятыми на настоящее время решениями первой и апелляционной инстанции, действия общества по установлению данных цен на уровне, значительно превышающем расходы, включаемые в тарифы для собственных абонентов, признаны правомерными. Следствием этого для жителей региона будет, по оценкам антимонопольного органа, скорое вытеснение из сферы услуг по предоставлению коммутируемого доступа в Интернет и предоставления местной телефонной связи небольших независимых операторов, что приведет к полной монополизации данных рынков ОАО «СЗТ». Кассационная жалоба Калининградского УФАС России по данному делу будет рассматриваться в Санкт-Петербурге 9 февраля 2009 года.

           

Продолжаются и судебные процессы по решениям и постановлениями о наложении штрафов за злоупотребление доминирующим положением ОАО «КД авиа».

С 2007 года антимонопольное управление получило три жалобы на необоснованный отказ ОАО «КД авиа» в согласовании слотов других авиакомпаний. Обращение авиакомпании «Ю-Тэйр» было отозвано заявителем в связи с тем, что после обращения в антимонопольный орган ОАО «КД авиа» согласовало авиаперевозчику запрошенные слоты.

Два дела были возбуждены по жалобам ГТК «Россия» на отказ в согласовании слотов (расписания прибытия/вылета самолётов) в аэропорту Храброво. Аналогичное дело в отношении калининградской компании, совмещающей функции авиаперевозчика и оператора аэропорта, было рассмотрено осенью 2008 года также в центральном аппарате ФАС России по жалобе авиакомпании «Сибирь».

При рассмотрении этого дела Комиссия ФАС России установила, что нормативы пропускной способности аэропорта «Храброво», утвержденные приказом генерального директора ОАО «КД авиа», рассчитаны по устаревшим методикам и являются заниженными, в свою очередь применение данных норм являлось основанием отказа в согласовании слотов сторонних авиаперевозчиков.  Кроме того, было установлено, что отказы конкурентам проходили в период активного роста собственной внутренней и международной программы полётов ОАО «КД авиа», что также свидетельствует о необоснованности отказов в согласовании слотов конкурирующих авиакомпаний.

С учетом большого числа нарушений, выявляемых в действиях оператора аэропорта, осенью 2008 года  Калининградское УФАС России направило  в Правительство Калининградской области предложения о порядке разделения деятельности ОАО «КД Авиа» на  аэропортовую и деятельность по перевозке пассажиров и грузов. Если компания не будет реорганизована в добровольном порядке, Управление будет вынуждено подать иск о принудительном разделении хозяйствующего субъекта в порядке статьи 38 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

В 2008 году Калининградским УФАС России выявлены также факты антиконкурентных согласованных действий на рынках розничной реализации автомобильного топлива и услуг швартовки судов в морских портах Калининградской области. В настоящее время готовятся материалы для возбуждения по данным фактам административных дел и привлечения виновных лиц к административной ответственности. Напомним, что штрафы за такие правонарушения могут достигать 10 % оборота компании по соответствующему виду деятельности.

 

В 2008 году антимонопольным органом выявлено 4 нарушения в действиях органов местного самоуправления Калининградской области, связанные, с предоставлением льгот, ставящих в преимущественное положение отдельных участников рынка.

Как правило, льготы предоставляются муниципальным предприятиям, многие из которых в настоящее время работают на конкурентных рынках услуг управляющих компаний в сфере ЖКХ, сбора и вывоза  твердых бытовых отходов и в других отраслях, где наряду с ними осуществляют деятельность также частные компании, не имеющие соответствующих льгот. При этом даже в случаях, когда муниципальная помощь могла бы быть оправдана решением каких-то социальных задач, её размеры не увязываются с реальным участием получающих льготу организаций в общественно важной деятельности.

Примером может служить дело, возбужденное Калининградским УФАС России в отношении окружного Совета депутатов МО «Светловский городской округ», решением которого одно из рыбообрабатывающих предприятий района было полностью освобождено от уплаты земельного налога за земельный участок, на котором располагается трансформаторная подстанция, обслуживающая население муниципального образования.

Комиссия антимонопольного органа установила, что предприятие, получившее эту налоговую льготу, тратит около половины поставляемой через трансформаторную подстанцию электроэнергии на собственные производственные нужды. Тем самым полное освобождение его  от уплаты земельного налога создает ему преимущества перед конкурентами.

 

В рамках контроля за соблюдением Федерального закона «О рекламе» в 2008 году Калининградским УФАС России было возбуждено 19   дел по фактам нарушения законодательства о рекламе, что более чем в 4 раза превышает показатель 2007 года.

В ходе рассмотрения данных дел выявлено 14 нарушений и выдано 8 предписаний. Все предписания антимонопольного органы были исполнены, хотя некоторые нарушители до сих пор пытаются оспорить их и наложенные за допущенные нарушения штрафы в судебном порядке.

Это касается, прежде всего,  владельца слот клубов - ООО «Дон Кихот». Общество было оштрафовано за  размещение на фасадах клубов рекламы в виде мастей карт и светового табло, на котором «бегущая строка» привлекала внимание прохожих обещанием высоких сумм розыгрышей.

Многие выявленные нарушения связаны с рекламой алкогольной продукции и пива, в отношении которой в действующем законодательстве установлен целый ряд ограничений и требований. В частности, рекламодатели и рекламораспространители нередко забывают,  что такую рекламу надо сопровождать предупреждением о вреде чрезмерного употребления алкоголя, нельзя размещать ближе 100 метров от детских, учебных и спортивных учреждений, на первых и последних страницах и обложках периодических печатных изданий.

Порой реклама калининградских предпринимателей носит  непристойный и оскорбительный характер. За такую рекламу в витрине магазина «Еврообувь» был в 2008 году привлечен к административной ответственности индивидуальный предприниматель – владелец этой торговой точки.

В целом за 2008 год к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе привлечено 6 организаций и 4 индивидуальных предпринимателя.

 

Большой объем работы антимонопольного органа в 2008 году был связан с контролем за соблюдением Федерального закона    № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Калининградским УФАС России в 2008 году рассмотрено 80 жалоб участников размещения заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии из которых признаны обоснованными 46, выдано 30 предписаний, из которых 25  на настоящий момент исполнено.

Половина предписаний выдавалась в связи с нарушениями при размещении заказов для федеральных нужд, треть – региональным заказчикам и соответствующим комиссиям.

Кроме того, по результатам проведения Управлением плановых и внеплановых проверок государственных и муниципальных заказчиков выявлено 48 нарушений при размещении заказов и выдано 9 предписаний.

К административной ответственности привлечены 17 должностных лиц и членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий.

 

Основными нарушениями законодательства о размещении заказов являются требования о предоставлении сведений и документов, не предусмотренных законодательством, необоснованное отклонение заявок участников, необоснованный выбор победителей, включение в конкурсную документацию критериев оценки, не предусмотренных законодательством, отсутствия в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок, некорректное составление протоколов.

 

Приоритетные направления работы Калининградского УФАС России в 2009 году обусловлены текущей ситуацией, связанной с сочетание финансового кризиса, падением платежеспособного спроса населения и ростом цен на ряд социально значимых товаров и услуг.

Управление продолжит мониторинг ситуации в сфере розничной торговле нефтепродуктами.

Как и во многих других регионах, в Калининградской области отмечается в настоящее время замедление темпов снижения розничных цен и, соответственно, увеличения маржи между оптовой и розничной ценой.

Стабильное «отставание» темпов  снижение цен на АЗС от оптовых закупочных цен все сложнее оправдывать временным лагом реакции на снижение закупочной цены, обусловленным наличием запасов «дорогого» топлива.

Ценовая стратегия трех наиболее крупных региональных нефтетрейдеров является объектом антимонопольного расследования в рамках дела, возбужденного по признакам установления монопольно высоких цен.

Управлением ведется также мониторинг ценовой ситуации на трех важных потребительских рынках – хлебопродуктов, молока и растительного масла.

По предварительным оценкам антимонопольного органа, рынок хлебопродуктов Калининградской области является высококонцентрированным, так как три крупнейшие компании имеют в совокупности долю в поставках, превышающую 72 процента.

Это создает условия для картельных соглашений и установления монопольно высоких цен.

В то же время рост цен на хлебопродукты может быть обусловлен завышением цен на основное сырье предприятиями смежных отраслей.

В частности, несмотря на существенное снижение цен на зерно, цены на пшеничную муку в регионе поднялись по сравнению с первым полугодием 2008 года на 30 %.

Таким образом, антимонопольное расследование будет охватывать также вопросы ценообразования в смежных отраслях.

 

Неблагополучная конкурентная ситуация существует, по оценке антимонопольного органа, и на рынках молочного сырья и молочной продукции.

Как уже сообщало Калининградское УФАС России, петербургские  суды апелляционной и кассационной инстанции не согласились с оценкой антимонопольного органа о доминировании ОАО «Молоко» на рынках закупки молочного сырья и поставки молочной продукции.

Предприятие было исключено из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара долю более 35 %.

Таким образом, крупнейшее региональное перерабатывающее предприятие было фактически выведено из-под контроля антимонопольных органов.

В результате в Калининградской области мы по-прежнему имеем самые низкие закупочные цены на сырое молоко, делающие невыгодным содержание молочного скота в личных подсобных хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях, и более высокую, чем в среднем по России и Северо-Западу, цену молочных продуктов.

Продолжают поступать жалобы частных предпринимателей, закупающих сырое молоко в личных подсобных хозяйствах населения, на дискриминационные и невыгодные условия договоров закупки сырья, навязываемые ОАО «Молоко». В связи с этим, Управлением будет вновь проводиться изучение данных рынков и, возможно, возбуждаться новые дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 

Следует иметь в виду, что принятие любых решений антимонопольного органа возможно только после проведения достаточно детальных исследований соответствующих товарных рынков и, как показывает судебная практика, суды очень внимательно, если не сказать предвзято, следят за соблюдением действующего порядка проведения такого исследования, требуя от антимонопольного органа выявления и учета деятельности всех, даже самых незначительных участников рынка и объемов поступающей на рынок продукции.

В связи с тем, что продолжительность таких исследований, как правило, занимает не менее трех месяцев, это снижает оперативность реакции на изменения рыночной ситуации и пресечения монополистических действий.

Год назад после событий, связанных с резким ростом цен на ряд продовольственных товаров в сентябре-октябре 2007 года, были подготовлены и направлены в Министерство экономики Калининградской области предложения по созданию системы постоянного мониторинга конкурентной и ценовой ситуации на региональных рынках социально значимых товаров.

Техническое задание на разработку системы данного мониторинга уже несколько раз обсуждалось на межведомственной комиссии, созданной при этом министерстве. Реализация данных мер могла бы способствовать организации системной работы по прогнозированию изменения цен, разработке региональной экономической и промышленной политики, направленных на повышение открытости рынков, снятие административных и экономических барьеров развития конкуренции.

 

Необходимо также отметить, что ограниченные ресурсы антимонопольного органа (24 сотрудника, включая обслуживающий персонал) в значительной степени оказываются занятыми не проблемами пресечения монополистической деятельности, а пресечением антиконкурентных действий  органов власти, многочисленными нарушениями, допускаемыми ими при предоставлении государственной и муниципальной помощи, размещении государственных и муниципальных заказов.  Из 24 сотрудников управления  8 специалистов занимаются вопросами контроля органов власти и размещения заказов. Для осуществления антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках в управлении образован отдел, фактическая численность которого также составляет 8 сотрудников.