Сумма административных штрафов, наложенная на ОАО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть», превысила 160 миллионов рублей

Напомним, что в результате анализа происходящего в регионе изменения цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, приказом Калининградского УФАС России были возбуждены дела по признакам нарушения ОАО «Калининграднефтепродукт», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть» Федерального закона «О защите конкуренции» в части согласованности установления цен на автомобильный бензин и дизельное топливо[i].

 

Специалисты антимонопольного органа установили, что в период с 20 марта по 30 сентября 2008 года компании 17 раз практически одновременно изменяли розничные цены на одинаковые величины на принадлежавших им атозаправках.

 

Притом, что закупочные цены, расходы на содержание и развитие в компаниях существенно различались, розничные цены отличались на копейки. Неизменной оставалась разница между ценами компаний в 10 – 20 копеек при их практически синхронном снижении или повышении.

 

Экономического, технологического или иного обоснования совпадения цен на нефтепродукты и синхронности их изменения ответчики не предоставили.

 

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть» запрета на согласованные действия, ограничивающие ценовую конкуренцию на рынке розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива.

 

19 декабря 2008 года Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы признала ОАО «Калининграднефтепродукт», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть» нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Решение №30 от 19 декабря 2008 года

 

Тогда же материалы дела были переданы должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении компаний к административной ответственности, который 6 февраля 2009 года возбудил в отношении каждой из компаний дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая гласит, что «Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение».

 

При рассмотрении материалов дел об административном правонарушении представители нефтекомпаний своей вины в совершении административного правонарушения не признали.

Они заявили, что считают свои действия не содержащими состав правонарушения, т.к. решение Комиссии Калининградского УФАС России от 19.12.2009 г. незаконно, необоснованно в связи с тем, что ни какого информационного обмена по установлению розничных цен на автомобильное топливо между компаниями не осуществлялось. Заранее действия участников рынка по изменению цен нефтетрейдерам не были известны и участниками между собой не обсуждались.

Использование результатов мониторинга цен, по мнению представителей компаний, неправомерно расценивается в Решении Калининградского УФАС России как согласованные действия участников рынка. Действия по установлению и изменению цен были направлены не на ограничение конкуренции, а на обеспечение своих экономических интересов и обеспечение нормальной деятельности своего предприятия.

Все представители нефтекомпаний заявили, что обжалуют решение Комиссии в суде.

 

В Калининградском УФАС России посчитали, что собранные по делу доказательства, подтверждают вину ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть» в совершении административных правонарушений.

По своему характеру нарушения имеют значительную степень общественной опасности, ущемляют как интересы других хозяйствующих субъектов, реализующих в розницу автомобильные бензины и дизельное топливо, так и интересы потребителей автомобильных бензинов и дизельного топлива.

О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к значительным.

 

Смягчающих вину обстоятельств в действиях нефтяных компаний специалисты УФАС России не установили.

 

Управление федеральной антимонопольной службы по Калининградской области признало ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть» виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначило наказания в виде административных штрафов:

-          ООО «Калининграднефтепродукт» - в сумме 30 188 400 рублей;

Постановление по делу в отношении ООО «Калининграднефтепродукт»

-          ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» - в сумме 117 857 950 рублей;

Постановление по делу в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

-          ООО «Рос&Нефть» в сумме - 13 496 679,63 рублей.

Постановление по делу в отношении ООО «Рос&Нефть»



[i]  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ  (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов

1. Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;