• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Управление федеральной антимонопольной службы по Калининградской области готовит апелляционную жалобу и возбуждение нового дела по сговору на региональном рынке автомобильного топлива

Компании ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть» и ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» оспорили решение в Калининградского УФАС России о признании их виновными в нарушении Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в согласованных действий  по установлению розничных цен на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива на территории Калининградской области и административные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства в Арбитражном суде региона.

 

Суд первой инстанции (судья Гурьева И.Л.) признал недействительным решения антимонопольного органа о нарушении запрета на согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.

 

По оценке УФАС России, рынок розничной реализации автомобильного топлива Калининградской области относится к категории рынков, с недостаточно развитой конкуренцией.

Прежде всего, это объясняется коллективным доминированием на нём трёх  нефтетрейдеров: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть» и ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт».

Из 162 автозаправочных станций, расположенных в Калининградской области, компаниям, соответственно, принадлежит: 43, 12 и 32 АЗС. На них реализуется почти 67% автомобильного топлива, поступающего в регион.

Согласованные действия данных хозяйствующих субъектов могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения бензина и дизельного топлива на региональном рынке.

 

17 сентября 2008 года Калининградский УФАС России возбудил дело №30 по признакам нарушения ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «Рос&Нефть» Федерального закона "О защите конкуренции". 

Этому предшествовала работа специалистов антимонопольного органа по мониторингу оптовых и розничных цен на автомобильное топливо в регионе, который начался в апреле 2008 года.

 

Согласно копиям приказов, распоряжений об установлении цен и прейскурантов, представленных ответчиками, установлено, что с 15.03.2008 г. по 30.09.2008 г. ООО «Калининграднефтепродукт» произвело 18 изменений цен, ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» - 17 изменений цен, ООО «Рос&Нефть» - 18 изменений цен. При этом данные действий происходили синхронно.

Цены ООО «Калининграднефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» имели максимальное различие в 20 копеек/литр, периодически совпадая по абсолютному значению, а с июля, -  были практически идентичны.

 

Анализ документов отражающих изменение цен, предоставленных нефтетрейдерами, показывает, что даты издания приказов, распоряжений об изменении цен и прейскурантов в компаниях происходили в то время, когда об изменении цен у конкурентов  невозможно было узнать из публичной информации.

Так, распоряжение ООО «Рос&Нефть» и прейскурант ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» о введении розничных цен на дизельное топливо с 02.05.2008 г. и с 04.05.2008 г., изданы в один день - 29 апреля 2008 года. Распоряжение ООО «Рос&Нефть» и прейскурант ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» о введении розничных цен с 16.09.2008 г. и с 17.09.2008 г. соответственно, - 15 сентября 2008 года. Распоряжение ООО «Рос&Нефть» и прейскурант ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» о введении розничных цен с 27.09.2008 г. и с 29.09.2008 г. - от 26 сентября.

Таких «совпадений» в материалах дела – не один десяток.

 

Притом, что закупочные цены, расходы на содержание и развитие в компаниях существенно различались, розничные цены отличались на копейки. Неизменной оставалась разница между ценами компаний в 10 – 20 копеек при их практически синхронном снижении или повышении.

Экономического, технологического или иного обоснования совпадения цен на нефтепродукты и синхронности их изменения ответчики не предоставили.

 

19 декабря 2008 года Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы признала ОАО «Калининграднефтепродукт», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть» нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Решение №30 от 19.12.2008

 

2 марта 2009 года Управление федеральной антимонопольной службы по Калининградской области признало нефтекомпании виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначило наказания в виде административных штрафов: ООО «Калининграднефтепродукт» - в сумме 30 188 400 рублей; ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» - в сумме 117 857 950 рублей; ООО «Рос&Нефть» в сумме - 13 496 679,63 рублей.

Постановление по делу в отношении ООО «Калининграднефтепродукт»

Постановление по делу в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

Постановление по делу в отношении ООО «Рос&Нефть»

Работа Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по наведению порядка в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов региона дала определённые результаты.

Сразу же после возбуждения дел в отношении нефтяных компаний в регионе, в сентябре 2оо8 года, сначала прекратился рост, а затем устойчиво начали снижаться цены на автомобильное топливо.

 

С августа 2008 по апрель 2009 года розничные цены снизились на дизельное топливо больше чем на 7 рублей за литр (больше чем на 27%), на бензин АИ-92 – больше чем на 6 руб./литр (почти на 25%), на бензин АИ-95 – больше чем на 5 руб./литр (больше чем на 18%).

 

Тем не менее, синхронность изменения цен, сохраняется. Кроме того, по результатам рассмотрения дела в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Калининградское УФАС России признало факт установления данной компанией монопольно высоких цен, не отражающих реальных затрат и прибыли, необходимых для осуществления розничной торговли автомобильным топливом.

Решение №28 от 18.03.2009

 

С учётом данных обстоятельств Управление ФАС России рассматривает вопрос о возбуждении в отношении ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть» очередного дела по признакам согласованного установления цен на рынке автомобильного топлива.