Последние изменения в антимонопольном законодательстве

21 июля 2009 года Президент РФ подписал федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» и федеральный закон  «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Эти документы направлены на совершенствование антимонопольного законодательства и получили название «Второй антимонопольный пакет».

 

Четыре нормативно-правовых акта, из которых состоит «пакет», весьма серьезно дополняют прежнюю антимонопольную законодательную базу.

Во-первых, это изменения в федеральный закон №135 от 27.07.2006 «О защите конкуренции».

Во-вторых, новый закон о порядке передачи муниципального государственного имущества в аренду, владение и так далее.

В-третьих, изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

И последний документ – изменения в ст. 178 УК РФ об ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

 

Поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции» (основная часть)

(вступают в силу с 22 августа 2009 года)

 

Вместо понятия государственной и муниципальной помощи введено понятие государственные и муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путём передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путём предоставления имущественных льгот.

 

Расширен перечень допустимых целей государственной либо муниципальной поддержки.

Государственные и муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях:

-        развития образования и науки;

-        сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

-        развития физической культуры и спорта;

-        обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

-        охраны труда;

-        охраны здоровья граждан;

-        определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

 

Не требуется предварительного согласования с антимонопольным органом преференций, сумма которой не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчётов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

 

В соответствии с поправками признать хозяйствующий субъект доминирующим на рынке теперь можно и в случаях, когда его доля не превосходит 35%.

 

Введено новое определение монопольно высокой и низкой цены.

 

Введено самостоятельное регулирование ограничивающих конкуренцию вертикальных соглашений.

 

Определены основные положения, которые должны содержаться в правилах недискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий.

 

В тексте закона теперь подробно регламентирован порядок проведения проверок и осмотров помещений и документов, которые проводятся антимонопольными органами.

 

Увеличены пороговые значения контроля процессов концентрации: необходимость согласования с антимонопольным органом сделок и других действий будет возникать, если сумма активов приобретателя превышает 7 млрд. рублей (в настоящее время – 3 млрд.) или оборот такого лица превышает 10 млрд. рублей (сейчас – 6 млрд.).

По уведомлениям порог повышен с 200 млн до 400 млн. рублей.

 

Введены сроки давности:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечению трёх лет со дня совершения антимонопольного законодательства, а при  длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

 

Поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (вступают в силу с 22 августа 2009 года)

Дифференциация штрафов за нарушения ФЗ о размещении заказов в зависимости о тяжести нарушения (например, в случае нарушения сроков) и начальной цены контракта (1 %).

 

Появились новые составы правонарушений в сфере размещения заказов и соответствующие санкции.

Например, 50 тысяч рублей теперь будет накладываться на должностных лиц, не разместивших заказ у субъектов малого предпринимательства. За неправильное составление протоколов теперь можно получить штраф в размере 10 тысяч рублей. Введена санкция за нарушение срока возврата денежных средств внесенных в качестве обеспечения заявки.

 

Введены штрафы на должностных лиц органов власти, совершающих действия (бездействие), которые могут привести к ограничению конкуренции и свободы экономической деятельности (от 15 до 30 тысяч рублей, при повторном нарушении – 30 – 50 тысяч или дисквалификация на срок до 3-х лет).

Накладываться штрафы будут и за ограничивающие конкуренцию согласованные действия органов власти между собой и с хозяйствующими субъектами.

 

Изменена система исчисления штрафов за злоупотребление доминирующим положением.

В соответствии с прежней редакцией, штраф мог составлять от 1 % до 15 % выручки нарушителя на рынке, затронутом нарушением за предыдущий год, но не более 2 % совокупного оборота компании, то теперь

а) установлено нижнее пороговое значение штрафа – он не может составлять менее 100 тыс. рублей,

б) если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного оборота, то устанавливаются меньшие пороговые значения размера штрафа – от 0,3 % до 3 %.

 

Ведена самостоятельная санкция за злоупотребление доминирующим положением компанией, доля которой составляет менее 35 %. Оштрафовать такого нарушителя можно на сумму от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.

 

Аналогичные изменения по исчислению штрафов коснулись такого нарушения, как согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.

Кроме того, теперь от штрафа освобождаются не все лица, предоставившие в антимонопольный орган информацию о нарушении и прекратившие нарушения добровольно, а только первое лицо, «явившееся с повинной».

 

Поправки в Уголовный кодекс РФ

(вступают в силу с 28 октября 2009  года)

Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства существовала и в прежней редакции Уголовного Кодекса, но дела практически не возбуждались. Причиной этого являлась, в том числе, необходимость установления факта нанесения соответствующими действиями ущерба в крупном размере.

 

В новой редакции основанием уголовной ответственности является не только крупный ущерб, но и получение дохода от преступной деятельности в крупном размере.

Крупным ущербом теперь будет считаться сумма от 1 млн. рублей, а особо крупным признается ущерб от 3 млн. рублей.

Крупным доходом считается доход в размере 5 млн. рублей, а особо крупный доход – 25 млн. рублей.

 

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, наказываются штрафом в размере до полумиллиона (или доход осужденного за два года), либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности в течении одного года.

 

За особо крупный ущерб и доход санкции  увеличиваются: может применяться лишение свободы на срок до 6 лет с одновременным наложением штрафа до 1 млн. рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 5 лет.

За аналогичные действия, совершенные с применением насилия или угрозы его применения, срок лишения свободы может составить 7 лет.

Злоупотребление доминирующим положением признается уголовно наказуемым деянием, если оно совершено неоднократно.

Руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Соколова И.П.на пресс-конференции, которая прошла 12 августа 2009 года в Калининградском УФАС России, рассказала журналистам о принятии "второго антимонопольного пакета" законов, предусматривающего внесение изменений в законодательство в сфере конкуренции