Итоги работы Калининградского УФАС России за 1 полугодие 2009 года

Руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Соколова И.П. на пресс-конференции, которая прошла 12 августа 2009 года в Калининградском УФАС России, рассказала журналистам об итогах работы управления за 1 полугодие 2009 года

 

Основным направлением работы Калининградского УФАС России, как и в прошлый период, являлся контроль за соблюдением трех федеральных законов «О защите конкуренции», «О рекламе», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Возбуждение дел ведется как по поступающим жалобам и обращениям, так и по инициативе антимонопольного органа.

 

В рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом  «О защите конкуренции», за 1 полугодие 2009 года было рассмотрено 107 заявлений, возбуждено 57 дел, по результатам рассмотрения которых выявлено 38 нарушений антимонопольного законодательства, выдано 23 предписания об устранении нарушений.

В значительной степени возросло количество жалоб граждан и организаций на монополистическую деятельность доминирующих на рынках Калининградской области компаний.

Если за весь 2008 г. было получено 33 жалобы, по результатам рассмотрения которых возбуждено 17 дел и выдано 9 предписаний об устранении нарушений, то только за первое полугодие 2009 года рассмотрено 80 жалоб на злоупотребление доминирующим положение, выявлено 15 нарушений и выдано 12 предписаний в тех случаях, когда нарушения не устранялись в добровольном порядке.

 

Как и раньше, большинство нарушений допускают предприятия, осуществляющие свою деятельность на рынках услуг по электроснабжению, теплоснабжению или передаче тепловой энергии, жилищно-коммунальных услуг (сбор бытовых отходов и уборка контейнерных площадок).

Нарушали Закон о защите конкуренции также такие компании как: Северо-Западный Телеком, Российские железные дороги (Калининградский филиал), Калининградский морской рыбный порт, Петербургрегионгаз, Калининградский янтарный комбинат.

Нарушения заключались в необоснованном прекращении поставок электрической энергии либо тепла, в ущемляющих интересы абонентов условиях подключения к сетям, навязывании невыгодных условий договоров, установлении монопольно высоких цен на нерегулируемые государством услуги, в дискриминации отдельных категорий потребителей.

 

Кроме того, в первом полугодии были вынесены решения об установлении монопольно высоких розничных цен на бензин такими крупными региональными операторами АЗС как ООО «Лукойл-Северо-Запад-нефтепродукт» и группой лиц в составе ЗАО «Роснефть» и ООО «Роснефть».

По фактам злоупотребления доминирующим положение в первом полугодии на нарушителей наложено 8 штрафов на сумму более 59 млн. руб.; за согласованные действия по установлению цен 5 штрафов на сумму более 161 млн. руб.

Выявлялись также факты недобросовестной конкуренции на рынке услуг управляющих компаний в сфере обслуживания многоквартирных домов, при размещении неподтвержденной информации на упаковках пищевых продуктов и путем незаконного использования олимпийской символики на товарах, реализуемых индивидуальным предпринимателем через торговые точки при АЗС.

 

Увеличилось также число дел, возбужденных в отношении органов власти различного уровня по фактам издания актов и совершения действий, ограничивающих конкуренцию на рынках Калининградской области.

За первое полугодие 2009 года уже выявлено столько же нарушений, сколько за весь 2008 год. Типичные нарушения связаны с предоставлением льгот по арендной плате за земельные участки  и объекты недвижимости отдельным хозяйствующим субъектам или таким категориям коммерческих организаций как муниципальные унитарные предприятия.

Некоторыми органами местного самоуправления ограничивался входа на рынок и функционирования частных компаний в сфере ритуальных услуг.

Иногда угроза добросовестной конкуренции возникала не вследствие действий, а в результате бездействия уполномоченного органа власти, например, неисполнение функций по контролю использования земельных участков, что создавало преимущество организации, осуществляющей без предусмотренных законодательством разрешений торговую деятельность в остановочных павильонах.

Кроме того с начала 2009 года установлено 4 факта согласованных действий органов местного самоуправления с хозяйствующим субъектами, направленных на ограничение конкуренции.

Например, в одном из муниципальных образований согласованные действия органа местного самоуправления с местным монополистом по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения привело к нарушению законодательства в области установления тарифов на соответствующие коммунальные услуги.

 

В отличие от сложившейся практики контроля соблюдения Закона о защите конкуренции, большинство дел по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе» возбуждается по результатам проводимых антимонопольным органом проверок наружной рекламы, рекламы на радио и телевидении, в средствах массовой информации.

Значительное число нарушений по-прежнему связано с нарушением ограничений и требований при рекламе алкогольной продукции и пива.

Предприниматели (как правило, в сфере розничной торговли) забывают, что Закон квалифицирует как рекламу размещение любых товарных знаков производителей алкогольной продукции на зданиях и иных сооружениях, о необходимости сопровождать данную рекламы предупреждением о вреде алкоголя и пива.

Стремясь всеми средствами привлечь внимание потребителей, рекламодатели иногда прибегают к использованию бранных слов, образов, оскорбительных для окружающих, что также рассматривается как ненадлежащая реклама.

По всем этим фактам за первое полугодие 2009 года возбуждено 13 дел (для сравнения, в первом полугодии 2008 года таких дел было всего 8). Большинство выявленных нарушений устранялось в добровольном порядке до принятия решения комиссией Калининградского УФАС России.

По фактам ненадлежащей рекламы применялись санкции в виде наложения штрафов на общую сумму 250 тысяч рублей.

 

В рамках исполнения функций по контролю в сфере размещения государственных и муниципальных заказов за 1 полугодие 2009 года территориальное управление ФАС России приняло 56 решений по жалобам на действия государственных и муниципальных заказчиков, конкурсных, аукционных и котировочных комиссий. Выдано 30 предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе, более половины в связи с нарушениями при размещении федеральных заказов, пять – по региональным заказам, 8 – по муниципальным заказам.

Согласно ведомственной статистике, большинство выявленных нарушений связано с установлением незаконных требований к участникам размещения заказа и необоснованным отказом в допуске к участию в торгах либо запросе котировок.

 

За прошедший период ряд решений Калининградского УФАС России, вынесенных в прошлом и текущем периодах, и которые, на наш взгляд, имеют прецедентное значение, были признаны обоснованными судами различных инстанций.

Так, и первая, и апелляционная инстанции признали законность решения антимонопольного органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалоб грузополучателей по навязыванию Калининградским филиалом ОАО «РЖД» услуг сторонней организации при осуществлении операций по внутреннему таможенному транзиту.

Апелляционная инстанция отменила решение Арбитражного суда Калининградской области по заявлению ОАО «Янтарьэнерго». Оставлено в силе решение  Калининградского УФАС России от 17.11.2008 г., вынесенное по результатам рассмотрения жалобы гражданина на необоснованный отказ ОАО «Янтарьэнерго» от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд также пересмотрел решение суда первой инстанции по заявлению Конкурсного агентства, в действиях которого антимонопольный орган выявил нарушение Закона о размещении заказов при установлении требований к документам и сведениям, представляемым в составе заявки на участие в торгах по закупке медицинского оборудования.

Первая инстанция признала законным решение о наличии в действиях ОАО «Северо-Западный Телеком» нарушения антимонопольного законодательства при установлении платы за предоставление сторонним организациям мест в кабельной канализации.

Оставлено в силе также решение в отношении ОАО «КД авиа» по имевшей место практике установления сниженных тарифов за услуги ВИП-зала для пассажиров, следующих рейсам данной авиакомпании.

Кассационная инстанция отменила судебные акты по заявлениям ООО «Дон Кихот» и Администрации муниципального образования «Пионерский городской округ» Калининградской области, которые оспаривали, соответственно, постановление о наложении штрафа за ненадлежащую рекламу азартных игр и решение антимонопольного органа о нарушениях, допущенных при размещении муниципального заказа на выполнение работ по привязке проектно-сметной документации крытого плавательного бассейна.

«Устояли» в судах решения, вынесенные в адрес МУП «Калининградтеплосеть» по  фактам необоснованных требований к  установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и отключения от теплоснабжения жилого дома при отсутствии задолженности жильцов по оплате коммунальных услуг.

Решение Арбитражного суда Калининградской области, которым было признано недействительным решение Управление о наличие факта согласованных действий при установлении розничных цен на региональном рынке бензина и дизельного топлива, обжалуется антимонопольным органом в апелляционном суде Санкт-Петербурга.