Руководитель КУФАС Ольга Боброва: Нефтетрейдеры в качестве причин повышения розничной цены моторного топлива указывают на резкий рост цены закупа

Руководитель управления ФАС России по Калининградской области прокомментировала недавнее повышение розничных цен на автомобильное топливо в Янтарном крае.

Калининградское управление ФАС России, как территориальный орган антимонопольного ведомства осуществляет постоянный мониторинг цен на нефтепродукты в регионе.

Специалисты Калининградского УФАС регулярно проводят анализ сложившейся ситуации на региональном рынке нефтепродуктов.

Результаты подобного анализа послужили толчком к ряду антимонопольных дел, которые рассмотрело управление в 2009-2011 годах.

В 2011 году, Калининградское УФАС признало ООО «Рос&Нефть», ООО «ВестойлБалт», ООО «ТЭК - Калининград», ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», ООО «ВестойлБалт», ООО «ТЭК - Калининград» и ООО «Калининграднефтепродукт» виновными в согласованных действиях, и также ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Калининграднефтепродукт» злоупотребляющими доминированием.

Однако известно, что рост цен на нефтепродукты обусловлен рядом факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги. Составляющая налогов в розничной цене каждого проданного литра автомобильного топлива - около 60%.

Под воздействием антимонопольных органов и мер защиты внутреннего рынка, рост цен в России ниже, чем за рубежом. Так, с 2007 по 2011 гг. цены на нефть в мире выросли в 2,21 раза, а в Российской Федерации цены на автомобильные бензины выросли в 1,46 раза. Для сравнения инфляция за это время выросла в 1,57 раза. В отдельные периоды и по отдельным нефтепродуктам, например, под влиянием роста мировых цен или сезонного фактора, цены на нефтепродукты опережали инфляцию. В отдельные периоды, в том числе под воздействием ФАС, отставали от инфляции.

Рост цен в 2011 году мог быть меньшим, но с 2011 года кратно увеличились акцизы на топливо. Это привело к тому, что, в целом, цены на топливо опередили инфляцию, а больший рост цен был по дизельному топливу.

Важно отметить, что увеличение ставок акцизов на дизельное топливо происходит более существенными темпами, чем на автомобильные бензины. Это, в свою очередь, приводит к опережающему росту цен на дизельное топливо.

В январе и июле 2012 года произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо.

Правительство страны, органы исполнительной власти, в том числе и антимонопольная служба, принимают меры по стабилизации сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Но действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на эти товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции, исходя из складывающихся на рынке спроса и предложения с учетом затрат на производство, реализацию и транспортировку до региона реализации.

Следует помнить, что в нашей области нет нефтеперерабатывающих предприятий и цена, по которой региональные компании закупают бензин, плюс транспортные расходы, занимают существенную роль в стоимости топлива для потребителей региона.

В связи с недавним повышением цен на моторное топливо в Калининградской области УФАС направило в адрес региональных компаний-продавцов нефтепродуктов дополнительные запросы и сегодня специалисты антимонопольного органа анализируют полученную информацию.

Нефтетрейдеры в качестве причин повышения розничной цены моторного топлива указывают на резкий рост цены закупа (как от производителя, так и на бирже).

В случаях если же в действиях продавцов нефтепродуктов будут выявляться признаки нарушения антимонопольного законодательства, Калининградское УФАС будет возбуждать в отношении таких компаний антимонопольное производство.