• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Курс на здоровую конкуренцию

Курс на здоровую конкуренцию

Виктор САЗОНЕНКОВ

Как антимонопольная служба реагирует на узловые проблемы нашей жизни. 

Цены на социально значимые товары в Калининградской области антимонопольная служба мониторит в режиме онлайн.

 

Итоги работы антимонопольного ведомства в регионе в 2012 году, задачи и способы ценового регулирования в перспективе стали темой пресс-конференции в Калининградском управлении ФАС. Помимо руководителя управления Ольги Бобровой и ее заместителей журналисты могли задать вопросы и сотруднику управления транспортного комплекса центрального аппарата Федеральной службы Ольге Смирновой.

 

Но сначала хозяева «попотчевали» гостей статистикой.

Всего в минувшем году УФАС рассмотрело 322 жалобы на нарушение антимонопольного законодательства, что почти на 40 процентов превышает показатели года предыдущего. Как правило, это претензии физических лиц в отношении монополий. Возросло и количество дел, возбужденных по инициативе самого УФАС – 36 против 28 прошлогодних. Среди самых распространенных нарушений — злоупотребление положением, недобросовестная конкуренция, согласованные действия (сговор) и ряд других, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. С нарушителей взыскано более 1,6 миллиона рублей платежей в бюджет, иски еще на 6 млн находятся сейчас в судах. По словам Ольги Бобровой, проявляется ярко выраженная тенденция к обжалованию нарушителями решений УФАС: предприниматели бьются, что называется, до последнего, дабы не выплачивать штрафы. Которые, надо заметить, весьма значительны и составляют от 1 до 15 процентов годового дохода хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Тем не менее из 140 обжалованных постановлений антимонопольщиков судами различных инстанций (вплоть до Высшего арбитражного) в прошлом году было отменено только 37.

Более чем в три раза (на 318 процентов) возбуждено дел в отношении органов власти и автономных некоммерческих организаций. Основная причина — непрозрачность распределения денежных средств из бюджета. Не случайно количество жалоб участников тендеров на размещение заказов выросло за прошедший период более чем вдвое. Итоги четырех аукционов были аннулированы. По мнению Ольги Бобровой, налицо усиливающаяся борьба между хозяйствующими субъектами за доступ к казенным средствам.

Естественно, журналисты не могли обойти такую «больную» тему, как рост цен на нефтепродукты: стоимость бензина на региональных заправках перешагнула за 30 рублей и останавливаться не собирается, а солярка «одолела планку» в 32 «целковых» за литр! При этом дороговизна топлива непосредственным образом отражается на стоимости большинства социально значимых товаров и услуг.

 

«Калининградское управление ФАС, на основании распоряжения центрального аппарата ведет постоянный мониторинг цен на нефтепродукты, - заметила Боброва. - Ежедневно мы получаем от трейдеров информацию о ценах на бензин и дизтопливо на заправках по всей области, а также об остатках горючего на нефтебазах». Результатом ценового анализа стал целый ряд антимонопольных дел в 2011 году. В частности, УФАС признало ООО «РосНефть», «ВестойлБалт», «ТЭК — Калининград», «Калининграднефтепродукт», «ЛУКОЙЛ — Северо-Запад» виновными в согласованных действиях, а двух последних, кроме того, в злоупотреблении доминирующим положением. Однако данные решения в итоге были заблокированы судами разных инстанций. Тем не менее в случаях, если в действиях продавцов все же будут выявлены признаки нарушения законодательства, Калининградское УФАС незамедлительно возбудит в отношении таких компаний антимонопольное производство.

 

Ежедневный мониторинг, добавила Ольга Боброва, ведомство ведет также в отношении социально значимых продуктов питания: это молоко, хлеб, растительное масло... На вопрос, будет ли УФАС заниматься конкуренцией дешевых и качественных польских продуктов с нашими, Ольга Анатольевна ответила, что, во всяком случае «мы не будем ей мешать».

А существование челночного бизнеса, считает она, — хороший повод задуматься о модернизации и развитии собственного производства вкупе с обузданием непомерных аппетитов региональных торговых сетей.

 

Вопрос о дороговизне авиабилетов прокомментировала Ольга Смирнова. По ее словам, стоимость перелетов из Калининграда на «материк» и обратно и в пределах «большой» России вполне сопоставимы. Другое дело — если сравнивать с Европой, где работают компании-лоукостеры. Решить проблему, по ее убеждению, можно только структурными мерами — изменением логистики в аэропортовых комплексах и развитием конкуренции. Хотя решение УФАС в отношении авиакомпаний «Аэрофлот» и «Россия», осуществлявших рейсы из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург по завышенным ценам, было судами отменено, антимонопольщикам удалось обратить внимание на проблему авиасообщения янтарного края с «метрополией». В результате появились льготные фиксированные цены на ряд направлений, а на местный рынок авиаперевозок пришли новые компании, повлиять на ценовую политику которых, безусловно, опять-таки должна конкуренция.

Авиаперевозки и связанная с ними инфраструктура стали предметом рассмотрения еще нескольких дел в минувшем году. Администрации аэропорта Храброво вынесено предупреждение о навязывании ненужных услуг, а владельца платной автостоянки у аэровокзала обязали оборудовать альтернативную площадку для бесплатной парковки транспорта.

 

В ближайшее время, по словам Бобровой, ее ведомство намерено заняться ситуацией с лицензированием калининградского такси и вновь рассмотреть вопрос о занижении закупочных цен на молоко у селян.

 

Работу своего ведомства в более отдаленной перспективе руководитель УФАС связывает прежде всего с принятием федеральной Стратегии антимонопольного регулирования на 2013-2024 годы. Реализация ее в регионах будет способствовать устранению предпосылок к нарушению антимонопольного законодательства, развитию конкуренции, снижению контрольной нагрузки на бизнес.

Стратегия предусматривает, в частности, общественное обсуждение госзакупок, модернизацию КоАП, приватизацию госкорпораций, дистанционное рассмотрение дел в судах, а также создание своего рода «антимонопольного интерпола» по расследованию деятельности международных картелей.