Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов

Категория отчета:

Аналитический отчет

о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов

 

11.09.2013 г.                                                                                  г. Калининград

 

 

Общие положения

 

Данный аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов (далее – Анализ) выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в соответствии с требованиями методических указаний по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива, разработанных во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по обзору и анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» (далее – методические рекомендации), и в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Целью настоящего Анализа является установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов на региональном розничном рынке автомобильных бензинов.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации использовались сведения, поступившие от хозяйствующих субъектов, сведения, полученные от территориального органа Федеральной службы статистики по Калининградской области, Калининградской областной таможни, а также в данном Анализе использовалась информация, имеющаяся в территориальном органе антимонопольной службы.

 

1. Определение временного интервала исследования

Временной интервал исследования состояния конкуренции на розничном рынке автомобильных бензинов определен в соответствии с методическими указаниями 2012 годом.

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственно комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль -80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр -91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро – 92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкции по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее – ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

  • Низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 ( ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);
  • Высокооктановые бензины – Регуляр -91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5-88 по моторному методу , 91-98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины (ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

Исходя из специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по подгруппам ОЧ либо по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок в пределах одного ОЧ рассматриваются как одна товарная группа.

В целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобалонная установка. К существенным недостаткам газобалонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Кроме этого, расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Таким образом, окончательными продуктовыми границами розничного товарного рынка следует считать автомобильные бензины по содержанию октанового числа.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка определяются как границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами

Учитывая месторасположения АЗС, расстояние между АЗС, маршрут следования до АЗС, транспортные расходы, связанные с приобретением автомобильных бензинов, антимонопольным орган сделан вывод, что приобретатель товара (бензина) не ограничен в приобретении товара на всей территории Калининградской области.

Таким образом, географические границы товарного рынка определены территорией, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар, т.е. территорией Калининградской области.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на АЗС по розничной торговле автомобильными бензинами для личного использования.

Исходя из полученной информации продавцами на розничном рынке автомобильных бензинов в Калининградской области являются:

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Месторасположение хозяйствующего субъекта

1

ООО «Луч»

236040, г. Калининград, ул. Ракитная, 3-3

2

ООО «Топаз»

236040, г. Калининград, ул. Ракитная, 3-3

3

ООО «Дельта»

236040, г. Калининград, ул. Ракитная, 3-3

4

ООО «Корунд»

236040, г. Калининград, ул. Ракитная, 3-3

5

ООО «Рубин»

236040, г. Калининград, ул. Ракитная, 3-3

6

ООО «Балтпроминдустрия»

г. Калининград, ул. Железнодородная,40, 236039

7

ООО «ОдорБалтНефть»

236000, г. Калининград, ул. Калужская, 16-8

8

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

191124, Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 74, лит. А

9

ООО «ТЭК-Калининград»

236000, г. Калининград, Московский проспект, 40

10

ООО «Фортеция»

236000, г. Калининград, Московский проспект, 40

11

ООО «МКА-Сервис»

236001, г. Калининград, Московский проспект, 250

12

ООО «Калининграднефтепродукт»

236000, г. Калининград, ул. Комсомольская, 22б

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В качестве показателя объема товарной массы в соответствии с методическими указаниями используется показатель объема продаж автомобильного топлива в натуральном выражении (литр).

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке приведены в приложениях 1,2,3,4.

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

Уровень концентрации розничного рынка автомобильных бензинов определен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

 1. Бензин ОЧ 76(80) (А-80 и аналоги).

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR)- сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) рассчитан для одного крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке: ООО «ТЭК-Калининград», действующих на рынке:

 

CR1=54,78%

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

HHI=4033,87

45%<=CR<=70%

Уровень концентрации товарного рынка является умеренным.

 

2. Бензин ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для двух крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке: ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Калининграднефтепродукт» ,

 

CR2=80,66%

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

HHI=3439,30

70%<=CR<=100 % или 2000<=HHI<=10000

Уровень концентрации товарного рынка является высоким.

 

3. Бензин ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги).

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для одного крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке: ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

 

CR1=51,98%

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

HHI=3982,51

45%<=CR<=70 %

Уровень концентрации товарного рынка является умеренным.

 

4. Бензин ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги).

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан для одного крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке: ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

 

CR1=76,73%

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

HHI=6429,42

70%<=CR<=100 % или 2000<=HHI<=10000

Уровень концентрации товарного рынка является высоким.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

К барьерам входа на розничной рынок автомобильных бензинов относятся:

  1.  Экономические ограничения:
    1. Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
    2. Издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
    3. Наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения результативного объема производства.
  2. Административные ограничения:
    1. Условия лицензирования;
    2. Трудности в получении земельных участков;
    3. Экологические ограничения;
    4. Стандарты, предъявляемые к качеству.

 

8. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на товарные рынки, свидетельствуют о том, что рынки в продуктовых границах: бензины ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги), ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги) относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией, а рынки в продуктовых границах: ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги) и ОЧ 76(80) (А-76 и аналоги) — к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией.

Проведенный анализ выявил доминирующее положение хозяйствующих субъектов в продуктовых границах:

  • бензин ОЧ 76(80) (А-76 и аналоги) — ООО «ТЭК-Калининград» 54,78%,
  • бензин ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги) — ООО «Калининграднефтепродукт» 41,30 %, ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» 39,36;
  • бензин ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги) — ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» 51,98%;
  • бензин ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги) — ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» 76,73%.

 

  1. Выводы

На основании проведенного аналитического отчета предлагаю включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, на розничном рынке автомобильных бензинов в географических границах Калининградской области следующих хозяйствующих субъектов:

  1. В продуктовых границах ОЧ 76(80) (А-76 и аналоги) ООО «ТЭК-Калининград» с занимаемой долей 54,78%.
  2. В продуктовых границах ОЧ 92(АИ-92 и аналоги) ООО «Калининграднефтепродукт» с занимаемой долей 41,30% и ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» с занимаемой долей 39,36%.
  3. В продуктовых границах ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги) ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» с занимаемой долей 51,98%.
  4. В продуктовых границах ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги) ООО ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» с занимаемой доле 76,73%.

 

 

Начальник отдела антимонопольного

контроля Калининградского УФАС России

 

Е.И. Можаро

 

 

Исполнитель:

Заместитель начальника отдела

антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

И.А. Бирюк

 

Тел. 53-72-04