РЕШЕНИЕ № АМЗ-70/2011 О признании МООО «Чистота» нарушившими п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ-70/2011
Дата публикации: 6 июня 2012, 15:34

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

29 мая 2012 года

№ АМЗ-70/2011

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2012 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 15 мая 2012 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-70/2011 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

О.Е. Балуев

заместитель руководителя
Калининградского УФАС России;

 

Члены комиссии:

Т.В. Черных

старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

 

О.А. Железнова

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

 

Т.В. Митюшкина

ведущий специалист-эксперт правового отдела Калининградского УФАС России,

 

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-70/2011 по признакам нарушения Межмуниципальным обществом с ограниченной ответственностью «Чистота» (далее – МООО «Чистота») (ул. Гагарина, 19, г. Черняховск, Калининградская обл., 238150) ч. 1 ст. 10 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение ООО «ТК «Центральный» от 24.10.2011 № 66 на действия МООО «Чистота», выразившиеся в увеличении стоимости размещения бытовых отходов с 350 рублей до 700 рублей.

В соответствии с приказом от 20.12.2011 № 362 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-70/2011 по признакам нарушения МООО «Чистота» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела
№ АМЗ—70/2011 привлечен гражданин П. (пр. Мира, д. 10/12, кв. 7, г. Калининград, 236000).

 

2. Представитель ООО «ТК «Центральный», заявителя, и ИП Плахов Д.А., заинтересованного лица, по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.

Действия МООО «Чистота» по увеличению стоимости талона на право складирования твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с 350 рублей до 700 рублей ущемляет права ООО «ТК «Центральный» и ИП Плахов Д.А., так как для остальных предприятий и граждан цена осталась на прежнем уровне, увеличение стоимости талона произошло для определенного круга лиц.

Приказ МООО «Чистота» от 13 октября 2011 года за № 2 «О стоимости одного талона для въезда на городскую свалку» ООО «ТК «Центральный» считает необоснованным.

ИП Плахов за период с 18 октября 2011 года по 18 января 2012 года понес убытки в сумме 22750 рублей, в связи с завышением стоимости талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне МООО «Чистота».

ООО «ТК «Центральный» за период с 20 января 2012 года по 30 марта 2012 года понес убытки в сумме 18550 рублей, в связи с завышением стоимости талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне МООО «Чистота».

Таким образом, в действиях МООО «Чистота» в части завышения стоимости талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3. Представители МООО «Чистота», ответчика, по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.

Увеличение стоимости талона для въезда и размещения ТБО на полигоне связано с тем, что хозяйствующие субъекты вывозят мусор на специализированном автомобиле Газ-КО-440/2, оборудованном прессовальным устройством. Вместимость данной машины составляет 18 куб.м. В связи с этим МООО «Чистота» вынуждена была применить коэффициент – 2. Так как такое количество ТБО несет дополнительные затраты по свалке.

Цены на указанные талоны никогда не утверждались советом депутатов или другими органами местного самоуправления, данная стоимость была утверждена генеральным директором МООО «Чистота», согласно приказу МООО «Чистота» от 13 октября 2011 года за № 2 и стоимости 1 талона на въезд и размещение бытовых отходов на полигоне для предприятий, организаций и коммерческих структур в расчете на 2011 год. И в 2012 году указанная стоимость продолжает применяться МООО «Чистота» в отношении хозяйствующих субъектов.

 

4. В ходе рассмотрения дела комиссией УФАС России установлено следующее.

4.1. В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

МООО «Чистота» является вновь созданным юридическим лицом с регистрацией от 03.05.2011, согласно свидетельствам Федеральной налоговой службы о государственной регистрации от 03.05.2011, о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 03.05.2011 и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п. 2.2. устава МООО «Чистота» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Приоритетными видами деятельности общества являются:

- санитарно-гигиеническая очистка территорий;

- проведение работ по санитарной очистке территорий, сбор и вывоз бытовых отходов, обустройство контейнерных площадок, установка контейнеров для сбора отходов;

- сбор, транспортировка твердых бытовых отходов;

- ремонт дорожного покрытия и тротуаров;

- ремонт и установка дорожных знаков;

- чистка и ремонт дренажных систем;

- содержание и благоустройство парков, скверов, зон отдыха, придомовых территорий;

- заготовка дров для населения;

- оказание услуг по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

- оказание услуг по изготовлению шлакоблоков;

- оказание услуг по парковке автотранспорта;

- изготовление и укладка тротуарной плитки;

- изготовление контейнеров и иных емкостей для сбора отходов;

- торгово-закупочная, посредническая, внешнеэкономическая деятельность;

- а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 2.3. устава МООО «Чистота» все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными Федеральными законами, общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).

Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течении срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.

Согласно постановлению администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 25 ноября 2011 года № 1448 МООО «Чистота» предоставлен земельный участок с кадастровым номером 39:13:010522:17 по ул. Чапаева в городе Черняховске площадью 47796 кв.м. в аренду сроком до 25.11.2016 для складирования твердых бытовых отходов в границах, согласно прилагаемому к указанному постановлению кадастровому паспорту.

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению отходов потребления в муниципальном образовании «Черняховский муниципальный район» Калининградской области Калининградского УФАС России от 14.05.2012 положение МООО «Чистота» на товарном рынке услуг по размещению отходов потребления в географических границах муниципального образования «Черняховский муниципальный район» Калининградской области, доля которого составила 100 % по объему оказанных услуг, является доминирующим.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий (пункт 8 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Доказательств обратного МООО «Чистота» не представлено и обществом не отрицается доминирующее положение МООО «Чистота» на товарном рынке услуг по размещению отходов потребления в муниципальном образовании «Черняховский муниципальный район» Калининградской области.

Следовательно, на действия МООО «Чистота» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

4.2. Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 определено понятие твердых и жидких бытовых отходов - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст, под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. Согласно примечанию ГОСТа 30772-2001, к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (так называемые твердые бытовые отходы), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 (в ред. от 30.07.2003), каждому классу отходов присваивается индивидуальный код. Согласно классификационному каталогу, к твердым коммунальным отходам относятся отходы из жилищ (код 91100000 00 00 0), а также отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код 91200000 00 00 0), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 91200400 01 00 4), отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 91201100 01 00 5) и пр.

Таким образом, анализ законодательных и нормативных актов позволяет сделать вывод, что к отходам потребления относятся твердые отходы, которые образуются как в жилом фонде, так и в результате деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей.

Услуги по обращению с отходами, регулируются Федеральным законом от 24.06.1198 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон), который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно ст. 1 указанного Закона под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой осуществляется сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно указанному постановлению Росприроднадзор осуществляет лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Однако, согласно устным пояснениям представителей МООО «Чистота» на заседаниях комиссии по рассмотрению дела № АМЗ-70/2011 и письменным пояснениям от 12 марта 2012 года за № 44 у МООО «Чистота» отсутствует разрешение (лицензия) по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов. В уставе МООО «Чистота» также отсутствует такой вид деятельности, как размещение отходов на полигоне.

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 03 октября 2008 года № 25080-СК/14 утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг. Установление тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года N 189 «О службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» и Решением правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 ноября 2011 года N 116/11 Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области осуществляет полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Согласно письму от 23 апреля 2012 года за № 682 Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области по вопросу установления тарифа на захоронение (утилизацию) ТБО на период 2012 года организации, эксплуатирующие полигон ТБО в г. Черняховске, Калининградской области, в Службу не обращались.

МООО «Чистота» начало осуществлять свою деятельность с 13 октября 2011 года, согласно письменным пояснениям от 07 октября 2011 года за № 6.

На основании расчетов МООО «Чистота» по стоимости въезда и размещения бытовых отходов на полигоне для предприятий, организаций и коммерческих структур - генеральным директором МООО «Чистота» подписан приказ от 13 октября 2011 года за № 2 «О стоимости одного талона для въезда на городскую свалку».

Согласно п. 1 указанного приказа МООО «Чистота» установлена стоимость талонов на городскую свалку для предприятий всех форм собственности с 13 октября 2011 года в размере 350 рублей с учетом НДС для всех видов транспорта технологической вместимостью кузова до 8 куб. м.

На габариты кузова, превышающие 8 куб.м. или кузова, оборудованные прессовальным устройством, применяется кратность или коэффициент прессования. На автотранспорт типа КАМАЗ КО-440-7, ГАЗ КО-440-2 (или приравненный к ним спецтранспорт) применяется коэффициент – 2, на Мерседес-Бенц (или приравненный к ним спецтранспорт) применяется коэффициент – 4, согласно п.п. 2, 3 приказа МООО «Чистота» от 13 октября 2011 года за № 2.

Согласно письму МООО «Чистота» от 07 октября 2011 года № 6 указанные цены на талоны для въезда и размещения бытовых отходов на полигон никогда не утверждались советом депутатов или другими органами местного самоуправления.

Таким образом, МООО «Чистота» в нарушение действующего законодательства осуществляет лицензируемую деятельность без указанной лицензии и самостоятельно, без какого-либо согласования со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, установило стоимость для размещения ТБО на полигоне, что подтверждается материалами дела № АМЗ-70/2011, письменными и устными пояснениями представителя ответчика по рассматриваемому делу. Доказательств обратному сторонами по указанному делу представлено не было.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с пп «ж» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В связи с изложенным, Комиссия Калининградского УФАС России усматривает в действиях МООО «Чистота» нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В части самостоятельного установления МООО «Чистота» стоимости въезда и размещения ТБО на полигоне в нарушение действующего законодательства Комиссия Калининградского УФАС России усматривает необходимость передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. И в части осуществления МООО «Чистота» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне без лицензии Комиссия усматривает необходимость передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области.

4.4. Согласно письменным пояснениям МООО «Чистота» от 07 октября 2011 года за № 6 общество начало осуществлять свою деятельность с 13 октября 2011 года.

В соответствии с представленными документами МООО «Чистота» от 10.05.2012 вх. № 3136 с октября 2011 года по апрель 2012 года (включительно), а именно: копии журнала регистрации талонов МООО «Чистота», журналов проводок и анализов счета 90.1. по субконто, талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне, расположенном в г. Черняховске Калининградской области было продано на общую сумму 543 200 рублей.

Согласно представленным документам представителя МООО «Чистота» на заседании комиссии от 15.05.2012 с 01 мая 2012 года по 11 мая 2012 года МООО «Чистота» продало указанных талонов на общую сумму 35 350 рублей.

В связи с изложенным, по состоянию на 11 мая 2012 года МООО «Чистота» продало указанных талонов на общую сумму 578 550 рублей.

В соответствии с пп «к» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать МООО «Чистота» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2.   Передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в части самостоятельного установления МООО «Чистота» стоимости въезда и размещения ТБО на полигоне в нарушение действующего законодательства.

3.   Передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области в части осуществления МООО «Чистота» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне без лицензии.

4. Выдать МООО «Чистота» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

5.   Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

Председатель комиссии,

Заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

 

О.Е. Балуев

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

Старший государственный инспектор

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

Т.В. Черных

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

О.А. Железнова

Ведущий специалист-эксперт правового отдела Калининградского

УФАС России

Т.В. Митюшкина

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 7364 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ-70/2011 О признании МООО «Чистота» нарушившими п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7364 [type] => solution [language] => ru [created] => 1338989158 [changed] => 1370518299 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518299 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

29 мая 2012 года

№ АМЗ-70/2011

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2012 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 15 мая 2012 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-70/2011 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

О.Е. Балуев

заместитель руководителя
Калининградского УФАС России;

 

Члены комиссии:

Т.В. Черных

старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

 

О.А. Железнова

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

 

Т.В. Митюшкина

ведущий специалист-эксперт правового отдела Калининградского УФАС России,

 

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-70/2011 по признакам нарушения Межмуниципальным обществом с ограниченной ответственностью «Чистота» (далее – МООО «Чистота») (ул. Гагарина, 19, г. Черняховск, Калининградская обл., 238150) ч. 1 ст. 10 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение ООО «ТК «Центральный» от 24.10.2011 № 66 на действия МООО «Чистота», выразившиеся в увеличении стоимости размещения бытовых отходов с 350 рублей до 700 рублей.

В соответствии с приказом от 20.12.2011 № 362 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-70/2011 по признакам нарушения МООО «Чистота» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела
№ АМЗ—70/2011 привлечен гражданин П. (пр. Мира, д. 10/12, кв. 7, г. Калининград, 236000).

 

2. Представитель ООО «ТК «Центральный», заявителя, и ИП Плахов Д.А., заинтересованного лица, по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.

Действия МООО «Чистота» по увеличению стоимости талона на право складирования твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с 350 рублей до 700 рублей ущемляет права ООО «ТК «Центральный» и ИП Плахов Д.А., так как для остальных предприятий и граждан цена осталась на прежнем уровне, увеличение стоимости талона произошло для определенного круга лиц.

Приказ МООО «Чистота» от 13 октября 2011 года за № 2 «О стоимости одного талона для въезда на городскую свалку» ООО «ТК «Центральный» считает необоснованным.

ИП Плахов за период с 18 октября 2011 года по 18 января 2012 года понес убытки в сумме 22750 рублей, в связи с завышением стоимости талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне МООО «Чистота».

ООО «ТК «Центральный» за период с 20 января 2012 года по 30 марта 2012 года понес убытки в сумме 18550 рублей, в связи с завышением стоимости талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне МООО «Чистота».

Таким образом, в действиях МООО «Чистота» в части завышения стоимости талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3. Представители МООО «Чистота», ответчика, по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.

Увеличение стоимости талона для въезда и размещения ТБО на полигоне связано с тем, что хозяйствующие субъекты вывозят мусор на специализированном автомобиле Газ-КО-440/2, оборудованном прессовальным устройством. Вместимость данной машины составляет 18 куб.м. В связи с этим МООО «Чистота» вынуждена была применить коэффициент – 2. Так как такое количество ТБО несет дополнительные затраты по свалке.

Цены на указанные талоны никогда не утверждались советом депутатов или другими органами местного самоуправления, данная стоимость была утверждена генеральным директором МООО «Чистота», согласно приказу МООО «Чистота» от 13 октября 2011 года за № 2 и стоимости 1 талона на въезд и размещение бытовых отходов на полигоне для предприятий, организаций и коммерческих структур в расчете на 2011 год. И в 2012 году указанная стоимость продолжает применяться МООО «Чистота» в отношении хозяйствующих субъектов.

 

4. В ходе рассмотрения дела комиссией УФАС России установлено следующее.

4.1. В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

МООО «Чистота» является вновь созданным юридическим лицом с регистрацией от 03.05.2011, согласно свидетельствам Федеральной налоговой службы о государственной регистрации от 03.05.2011, о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 03.05.2011 и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п. 2.2. устава МООО «Чистота» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Приоритетными видами деятельности общества являются:

- санитарно-гигиеническая очистка территорий;

- проведение работ по санитарной очистке территорий, сбор и вывоз бытовых отходов, обустройство контейнерных площадок, установка контейнеров для сбора отходов;

- сбор, транспортировка твердых бытовых отходов;

- ремонт дорожного покрытия и тротуаров;

- ремонт и установка дорожных знаков;

- чистка и ремонт дренажных систем;

- содержание и благоустройство парков, скверов, зон отдыха, придомовых территорий;

- заготовка дров для населения;

- оказание услуг по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

- оказание услуг по изготовлению шлакоблоков;

- оказание услуг по парковке автотранспорта;

- изготовление и укладка тротуарной плитки;

- изготовление контейнеров и иных емкостей для сбора отходов;

- торгово-закупочная, посредническая, внешнеэкономическая деятельность;

- а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 2.3. устава МООО «Чистота» все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными Федеральными законами, общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).

Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течении срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.

Согласно постановлению администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 25 ноября 2011 года № 1448 МООО «Чистота» предоставлен земельный участок с кадастровым номером 39:13:010522:17 по ул. Чапаева в городе Черняховске площадью 47796 кв.м. в аренду сроком до 25.11.2016 для складирования твердых бытовых отходов в границах, согласно прилагаемому к указанному постановлению кадастровому паспорту.

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению отходов потребления в муниципальном образовании «Черняховский муниципальный район» Калининградской области Калининградского УФАС России от 14.05.2012 положение МООО «Чистота» на товарном рынке услуг по размещению отходов потребления в географических границах муниципального образования «Черняховский муниципальный район» Калининградской области, доля которого составила 100 % по объему оказанных услуг, является доминирующим.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий (пункт 8 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Доказательств обратного МООО «Чистота» не представлено и обществом не отрицается доминирующее положение МООО «Чистота» на товарном рынке услуг по размещению отходов потребления в муниципальном образовании «Черняховский муниципальный район» Калининградской области.

Следовательно, на действия МООО «Чистота» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

4.2. Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 определено понятие твердых и жидких бытовых отходов - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст, под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. Согласно примечанию ГОСТа 30772-2001, к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (так называемые твердые бытовые отходы), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 (в ред. от 30.07.2003), каждому классу отходов присваивается индивидуальный код. Согласно классификационному каталогу, к твердым коммунальным отходам относятся отходы из жилищ (код 91100000 00 00 0), а также отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код 91200000 00 00 0), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 91200400 01 00 4), отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 91201100 01 00 5) и пр.

Таким образом, анализ законодательных и нормативных актов позволяет сделать вывод, что к отходам потребления относятся твердые отходы, которые образуются как в жилом фонде, так и в результате деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей.

Услуги по обращению с отходами, регулируются Федеральным законом от 24.06.1198 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон), который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно ст. 1 указанного Закона под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой осуществляется сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно указанному постановлению Росприроднадзор осуществляет лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Однако, согласно устным пояснениям представителей МООО «Чистота» на заседаниях комиссии по рассмотрению дела № АМЗ-70/2011 и письменным пояснениям от 12 марта 2012 года за № 44 у МООО «Чистота» отсутствует разрешение (лицензия) по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов. В уставе МООО «Чистота» также отсутствует такой вид деятельности, как размещение отходов на полигоне.

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 03 октября 2008 года № 25080-СК/14 утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг. Установление тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года N 189 «О службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» и Решением правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 ноября 2011 года N 116/11 Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области осуществляет полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Согласно письму от 23 апреля 2012 года за № 682 Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области по вопросу установления тарифа на захоронение (утилизацию) ТБО на период 2012 года организации, эксплуатирующие полигон ТБО в г. Черняховске, Калининградской области, в Службу не обращались.

МООО «Чистота» начало осуществлять свою деятельность с 13 октября 2011 года, согласно письменным пояснениям от 07 октября 2011 года за № 6.

На основании расчетов МООО «Чистота» по стоимости въезда и размещения бытовых отходов на полигоне для предприятий, организаций и коммерческих структур - генеральным директором МООО «Чистота» подписан приказ от 13 октября 2011 года за № 2 «О стоимости одного талона для въезда на городскую свалку».

Согласно п. 1 указанного приказа МООО «Чистота» установлена стоимость талонов на городскую свалку для предприятий всех форм собственности с 13 октября 2011 года в размере 350 рублей с учетом НДС для всех видов транспорта технологической вместимостью кузова до 8 куб. м.

На габариты кузова, превышающие 8 куб.м. или кузова, оборудованные прессовальным устройством, применяется кратность или коэффициент прессования. На автотранспорт типа КАМАЗ КО-440-7, ГАЗ КО-440-2 (или приравненный к ним спецтранспорт) применяется коэффициент – 2, на Мерседес-Бенц (или приравненный к ним спецтранспорт) применяется коэффициент – 4, согласно п.п. 2, 3 приказа МООО «Чистота» от 13 октября 2011 года за № 2.

Согласно письму МООО «Чистота» от 07 октября 2011 года № 6 указанные цены на талоны для въезда и размещения бытовых отходов на полигон никогда не утверждались советом депутатов или другими органами местного самоуправления.

Таким образом, МООО «Чистота» в нарушение действующего законодательства осуществляет лицензируемую деятельность без указанной лицензии и самостоятельно, без какого-либо согласования со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, установило стоимость для размещения ТБО на полигоне, что подтверждается материалами дела № АМЗ-70/2011, письменными и устными пояснениями представителя ответчика по рассматриваемому делу. Доказательств обратному сторонами по указанному делу представлено не было.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с пп «ж» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В связи с изложенным, Комиссия Калининградского УФАС России усматривает в действиях МООО «Чистота» нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В части самостоятельного установления МООО «Чистота» стоимости въезда и размещения ТБО на полигоне в нарушение действующего законодательства Комиссия Калининградского УФАС России усматривает необходимость передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. И в части осуществления МООО «Чистота» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне без лицензии Комиссия усматривает необходимость передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области.

4.4. Согласно письменным пояснениям МООО «Чистота» от 07 октября 2011 года за № 6 общество начало осуществлять свою деятельность с 13 октября 2011 года.

В соответствии с представленными документами МООО «Чистота» от 10.05.2012 вх. № 3136 с октября 2011 года по апрель 2012 года (включительно), а именно: копии журнала регистрации талонов МООО «Чистота», журналов проводок и анализов счета 90.1. по субконто, талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне, расположенном в г. Черняховске Калининградской области было продано на общую сумму 543 200 рублей.

Согласно представленным документам представителя МООО «Чистота» на заседании комиссии от 15.05.2012 с 01 мая 2012 года по 11 мая 2012 года МООО «Чистота» продало указанных талонов на общую сумму 35 350 рублей.

В связи с изложенным, по состоянию на 11 мая 2012 года МООО «Чистота» продало указанных талонов на общую сумму 578 550 рублей.

В соответствии с пп «к» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать МООО «Чистота» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2.   Передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в части самостоятельного установления МООО «Чистота» стоимости въезда и размещения ТБО на полигоне в нарушение действующего законодательства.

3.   Передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области в части осуществления МООО «Чистота» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне без лицензии.

4. Выдать МООО «Чистота» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

5.   Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

Председатель комиссии,

Заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

 

О.Е. Балуев

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

Старший государственный инспектор

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

Т.В. Черных

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

О.А. Железнова

Ведущий специалист-эксперт правового отдела Калининградского

УФАС России

Т.В. Митюшкина

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

29 мая 2012 года

№ АМЗ-70/2011

г. Калининград

 

Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2012 года.

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 15 мая 2012 года.

Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-70/2011 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

О.Е. Балуев

заместитель руководителя
Калининградского УФАС России;

 

Члены комиссии:

Т.В. Черных

старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

 

О.А. Железнова

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

 

Т.В. Митюшкина

ведущий специалист-эксперт правового отдела Калининградского УФАС России,

 

 

 

рассмотрев дело № АМЗ-70/2011 по признакам нарушения Межмуниципальным обществом с ограниченной ответственностью «Чистота» (далее – МООО «Чистота») (ул. Гагарина, 19, г. Черняховск, Калининградская обл., 238150) ч. 1 ст. 10 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение ООО «ТК «Центральный» от 24.10.2011 № 66 на действия МООО «Чистота», выразившиеся в увеличении стоимости размещения бытовых отходов с 350 рублей до 700 рублей.

В соответствии с приказом от 20.12.2011 № 362 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-70/2011 по признакам нарушения МООО «Чистота» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела
№ АМЗ—70/2011 привлечен гражданин П. (пр. Мира, д. 10/12, кв. 7, г. Калининград, 236000).

 

2. Представитель ООО «ТК «Центральный», заявителя, и ИП Плахов Д.А., заинтересованного лица, по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.

Действия МООО «Чистота» по увеличению стоимости талона на право складирования твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с 350 рублей до 700 рублей ущемляет права ООО «ТК «Центральный» и ИП Плахов Д.А., так как для остальных предприятий и граждан цена осталась на прежнем уровне, увеличение стоимости талона произошло для определенного круга лиц.

Приказ МООО «Чистота» от 13 октября 2011 года за № 2 «О стоимости одного талона для въезда на городскую свалку» ООО «ТК «Центральный» считает необоснованным.

ИП Плахов за период с 18 октября 2011 года по 18 января 2012 года понес убытки в сумме 22750 рублей, в связи с завышением стоимости талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне МООО «Чистота».

ООО «ТК «Центральный» за период с 20 января 2012 года по 30 марта 2012 года понес убытки в сумме 18550 рублей, в связи с завышением стоимости талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне МООО «Чистота».

Таким образом, в действиях МООО «Чистота» в части завышения стоимости талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3. Представители МООО «Чистота», ответчика, по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.

Увеличение стоимости талона для въезда и размещения ТБО на полигоне связано с тем, что хозяйствующие субъекты вывозят мусор на специализированном автомобиле Газ-КО-440/2, оборудованном прессовальным устройством. Вместимость данной машины составляет 18 куб.м. В связи с этим МООО «Чистота» вынуждена была применить коэффициент – 2. Так как такое количество ТБО несет дополнительные затраты по свалке.

Цены на указанные талоны никогда не утверждались советом депутатов или другими органами местного самоуправления, данная стоимость была утверждена генеральным директором МООО «Чистота», согласно приказу МООО «Чистота» от 13 октября 2011 года за № 2 и стоимости 1 талона на въезд и размещение бытовых отходов на полигоне для предприятий, организаций и коммерческих структур в расчете на 2011 год. И в 2012 году указанная стоимость продолжает применяться МООО «Чистота» в отношении хозяйствующих субъектов.

 

4. В ходе рассмотрения дела комиссией УФАС России установлено следующее.

4.1. В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

МООО «Чистота» является вновь созданным юридическим лицом с регистрацией от 03.05.2011, согласно свидетельствам Федеральной налоговой службы о государственной регистрации от 03.05.2011, о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 03.05.2011 и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п. 2.2. устава МООО «Чистота» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Приоритетными видами деятельности общества являются:

- санитарно-гигиеническая очистка территорий;

- проведение работ по санитарной очистке территорий, сбор и вывоз бытовых отходов, обустройство контейнерных площадок, установка контейнеров для сбора отходов;

- сбор, транспортировка твердых бытовых отходов;

- ремонт дорожного покрытия и тротуаров;

- ремонт и установка дорожных знаков;

- чистка и ремонт дренажных систем;

- содержание и благоустройство парков, скверов, зон отдыха, придомовых территорий;

- заготовка дров для населения;

- оказание услуг по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

- оказание услуг по изготовлению шлакоблоков;

- оказание услуг по парковке автотранспорта;

- изготовление и укладка тротуарной плитки;

- изготовление контейнеров и иных емкостей для сбора отходов;

- торгово-закупочная, посредническая, внешнеэкономическая деятельность;

- а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 2.3. устава МООО «Чистота» все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными Федеральными законами, общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).

Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течении срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.

Согласно постановлению администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 25 ноября 2011 года № 1448 МООО «Чистота» предоставлен земельный участок с кадастровым номером 39:13:010522:17 по ул. Чапаева в городе Черняховске площадью 47796 кв.м. в аренду сроком до 25.11.2016 для складирования твердых бытовых отходов в границах, согласно прилагаемому к указанному постановлению кадастровому паспорту.

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению отходов потребления в муниципальном образовании «Черняховский муниципальный район» Калининградской области Калининградского УФАС России от 14.05.2012 положение МООО «Чистота» на товарном рынке услуг по размещению отходов потребления в географических границах муниципального образования «Черняховский муниципальный район» Калининградской области, доля которого составила 100 % по объему оказанных услуг, является доминирующим.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий (пункт 8 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Доказательств обратного МООО «Чистота» не представлено и обществом не отрицается доминирующее положение МООО «Чистота» на товарном рынке услуг по размещению отходов потребления в муниципальном образовании «Черняховский муниципальный район» Калининградской области.

Следовательно, на действия МООО «Чистота» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

4.2. Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 определено понятие твердых и жидких бытовых отходов - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст, под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. Согласно примечанию ГОСТа 30772-2001, к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (так называемые твердые бытовые отходы), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 (в ред. от 30.07.2003), каждому классу отходов присваивается индивидуальный код. Согласно классификационному каталогу, к твердым коммунальным отходам относятся отходы из жилищ (код 91100000 00 00 0), а также отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код 91200000 00 00 0), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 91200400 01 00 4), отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 91201100 01 00 5) и пр.

Таким образом, анализ законодательных и нормативных актов позволяет сделать вывод, что к отходам потребления относятся твердые отходы, которые образуются как в жилом фонде, так и в результате деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей.

Услуги по обращению с отходами, регулируются Федеральным законом от 24.06.1198 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон), который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно ст. 1 указанного Закона под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой осуществляется сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно указанному постановлению Росприроднадзор осуществляет лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Однако, согласно устным пояснениям представителей МООО «Чистота» на заседаниях комиссии по рассмотрению дела № АМЗ-70/2011 и письменным пояснениям от 12 марта 2012 года за № 44 у МООО «Чистота» отсутствует разрешение (лицензия) по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов. В уставе МООО «Чистота» также отсутствует такой вид деятельности, как размещение отходов на полигоне.

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 03 октября 2008 года № 25080-СК/14 утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг. Установление тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года N 189 «О службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» и Решением правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 ноября 2011 года N 116/11 Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области осуществляет полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Согласно письму от 23 апреля 2012 года за № 682 Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области по вопросу установления тарифа на захоронение (утилизацию) ТБО на период 2012 года организации, эксплуатирующие полигон ТБО в г. Черняховске, Калининградской области, в Службу не обращались.

МООО «Чистота» начало осуществлять свою деятельность с 13 октября 2011 года, согласно письменным пояснениям от 07 октября 2011 года за № 6.

На основании расчетов МООО «Чистота» по стоимости въезда и размещения бытовых отходов на полигоне для предприятий, организаций и коммерческих структур - генеральным директором МООО «Чистота» подписан приказ от 13 октября 2011 года за № 2 «О стоимости одного талона для въезда на городскую свалку».

Согласно п. 1 указанного приказа МООО «Чистота» установлена стоимость талонов на городскую свалку для предприятий всех форм собственности с 13 октября 2011 года в размере 350 рублей с учетом НДС для всех видов транспорта технологической вместимостью кузова до 8 куб. м.

На габариты кузова, превышающие 8 куб.м. или кузова, оборудованные прессовальным устройством, применяется кратность или коэффициент прессования. На автотранспорт типа КАМАЗ КО-440-7, ГАЗ КО-440-2 (или приравненный к ним спецтранспорт) применяется коэффициент – 2, на Мерседес-Бенц (или приравненный к ним спецтранспорт) применяется коэффициент – 4, согласно п.п. 2, 3 приказа МООО «Чистота» от 13 октября 2011 года за № 2.

Согласно письму МООО «Чистота» от 07 октября 2011 года № 6 указанные цены на талоны для въезда и размещения бытовых отходов на полигон никогда не утверждались советом депутатов или другими органами местного самоуправления.

Таким образом, МООО «Чистота» в нарушение действующего законодательства осуществляет лицензируемую деятельность без указанной лицензии и самостоятельно, без какого-либо согласования со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, установило стоимость для размещения ТБО на полигоне, что подтверждается материалами дела № АМЗ-70/2011, письменными и устными пояснениями представителя ответчика по рассматриваемому делу. Доказательств обратному сторонами по указанному делу представлено не было.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с пп «ж» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В связи с изложенным, Комиссия Калининградского УФАС России усматривает в действиях МООО «Чистота» нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В части самостоятельного установления МООО «Чистота» стоимости въезда и размещения ТБО на полигоне в нарушение действующего законодательства Комиссия Калининградского УФАС России усматривает необходимость передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. И в части осуществления МООО «Чистота» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне без лицензии Комиссия усматривает необходимость передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области.

4.4. Согласно письменным пояснениям МООО «Чистота» от 07 октября 2011 года за № 6 общество начало осуществлять свою деятельность с 13 октября 2011 года.

В соответствии с представленными документами МООО «Чистота» от 10.05.2012 вх. № 3136 с октября 2011 года по апрель 2012 года (включительно), а именно: копии журнала регистрации талонов МООО «Чистота», журналов проводок и анализов счета 90.1. по субконто, талонов на въезд и размещение ТБО на полигоне, расположенном в г. Черняховске Калининградской области было продано на общую сумму 543 200 рублей.

Согласно представленным документам представителя МООО «Чистота» на заседании комиссии от 15.05.2012 с 01 мая 2012 года по 11 мая 2012 года МООО «Чистота» продало указанных талонов на общую сумму 35 350 рублей.

В связи с изложенным, по состоянию на 11 мая 2012 года МООО «Чистота» продало указанных талонов на общую сумму 578 550 рублей.

В соответствии с пп «к» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать МООО «Чистота» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2.   Передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в части самостоятельного установления МООО «Чистота» стоимости въезда и размещения ТБО на полигоне в нарушение действующего законодательства.

3.   Передать материалы дела № АМЗ-70/2011 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области в части осуществления МООО «Чистота» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне без лицензии.

4. Выдать МООО «Чистота» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

5.   Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

Председатель комиссии,

Заместитель руководителя

Калининградского УФАС России

 

О.Е. Балуев

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

Старший государственный инспектор

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

Т.В. Черных

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

О.А. Железнова

Ведущий специалист-эксперт правового отдела Калининградского

УФАС России

Т.В. Митюшкина

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ-70/2011 [format] => [safe_value] => № АМЗ-70/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-06 12:34:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-06 12:34:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1338989158 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )