РЕШЕНИЕ № АМЗ - 89/2014 о признании ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 6.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части незаконного взимания платы за оформление проездного документа

Номер дела: № АМЗ - 89/2014
Дата публикации: 27 октября 2014, 16:12

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

23 октября 2014 года

№ АМЗ - 89/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 15 октября 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием представителей:

 

 

заявителя - председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой

Е.С. Барбакадзе

на основании доверенности;

Ответчика - ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ОАО «КППК»)

Е.Ю. Кобылиной

на основании доверенности,

 

рассмотрев дело № АМЗ-89/2014 по признакам нарушения ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ул. Железнодорожная, 13-23, г. Калининград, 236039) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 31.03.2014 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление) поступило обращение вх. № 2264 председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой и гражданина В.Ф. К. (далее – Заявители) на неправомерность взимания ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (далее – Ответчик, ОАО «КППК») платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее – Служба) от 25.12.2013 № 119-02н/13.

В результате рассмотрения указанного обращения, Управлением в отношении ОАО «КППК» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-89/2014 (приказ Управления от 20.06.2014 № 279) по признакам нарушения ОАО «КППК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителей

 

Представитель Заявителя председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой сообщил антимонопольному органу следующее.

В ходе приема граждан председателем Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой обратился гражданин В.Ф. К. с просьбой проверить законность и обоснованность взимания Ответчиком платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх тарифа, утвержденного приказом Службы по тарифам от 25.12.2013 № 119-02н/13.

Председатель Калининградской областной Думы М.Э. Оргеева, исходя из своих полномочий и полномочий Калининградской областной Думы, направила данную жалобу в антимонопольный орган для рассмотрения по существу.

На заседании Комиссии В.Ф. К. не присутствовал, о времени и месте заседания уведомлен надлежащим образом.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

 

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» сбор - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.

Пунктом 156 «Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте», утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 № 30 (утратил силу 12.08.2014 в связи со вступлением в силу приказа Минтранса России от 19.12.2013 № 473) установлено, что дополнительные услуги, оказываемые при продаже проездных документов (билетов), – доставка билета на дом, по месту работы или отдыха, оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде и иные, оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой.

Сбор по оформлению проездных документов (билетов) непосредственно в вагоне электропоезда не включен в «Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643. Таким образом, размер данного сбора определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Решением Правления ОАО «РЖД» (протокол № 18 от 20.06.2008) на Калининградской железной дороге была установлена плата за оформление проездных документов (билетов) непосредственно в вагонах пассажирских пригородных поездов в сумме 24 рубля. В соответствии с примерным порядком расчета стоимости возмещения затрат на предоставление услуг по продаже билетов в электропоезде, введенному в действие телеграммой ОАО «РЖД» от 01.07.2009 № НР 11158, размер сбора за данную услуг утверждается начальником дирекции или генеральным директором пригородной пассажирской компании; при этом пригородным пассажирским компаниям рекомендовано установить данный сбор в размере не менее 100 рублей за оформление одного проездного документа для всех категорий пассажиров. Однако ОАО «КППК» своим распоряжением от 31.12.2010 № 7 размер указанного сбора оставило на прежнем уровне в 24 рубля для всех категорий пассажиров, осуществляющих посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов в билетных кассах. Калькуляция цены в соответствии с собственными затратами и собственным уровнем рентабельности ОАО «КППК» на эту дополнительную услугу Ответчиком не составлялась.

Пассажирам, следующим со станций, где отсутствуют кассы, проездной документ (билет) оформляется разъездным кассиром непосредственно в пригородном поезде по установленному тарифу без взимания указанного дополнительного сбора в сумме 24 рубля.

При установлении экономически обоснованного тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области в общий объем доходов ОАО «КППК» не были включены доходы от оформления проездных документов непосредственно в поездах пригородного сообщения для безбилетных пассажиров, проезжающих со станций (остановочных пунктов), на которых производится продажа билетов в кассах. Одновременно с этим ОАО «КППК» подавало в Службу по тарифам в том числе и данные о выручке от продажи проездных документов (билетов) разъездными кассирами. Распределить затраты по таким видам продаж, как реализация рассматриваемой дополнительной услуги стоимостью 24 рубля и реализация билетов по установленному Службой тарифу Ответчик не может, так как это один вид деятельности.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

 

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») указана в пункте 5 «Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «КППК» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» сбор – не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 (далее – Положение), государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается, в том числе, на принципе формирования тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг), сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования. Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской представлена информация о том, что в материалах, представленных Ответчиком для установления экономически обоснованного тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области, отсутствуют данные по раздельному учету затрат на оформление проездных документов непосредственно в поездах пригородного сообщения для безбилетных пассажиров, проезжающих со станций (остановочных пунктов), на которых производится продажа билетов в кассах.

Согласно представленной Ответчиком информации, при установлении экономически обоснованного тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области, в общий объем доходов им не были включены доходы от оформления проездных документов непосредственно в поездах пригородного сообщения для безбилетных пассажиров, проезжающих со станций (остановочных пунктов), на которых производится продажа билетов в кассах. Однако, согласно протоколу заседания Комиссии от 14.07.2014 представитель Ответчика сообщил, что при установлении тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области ОАО «КППК» представило в Службу сведения о доходе, полученном от оказания услуг по перевозке пассажиров в электропоездах пригородного сообщения, не исключая при этом доходы, полученные от оформления проездных документов (билетов) непосредственно в поездах пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов в билетных кассах.

В силу принципа формирования тарифов, сборов и платы, установленного подпунктом «а» пункта 5 Положения, при таких условиях реализация разъездными кассирами ОАО «КППК» билетов для всех категорий пассажиров, осуществляющих посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов в билетных кассах, (при которой взимается дополнительный сбор в 24 рубля), и реализация разъездными кассирами ОАО «КППК» билетов для всех категорий пассажиров, осуществляющих посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где нет билетных касс (при которой дополнительный сбор в 24 рубля не взимается), не образуют самостоятельных видов деятельности.

Взимание платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в электропоезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы по тарифам от 25.12.2013 № 119-02н/13, является дополнительной оплатой услуги, затраты на которую покрываются тарифом, утвержденным данным приказом Службы, и не может являться сбором в значении статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (т.е. не является сбором, не включенным в тариф).

Таким образом, взимание платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы от 25.12.2013 № 119-02н/13, является неправомерным.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ул. Железнодорожная, 13-23, г. Калининград, 236039) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части незаконного взимания платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.12.2013 № 119-02н/13.
  2. Выдать ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ул. Железнодорожная, 13-23, г. Калининград, 236039) предписание по делу № АМЗ-89/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-89/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                 О.А. Боброва

 

Члены Комиссии:                                                                                            Е.И. Можаро

 

                                                                                                                      Л.Н. Зуева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 9322 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ - 89/2014 о признании ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 6.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части незаконного взимания платы за оформление проездного документа [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9322 [type] => solution [language] => ru [created] => 1414407428 [changed] => 1414422163 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1414422163 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

23 октября 2014 года

№ АМЗ - 89/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 15 октября 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием представителей:

 

 

заявителя - председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой

Е.С. Барбакадзе

на основании доверенности;

Ответчика - ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ОАО «КППК»)

Е.Ю. Кобылиной

на основании доверенности,

 

рассмотрев дело № АМЗ-89/2014 по признакам нарушения ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ул. Железнодорожная, 13-23, г. Калининград, 236039) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 31.03.2014 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление) поступило обращение вх. № 2264 председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой и гражданина В.Ф. К. (далее – Заявители) на неправомерность взимания ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (далее – Ответчик, ОАО «КППК») платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее – Служба) от 25.12.2013 № 119-02н/13.

В результате рассмотрения указанного обращения, Управлением в отношении ОАО «КППК» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-89/2014 (приказ Управления от 20.06.2014 № 279) по признакам нарушения ОАО «КППК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителей

 

Представитель Заявителя председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой сообщил антимонопольному органу следующее.

В ходе приема граждан председателем Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой обратился гражданин В.Ф. К. с просьбой проверить законность и обоснованность взимания Ответчиком платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх тарифа, утвержденного приказом Службы по тарифам от 25.12.2013 № 119-02н/13.

Председатель Калининградской областной Думы М.Э. Оргеева, исходя из своих полномочий и полномочий Калининградской областной Думы, направила данную жалобу в антимонопольный орган для рассмотрения по существу.

На заседании Комиссии В.Ф. К. не присутствовал, о времени и месте заседания уведомлен надлежащим образом.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

 

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» сбор - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.

Пунктом 156 «Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте», утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 № 30 (утратил силу 12.08.2014 в связи со вступлением в силу приказа Минтранса России от 19.12.2013 № 473) установлено, что дополнительные услуги, оказываемые при продаже проездных документов (билетов), – доставка билета на дом, по месту работы или отдыха, оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде и иные, оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой.

Сбор по оформлению проездных документов (билетов) непосредственно в вагоне электропоезда не включен в «Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643. Таким образом, размер данного сбора определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Решением Правления ОАО «РЖД» (протокол № 18 от 20.06.2008) на Калининградской железной дороге была установлена плата за оформление проездных документов (билетов) непосредственно в вагонах пассажирских пригородных поездов в сумме 24 рубля. В соответствии с примерным порядком расчета стоимости возмещения затрат на предоставление услуг по продаже билетов в электропоезде, введенному в действие телеграммой ОАО «РЖД» от 01.07.2009 № НР 11158, размер сбора за данную услуг утверждается начальником дирекции или генеральным директором пригородной пассажирской компании; при этом пригородным пассажирским компаниям рекомендовано установить данный сбор в размере не менее 100 рублей за оформление одного проездного документа для всех категорий пассажиров. Однако ОАО «КППК» своим распоряжением от 31.12.2010 № 7 размер указанного сбора оставило на прежнем уровне в 24 рубля для всех категорий пассажиров, осуществляющих посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов в билетных кассах. Калькуляция цены в соответствии с собственными затратами и собственным уровнем рентабельности ОАО «КППК» на эту дополнительную услугу Ответчиком не составлялась.

Пассажирам, следующим со станций, где отсутствуют кассы, проездной документ (билет) оформляется разъездным кассиром непосредственно в пригородном поезде по установленному тарифу без взимания указанного дополнительного сбора в сумме 24 рубля.

При установлении экономически обоснованного тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области в общий объем доходов ОАО «КППК» не были включены доходы от оформления проездных документов непосредственно в поездах пригородного сообщения для безбилетных пассажиров, проезжающих со станций (остановочных пунктов), на которых производится продажа билетов в кассах. Одновременно с этим ОАО «КППК» подавало в Службу по тарифам в том числе и данные о выручке от продажи проездных документов (билетов) разъездными кассирами. Распределить затраты по таким видам продаж, как реализация рассматриваемой дополнительной услуги стоимостью 24 рубля и реализация билетов по установленному Службой тарифу Ответчик не может, так как это один вид деятельности.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

 

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») указана в пункте 5 «Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «КППК» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» сбор – не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 (далее – Положение), государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается, в том числе, на принципе формирования тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг), сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования. Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской представлена информация о том, что в материалах, представленных Ответчиком для установления экономически обоснованного тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области, отсутствуют данные по раздельному учету затрат на оформление проездных документов непосредственно в поездах пригородного сообщения для безбилетных пассажиров, проезжающих со станций (остановочных пунктов), на которых производится продажа билетов в кассах.

Согласно представленной Ответчиком информации, при установлении экономически обоснованного тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области, в общий объем доходов им не были включены доходы от оформления проездных документов непосредственно в поездах пригородного сообщения для безбилетных пассажиров, проезжающих со станций (остановочных пунктов), на которых производится продажа билетов в кассах. Однако, согласно протоколу заседания Комиссии от 14.07.2014 представитель Ответчика сообщил, что при установлении тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области ОАО «КППК» представило в Службу сведения о доходе, полученном от оказания услуг по перевозке пассажиров в электропоездах пригородного сообщения, не исключая при этом доходы, полученные от оформления проездных документов (билетов) непосредственно в поездах пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов в билетных кассах.

В силу принципа формирования тарифов, сборов и платы, установленного подпунктом «а» пункта 5 Положения, при таких условиях реализация разъездными кассирами ОАО «КППК» билетов для всех категорий пассажиров, осуществляющих посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов в билетных кассах, (при которой взимается дополнительный сбор в 24 рубля), и реализация разъездными кассирами ОАО «КППК» билетов для всех категорий пассажиров, осуществляющих посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где нет билетных касс (при которой дополнительный сбор в 24 рубля не взимается), не образуют самостоятельных видов деятельности.

Взимание платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в электропоезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы по тарифам от 25.12.2013 № 119-02н/13, является дополнительной оплатой услуги, затраты на которую покрываются тарифом, утвержденным данным приказом Службы, и не может являться сбором в значении статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (т.е. не является сбором, не включенным в тариф).

Таким образом, взимание платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы от 25.12.2013 № 119-02н/13, является неправомерным.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ул. Железнодорожная, 13-23, г. Калининград, 236039) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части незаконного взимания платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.12.2013 № 119-02н/13.
  2. Выдать ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ул. Железнодорожная, 13-23, г. Калининград, 236039) предписание по делу № АМЗ-89/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-89/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                 О.А. Боброва

 

Члены Комиссии:                                                                                            Е.И. Можаро

 

                                                                                                                      Л.Н. Зуева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

23 октября 2014 года

№ АМЗ - 89/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 15 октября 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

О.А. Бобровой

руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Е.И. Можаро

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

с участием представителей:

 

 

заявителя - председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой

Е.С. Барбакадзе

на основании доверенности;

Ответчика - ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ОАО «КППК»)

Е.Ю. Кобылиной

на основании доверенности,

 

рассмотрев дело № АМЗ-89/2014 по признакам нарушения ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ул. Железнодорожная, 13-23, г. Калининград, 236039) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 31.03.2014 в Управление ФАС России по Калининградской области (далее – Управление) поступило обращение вх. № 2264 председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой и гражданина В.Ф. К. (далее – Заявители) на неправомерность взимания ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (далее – Ответчик, ОАО «КППК») платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее – Служба) от 25.12.2013 № 119-02н/13.

В результате рассмотрения указанного обращения, Управлением в отношении ОАО «КППК» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-89/2014 (приказ Управления от 20.06.2014 № 279) по признакам нарушения ОАО «КППК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителей

 

Представитель Заявителя председателя Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой сообщил антимонопольному органу следующее.

В ходе приема граждан председателем Калининградской областной Думы М.Э. Оргеевой обратился гражданин В.Ф. К. с просьбой проверить законность и обоснованность взимания Ответчиком платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх тарифа, утвержденного приказом Службы по тарифам от 25.12.2013 № 119-02н/13.

Председатель Калининградской областной Думы М.Э. Оргеева, исходя из своих полномочий и полномочий Калининградской областной Думы, направила данную жалобу в антимонопольный орган для рассмотрения по существу.

На заседании Комиссии В.Ф. К. не присутствовал, о времени и месте заседания уведомлен надлежащим образом.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

 

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» сбор - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.

Пунктом 156 «Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте», утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 № 30 (утратил силу 12.08.2014 в связи со вступлением в силу приказа Минтранса России от 19.12.2013 № 473) установлено, что дополнительные услуги, оказываемые при продаже проездных документов (билетов), – доставка билета на дом, по месту работы или отдыха, оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде и иные, оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой.

Сбор по оформлению проездных документов (билетов) непосредственно в вагоне электропоезда не включен в «Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643. Таким образом, размер данного сбора определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Решением Правления ОАО «РЖД» (протокол № 18 от 20.06.2008) на Калининградской железной дороге была установлена плата за оформление проездных документов (билетов) непосредственно в вагонах пассажирских пригородных поездов в сумме 24 рубля. В соответствии с примерным порядком расчета стоимости возмещения затрат на предоставление услуг по продаже билетов в электропоезде, введенному в действие телеграммой ОАО «РЖД» от 01.07.2009 № НР 11158, размер сбора за данную услуг утверждается начальником дирекции или генеральным директором пригородной пассажирской компании; при этом пригородным пассажирским компаниям рекомендовано установить данный сбор в размере не менее 100 рублей за оформление одного проездного документа для всех категорий пассажиров. Однако ОАО «КППК» своим распоряжением от 31.12.2010 № 7 размер указанного сбора оставило на прежнем уровне в 24 рубля для всех категорий пассажиров, осуществляющих посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов в билетных кассах. Калькуляция цены в соответствии с собственными затратами и собственным уровнем рентабельности ОАО «КППК» на эту дополнительную услугу Ответчиком не составлялась.

Пассажирам, следующим со станций, где отсутствуют кассы, проездной документ (билет) оформляется разъездным кассиром непосредственно в пригородном поезде по установленному тарифу без взимания указанного дополнительного сбора в сумме 24 рубля.

При установлении экономически обоснованного тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области в общий объем доходов ОАО «КППК» не были включены доходы от оформления проездных документов непосредственно в поездах пригородного сообщения для безбилетных пассажиров, проезжающих со станций (остановочных пунктов), на которых производится продажа билетов в кассах. Одновременно с этим ОАО «КППК» подавало в Службу по тарифам в том числе и данные о выручке от продажи проездных документов (билетов) разъездными кассирами. Распределить затраты по таким видам продаж, как реализация рассматриваемой дополнительной услуги стоимостью 24 рубля и реализация билетов по установленному Службой тарифу Ответчик не может, так как это один вид деятельности.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

 

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») указана в пункте 5 «Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «КППК» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» сбор – не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 (далее – Положение), государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается, в том числе, на принципе формирования тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг), сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования. Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской представлена информация о том, что в материалах, представленных Ответчиком для установления экономически обоснованного тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области, отсутствуют данные по раздельному учету затрат на оформление проездных документов непосредственно в поездах пригородного сообщения для безбилетных пассажиров, проезжающих со станций (остановочных пунктов), на которых производится продажа билетов в кассах.

Согласно представленной Ответчиком информации, при установлении экономически обоснованного тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области, в общий объем доходов им не были включены доходы от оформления проездных документов непосредственно в поездах пригородного сообщения для безбилетных пассажиров, проезжающих со станций (остановочных пунктов), на которых производится продажа билетов в кассах. Однако, согласно протоколу заседания Комиссии от 14.07.2014 представитель Ответчика сообщил, что при установлении тарифа на 2014 год на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Калининградской области ОАО «КППК» представило в Службу сведения о доходе, полученном от оказания услуг по перевозке пассажиров в электропоездах пригородного сообщения, не исключая при этом доходы, полученные от оформления проездных документов (билетов) непосредственно в поездах пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов в билетных кассах.

В силу принципа формирования тарифов, сборов и платы, установленного подпунктом «а» пункта 5 Положения, при таких условиях реализация разъездными кассирами ОАО «КППК» билетов для всех категорий пассажиров, осуществляющих посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где производится оформление проездных документов в билетных кассах, (при которой взимается дополнительный сбор в 24 рубля), и реализация разъездными кассирами ОАО «КППК» билетов для всех категорий пассажиров, осуществляющих посадку в поезда пригородного сообщения на станциях (остановочных пунктах), где нет билетных касс (при которой дополнительный сбор в 24 рубля не взимается), не образуют самостоятельных видов деятельности.

Взимание платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в электропоезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы по тарифам от 25.12.2013 № 119-02н/13, является дополнительной оплатой услуги, затраты на которую покрываются тарифом, утвержденным данным приказом Службы, и не может являться сбором в значении статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (т.е. не является сбором, не включенным в тариф).

Таким образом, взимание платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы от 25.12.2013 № 119-02н/13, является неправомерным.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ул. Железнодорожная, 13-23, г. Калининград, 236039) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части незаконного взимания платы за оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде в размере 24 рубля сверх платы, утвержденной приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.12.2013 № 119-02н/13.
  2. Выдать ОАО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (ул. Железнодорожная, 13-23, г. Калининград, 236039) предписание по делу № АМЗ-89/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-89/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                 О.А. Боброва

 

Члены Комиссии:                                                                                            Е.И. Можаро

 

                                                                                                                      Л.Н. Зуева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ - 89/2014 [format] => [safe_value] => № АМЗ - 89/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-27 14:12:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-23 13:12:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1414407428 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )