РЕШЕНИЕ № АМЗ - 100/2014 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Номер дела: № АМЗ - 100/2014
Дата публикации: 29 сентября 2014, 16:49

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

26 сентября 2014 года

№ АМЗ - 100/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 23 сентября 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

В.А. Грибко

исполняющего обязанности заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

А.В. Гриценко

старшего специалиста 1-го разряда правового отдела Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности,

 

рассмотрев дело № АМЗ-100/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 08.04.2014 в Калининградское управление Федеральной антимонопольной службы (далее – Управление) поступила жалоба вх. № 2568 Заявителя на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 20.03.2013 № 487/13 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор) энергопринимающих устройств объекта Заявителя (жилой дом).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-100/2014 (приказ Управления от 07.07.2014 № 315) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель не присутствовал (о времени и месте заседания был уведомлен надлежащим образом), письменно предоставил антимонопольному органу документально подтвержденную информацию о том, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, в том числе следующие мероприятия:

  • внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей);
  • разработка рабочего проекта электроснабжения и согласование его 03.09.2013 с ОАО «Янтарьэнерго»;
  • монтаж оборудования и проведение 17.01.2014 специальных испытаний электроустановки;
  • сдача-приемка электромонтажных работ (акт от 17.01.2014, подписанный монтажной организацией ООО «Комплект Масса» и заказчиком);
  • уведомление 28.01.2014 Ответчика о выполнении со стороны Заявителя своих договорных обязательств (вх. № АСУДЯЭ/ЦОК/498).

Договором от 20.03.2013 № 487/13 (ЗЭС) предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет один год с даты его заключения. Таким образом, технологическое присоединение согласно Договору должно было быть осуществлено не позже 20.03.2014.

Неисполнение Ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю нормально использовать принадлежащее ему недвижимое имущество в соответствии с его назначением для целей постоянного проживания. Из-за отсутствия электроэнергии Заявителю для продолжения строительства пришлось купить электрогенератор стоимостью восемнадцать тысяч рублей и на протяжении строительства покупать для него бензин.

К заседанию комиссии ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств ОАО «Янтарьэнерго» разработало и утвердило техническое задание по титулу «Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 233-2 (инв. № 5114205), строительство МТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Красноторовка Зеленоградского района» и приступило к формированию закупочной документации для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ. Завершение мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя планируется до 31.12.2014.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – Калининградская область, Зеленоградский район, п. Красноторовка.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, законодательно утвержденной датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» по договору от 20.03.2013 № 487/13 (ЗЭС) является 20.03.2013, датой окончания – 20.09.2013. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было.

В нарушение пункта 16 Правил в Договоре срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год вместо 6 месяцев. Указанный срок истек 20.03.2014, однако технологическое присоединение также не было осуществлено.

Заявитель выполнил все свои обязательства по Договору, о чем Ответчик был уведомлен письмом вх. № АСУДЯЭ/ЦОК/498 от 28.01.2014.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 08.04.2014, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 20.09.2013) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 08.04.2014) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 6 месяцев и 19 дней. С момента окончания установленного Договором срока исполнения Ответчиком своих обязательств (т.е. с 20.03.2014) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 08.04.2014) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 19 дней.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ, а именно разработал и утвердил техническое задание по титулу «Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 233-2 (инв. № 5114205), строительство МТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Красноторовка Зеленоградского района» и приступил к формированию закупочной документации для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ.

К заседанию Комиссии 23.09.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств объекта Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя не позволяет Заявителю нормально использовать принадлежащее ему недвижимое имущество в соответствии с его назначением для целей постоянного проживания и привело к незапланированным расходам на строительство в виде покупки электрогенератора и бензина к нему.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопринимающего устройства (ЩВУ жилого дома) Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго», установленного пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, повлекшего ущемление интересов Заявителя.
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-100/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-100/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Грибко

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Гриценко

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 9336 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № АМЗ - 100/2014 о признании ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9336 [type] => solution [language] => ru [created] => 1414594531 [changed] => 1414594531 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1414594531 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

26 сентября 2014 года

№ АМЗ - 100/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 23 сентября 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

В.А. Грибко

исполняющего обязанности заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

А.В. Гриценко

старшего специалиста 1-го разряда правового отдела Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности,

 

рассмотрев дело № АМЗ-100/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 08.04.2014 в Калининградское управление Федеральной антимонопольной службы (далее – Управление) поступила жалоба вх. № 2568 Заявителя на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 20.03.2013 № 487/13 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор) энергопринимающих устройств объекта Заявителя (жилой дом).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-100/2014 (приказ Управления от 07.07.2014 № 315) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель не присутствовал (о времени и месте заседания был уведомлен надлежащим образом), письменно предоставил антимонопольному органу документально подтвержденную информацию о том, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, в том числе следующие мероприятия:

  • внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей);
  • разработка рабочего проекта электроснабжения и согласование его 03.09.2013 с ОАО «Янтарьэнерго»;
  • монтаж оборудования и проведение 17.01.2014 специальных испытаний электроустановки;
  • сдача-приемка электромонтажных работ (акт от 17.01.2014, подписанный монтажной организацией ООО «Комплект Масса» и заказчиком);
  • уведомление 28.01.2014 Ответчика о выполнении со стороны Заявителя своих договорных обязательств (вх. № АСУДЯЭ/ЦОК/498).

Договором от 20.03.2013 № 487/13 (ЗЭС) предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет один год с даты его заключения. Таким образом, технологическое присоединение согласно Договору должно было быть осуществлено не позже 20.03.2014.

Неисполнение Ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю нормально использовать принадлежащее ему недвижимое имущество в соответствии с его назначением для целей постоянного проживания. Из-за отсутствия электроэнергии Заявителю для продолжения строительства пришлось купить электрогенератор стоимостью восемнадцать тысяч рублей и на протяжении строительства покупать для него бензин.

К заседанию комиссии ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств ОАО «Янтарьэнерго» разработало и утвердило техническое задание по титулу «Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 233-2 (инв. № 5114205), строительство МТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Красноторовка Зеленоградского района» и приступило к формированию закупочной документации для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ. Завершение мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя планируется до 31.12.2014.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – Калининградская область, Зеленоградский район, п. Красноторовка.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, законодательно утвержденной датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» по договору от 20.03.2013 № 487/13 (ЗЭС) является 20.03.2013, датой окончания – 20.09.2013. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было.

В нарушение пункта 16 Правил в Договоре срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год вместо 6 месяцев. Указанный срок истек 20.03.2014, однако технологическое присоединение также не было осуществлено.

Заявитель выполнил все свои обязательства по Договору, о чем Ответчик был уведомлен письмом вх. № АСУДЯЭ/ЦОК/498 от 28.01.2014.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 08.04.2014, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 20.09.2013) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 08.04.2014) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 6 месяцев и 19 дней. С момента окончания установленного Договором срока исполнения Ответчиком своих обязательств (т.е. с 20.03.2014) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 08.04.2014) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 19 дней.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ, а именно разработал и утвердил техническое задание по титулу «Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 233-2 (инв. № 5114205), строительство МТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Красноторовка Зеленоградского района» и приступил к формированию закупочной документации для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ.

К заседанию Комиссии 23.09.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств объекта Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя не позволяет Заявителю нормально использовать принадлежащее ему недвижимое имущество в соответствии с его назначением для целей постоянного проживания и привело к незапланированным расходам на строительство в виде покупки электрогенератора и бензина к нему.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопринимающего устройства (ЩВУ жилого дома) Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго», установленного пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, повлекшего ущемление интересов Заявителя.
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-100/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-100/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Грибко

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Гриценко

 

 

 

 

 

      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

26 сентября 2014 года

№ АМЗ - 100/2014

г. Калининград

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года.

 

Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 23 сентября 2014 года.

Комиссия Калининградского УФАС России в составе:

 

председателя Комиссии:

 

В.А. Грибко

исполняющего обязанности заместителя руководителя Калининградского УФАС России;

членов Комиссии:

 

Л.Н. Зуевой

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;

 

А.В. Гриценко

старшего специалиста 1-го разряда правового отдела Калининградского УФАС России;

с участием:

 

 

представителя ответчика ОАО «Янтарьэнерго»

Ж.А. Боковой

по доверенности,

 

рассмотрев дело № АМЗ-100/2014 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1. 08.04.2014 в Калининградское управление Федеральной антимонопольной службы (далее – Управление) поступила жалоба вх. № 2568 Заявителя на невыполнение ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Ответчик) условий договора от 20.03.2013 № 487/13 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор) энергопринимающих устройств объекта Заявителя (жилой дом).

В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ОАО «Янтарьэнерго» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-100/2014 (приказ Управления от 07.07.2014 № 315) по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Существо дела в изложении Заявителя

На заседании Комиссии Заявитель не присутствовал (о времени и месте заседания был уведомлен надлежащим образом), письменно предоставил антимонопольному органу документально подтвержденную информацию о том, что выполнил все свои обязательства по Договору присоединения в полном объеме, в том числе следующие мероприятия:

  • внесение платы за технологическое присоединение (550 рублей);
  • разработка рабочего проекта электроснабжения и согласование его 03.09.2013 с ОАО «Янтарьэнерго»;
  • монтаж оборудования и проведение 17.01.2014 специальных испытаний электроустановки;
  • сдача-приемка электромонтажных работ (акт от 17.01.2014, подписанный монтажной организацией ООО «Комплект Масса» и заказчиком);
  • уведомление 28.01.2014 Ответчика о выполнении со стороны Заявителя своих договорных обязательств (вх. № АСУДЯЭ/ЦОК/498).

Договором от 20.03.2013 № 487/13 (ЗЭС) предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет один год с даты его заключения. Таким образом, технологическое присоединение согласно Договору должно было быть осуществлено не позже 20.03.2014.

Неисполнение Ответчиком своих обязательств не позволяет Заявителю нормально использовать принадлежащее ему недвижимое имущество в соответствии с его назначением для целей постоянного проживания. Из-за отсутствия электроэнергии Заявителю для продолжения строительства пришлось купить электрогенератор стоимостью восемнадцать тысяч рублей и на протяжении строительства покупать для него бензин.

К заседанию комиссии ОАО «Янтарьэнерго» не исполнило своих обязательств.

 

3. Существо дела в изложении Ответчика

На заседании Комиссии Ответчик пояснил антимонопольному органу следующее.

В целях технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя в соответствии с Договором ОАО «Янтарьэнерго» приняло на себя ряд обязательств, которые требуют значительных материальных и организационных затрат. В целях выполнения взятых на себя обязательств ОАО «Янтарьэнерго» разработало и утвердило техническое задание по титулу «Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 233-2 (инв. № 5114205), строительство МТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Красноторовка Зеленоградского района» и приступило к формированию закупочной документации для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ. Завершение мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя планируется до 31.12.2014.

 

4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года № 6057/09).

Также в соответствии с п. 3.2 устава ОАО «Янтарьэнерго» к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.

Согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV «Определение географических границ товарного рынка» Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг; в частности – наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей). Место расположения сетей – Калининградская область, Зеленоградский район, п. Красноторовка.

Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО «Янтарьэнерго» рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев.

Таким образом, законодательно утвержденной датой начала исполнения обязательств со стороны ОАО «Янтарьэнерго» по договору от 20.03.2013 № 487/13 (ЗЭС) является 20.03.2013, датой окончания – 20.09.2013. К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было.

В нарушение пункта 16 Правил в Договоре срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год вместо 6 месяцев. Указанный срок истек 20.03.2014, однако технологическое присоединение также не было осуществлено.

Заявитель выполнил все свои обязательства по Договору, о чем Ответчик был уведомлен письмом вх. № АСУДЯЭ/ЦОК/498 от 28.01.2014.

На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 08.04.2014, технологическое присоединение не было осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 20.09.2013) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 08.04.2014) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 6 месяцев и 19 дней. С момента окончания установленного Договором срока исполнения Ответчиком своих обязательств (т.е. с 20.03.2014) до момента обращения Заявителя в антимонопольный орган (т.е. до 08.04.2014) срок неисполнения Ответчиком своих обязательств составил 19 дней.

Ответчик с целью выполнения своих обязательств по указанному Договору выполнил только часть необходимых для этого работ, а именно разработал и утвердил техническое задание по титулу «Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от ТП 233-2 (инв. № 5114205), строительство МТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ в п. Красноторовка Зеленоградского района» и приступил к формированию закупочной документации для проведения открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ.

К заседанию Комиссии 23.09.2014 Ответчиком не были представлены доказательства того, что технологическое подключение энергопринимающих устройств объекта Заявителя фактически осуществлено.

В результате несвоевременного выполнения ОАО «Янтарьэнерго» своих обязательств по указанному Договору были ущемлены интересы Заявителя, так как отсутствие технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя не позволяет Заявителю нормально использовать принадлежащее ему недвижимое имущество в соответствии с его назначением для целей постоянного проживания и привело к незапланированным расходам на строительство в виде покупки электрогенератора и бензина к нему.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения срока технологического присоединения энергопринимающего устройства (ЩВУ жилого дома) Заявителя к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго», установленного пунктом 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, повлекшего ущемление интересов Заявителя.
  2. Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание по делу № АМЗ-100/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Зуеву Лидию Николаевну.
  4. Передать материалы дела № АМЗ-100/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Грибко

Члены комиссии:

 

 

 

Л.Н. Зуева

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Гриценко

 

 

 

 

 

           

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № АМЗ - 100/2014 [format] => [safe_value] => № АМЗ - 100/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-29 13:49:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-26 13:49:00 [timezone] => Europe/Kaliningrad [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1414594531 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калининградское УФАС России )