• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Калининград

Аналитический отчет по результатам обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Калининград

 
30.04.2010                                                                                                       г. Калининград
 
Процедура оценки состояния конкурентной среды изучаемого рынка проведена Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области согласно Методике, утвержденной приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок), и Методическим указаниям по подготовке обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах (далее – Обзор). Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах проведена расчетно–аналитическая работа с определением:
-          временного интервала исследования рынка услуг по управлению многоквартирными домами;
-          продуктовых границ рынка;
-          географических границ рынка;
-          состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами;
-          объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
-          уровня концентрации рынка;
-          барьеров входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами;
-          оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Целью Обзора является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах.
 
1.     Определение временного интервала исследования рынка
 
Учитывая цель исследования товарного рынка и в соответствии с методическими указаниями проведена работа по ретроспективному анализу конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Временной интервал Обзора установлен с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы, утвержденным приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28.
 
 
 
 
2.     Определение продуктовых границ рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городе Калининград
 
В соответствии с Методическими указаниями продуктовыми границами изучаемого рынка является комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельности.
В соответствии с пунктом 14 Порядка продуктовые границы товарного рынка определены на основе Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163, и соответствуют коду 041131 «Услуги по управлению многоквартирным домом».
 
3.     Определение географических границ рынка
 
В соответствии с Методическими указаниями географическими границами рынка услуг по управлению многоквартирными домами являются административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей. Географические границы рынка услуг по управлению многоквартирными домами совпадают с административными границами города Калининград.
 
4.     Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами
 
В качестве источников исходной информации по определению участников рынка услуг по управлению многоквартирными домами использовались данные Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа «Город Калининград».
По состоянию на 31.12.2009 в городе Калининград на рынке услуг по управлению многоквартирными домами действовали 92 хозяйствующих субъекта.
 
5.     Объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами
 
При проведении Обзора в городе Калининград выявлена следующая информация:
1.                информация о способе управления многоквартирными домами и о том, каким образом был осуществлен выбор управляющей организации;
2.                состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на исследуемом товарном рынке;
3.                количество и доля частных и муниципальных управляющих организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на исследуемом товарном рынке;
4.                информация о проведенных органами местного самоуправления конкурсах, сведения об управляющих организациях, выбранных в результате проведения органами местного самоуправления конкурсов, а также информация о нарушениях, выявленных при проведении указанных конкурсов;
5.                информация о выявленных нарушениях статей 15, 16 и 17 Закона РФ от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» при передаче органами местного самоуправления жилищного фонда в управление, а также при проведении конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
 
6.     Определение уровня концентрации рынка
 
К показателям рыночной концентрации относятся:
1.             Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитан как процентное отношение объема оказанных услуг по управлению многоквартирными домами, определенным числом крупнейших продавцов, к общему объему оказанных услуг по управлению многоквартирными домами.
            СR3 = 7,11 % + 5,43 % + 4,27 % = 16,81 %.
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является низким.
 
7.     Барьеры входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городе Калининград
 
К барьерам входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами относятся:
1.                     Значительные финансовые вложения в капитальный и текущий ремонт жилого фонда, большую часть которого составляет старый и ветхий жилой фонд, а так же несвоевременная оплата населением услуг по содержанию жилья.
2.                     Исторически сложившееся у населения предпочтение управляющих компаний, организованных на базе ЖЭУ, перед вновь создаваемыми управляющими компаниями.
 
8.     Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
 
На основании полученного коэффициента концентрации, наличия барьеров входа на рынок и их преодолимости можно сделать вывод, что рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городе Калининград относятся к рынкам с развитой конкуренцией.
По результатам проведенного Обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах за 2008 год Калининградским УФАС России не издавались приказы о включении хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, так как ни одна из управляющих организаций не занимала доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.