Обзор состояния конкурентной среды на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива

Обзор состояния конкурентной среды на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива

 
17.03.2010 г.                                                                                                             г. Калининград
 
Общие положения
 
            Целями проведения обзора состояния конкурентной среды на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива является определение взаимозависимости между мелкооптовыми и розничными рынками нефтепродуктов, унификация подходов антимонопольных органов к определению географических границ розничных рынков нефтепродуктов. Обзор состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива проведены в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 (далее — Порядок), а также, в соответствии с Методическими указаниями по подготовке обзора состояния конкурентной среды на оптовых и розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива (далее — Методические указания).
            В качестве источников информации использовались материалы, предоставленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, хозяйствующими субъектами.
 
Временной интервал исследования
 
            В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
            Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
            В соответствии с Методическими указаниями временным интервалом исследования определен 2008 год.
 
Продуктовые границы товарного рынка
 
            Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено на основании Общероссийского классификатора продукции.
            Исходя из дифференциации по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничной реализации нефтепродуктов, а также, в соответствии с целями исследования, определены следующие товары:
·                     автомобильные бензины (ОКП 025110) АИ-76 (и аналоги), АИ-92 (и аналоги), АИ-95 (и аналоги), АИ-98 (и аналоги);
·                     дизельное топливо (ОКП 0251130) зимнее и летнее.
            Так как ёмкости после хранения одного вида нефтепродуктов, пройдя очистку, могут использоваться для хранения другого вида нефтепродуктов, на оптовом рынке нефтепродуктов вышеуказанные товарные группы являются взаимозаменяемыми. Таким образом, для рассматриваемого товарного рынка продуктовые границы определены в пределах бензина автомобильного и дизельного топлива.
 
Географические границы товарного рынка
 
            В соответствии с пунктами 25, 27 Порядка, товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за её пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
            В соответствии с п. 23 Порядка под географическими границами товарного рынка понимается территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами. Определение географических границ рынка включает:
·                     предварительное определение географических границ товарного рынка;
·                     выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
·                     определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
            Уточнение географических границ рынка проведено антимонопольным управлением в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
            Товарный рынок оптовой реализации нефтепродуктов, определен как региональный, расположенный в географических границах Калининградской области в силу следующих причин:
·                     основной объем реализации топлива оптовыми продавцами производится в адрес конечных оптовых покупателей, реализующих топливо в розницу, либо потребляющих его для собственных нужд;
·                     основная масса бензина автомобильного и дизельного топлива поступает в Калининградскую область из других регионов России;
·                     оптовые покупатели нефтепродуктов осуществляют грузооборот через места хранения в таких объемах, при которых дополнительные затраты на транспортировку топлива из любого места, альтернативного первоначально выбранному в Калининградской области не приводят к существенному (10% и более) увеличению цены топлива;
·                     география расположения покупателей не свидетельствует о наличии более мелких локальных рынков оптовой реализации нефтепродуктов, в связи с тем, что отсутствует четкая ориентация покупателей на оптовых продавцов, расположенных только в непосредственной близости от мест потребления;
·                     экономическая целесообразность приобретения относительно небольших партий нефтепродуктов за пределами Калининградской области отсутствует в силу её изолированности от остальной территории РФ.
 
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
 
            На основании данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, определены хозяйствующие субъекты — участники оптового рынка реализации бензина автомобильного и дизельного топлива.
            Участниками рынка являются организации, осуществляющие оптовую реализацию указанных видов топлива на территории Калининградской области.
            Согласно данным, представленным органами статистики, на территории Калининградской области действует 12 оптовых продавцов топлива, в том числе пять крупных оптовых продавцов бензина автомобильного и дизельного топлива. Остальные оптовые продавцы реализуют незначительную часть топлива. Таким образом, выявлено такое количество хозяйствующих субъектов, при котором добавление новых не повлечет за собой существенного перераспределения долей на товарном рынке.
           
Объем товарного рынка и доля хозяйствующих субъектов на рынке
 
Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на оптовом рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива произведен в соответствии с пунктом 37 Порядка по объему реализации нефтепродуктов в натуральном выражении (в тоннах). Расчет объема исследуемого товарного рынка определяется как совокупный объем реализации бензина автомобильного и дизельного в натуральном выражении хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. Доля хозяйствующего субъекта на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.
 
Уровень концентрации товарного рынка
 
            Для определения уровня концентрации товарного рынка оптовой реализации бензина автомобильного и дизельного топлива рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CRn) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Балтвосток-Нефть», ЗАО «Рос&Нефть», ООО «Питерснаб».
CR3 = 24,62% + 44,59% + 23,86% = 93,07%
HHI = 24,62%2 + 44,59%2 + 23,86%2 + 6,2%2 + 0,73%2 = 3202,685
70%<CR3<100%
2000<HHI<10000
 
            Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.
 
Барьеры входа на товарный рынок
 
            Анализ информации, представленной хозяйствующими субъектами, выявил наличие барьеров входа на товарный рынок - существенных первоначальных капитальных вложений, связанных со строительством нефтебаз. Также, существуют ограничения, связанные пожарной и экологической безопасностью, так как деятельность по хранению и реализации нефтепродуктов представляет повышенную пожароопасность и опасность для окружающей среды. Данные барьеры являются труднопреодолимыми.
 
 
Состояние конкурентной среды на товарном рынке
 
            Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива свидетельствует о том, что рынок оптовой реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в регионе относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
            При этом, в географических границах Калининградской области на товарном рынке осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта, относящихся к ВИНК: ООО «Калининграднефтепродукт» (ВИНК «Сургутнефтегаз») и ЗАО «Рос&Нефть» (ВИНК «Роснефть»).
            Исходя из территориального расположения оптовых продавцов и покупателей не прослеживается территориальный раздел рынка оптовой реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Калининградской области.
            Среди оптовых продавцов топлива отсутствуют ценовые лидеры. Каждый хозяйствующий субъект проводит свою ценовую политику. При этом, ориентиром являются цены на НПЗ, откуда производятся поставки топлива, а также объем реализуемой партии.
            Несмотря на неразвитость конкуренции, на рынке в один и тот же момент времени отпускные цены у хозяйствующих субъектов отличаются большей вариативностью по сравнению с рынком розничной реализации топлива, что может свидетельствовать об отсутствии признаков установления и поддержания согласованных цен на товарном рынке.
 
Вывод
 
            Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на исследуемый товарный рынок свидетельствуют о том, что рынок оптовой реализации бензина автомобильного и дизельного топлива относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
            Проведенный анализ выявил коллективное доминирование трех хозяйствующих субъектов: ООО «Питерснаб» (23,86%), ООО «Балтвосток-Нефть» (24,62%), ЗАО «Рос&Нефть» (44,59%), совокупная доля которых превысила 50% и составила 93,07%, и доля каждого превысила 8%.