А Н А Л И Т И Ч Е С К И Й О Т Ч Е Т по результатам проведенного анализа рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Санкт-Петербург – Калининград

А Н А Л И Т И Ч Е С К И Й О Т Ч Е Т по результатам проведенного анализа рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Санкт-Петербург – Калининград

 
            Анализ рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Санкт-Петербург – Калининград проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России № 108 от 25.04.2006 года.
            Цель исследования рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Санкт-Петербург – Калининград является проверка соблюдения антимонопольного законодательства авиаперевозчиками в части требований ст. 10, 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции».
            При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке для определения участников рынка в качестве исходной информации использованы сведения ЗАО «Международный аэропорт Калининград», сведения от хозяйствующих субъектов – участников рынка. На направлении Калининград – Санкт-Петербург – Калининград деятельность по пассажирским авиаперевозкам осуществляют 3 авиакомпании ОАО «Аэрофлот российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ФГУП ГТК «Россия».
 
Определение временного интервала исследования товарного рынка
 
            Выбранный временной интервал исследования товарного рынка охватывает следующий промежуток времени: 2009 год, январь-февраль 2010 года. Для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства в части применения авиаперевозчиками высоких тарифов по указанному направлению необходимо проведение сравнительного анализа изменения цены на протяжение не менее 1 года, а также установление положения участников рынка авиаперевозок (занимаемой доли на рынке) в анализируемом периоде.
 
Определение продуктовых границ товарного рынка
 
            Предварительное определение товара проведено в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госкомстата России от 06.11. 2001 года № 454-ст – деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию Код- 62.10.1. Авиаперевозка – это комплекс мероприятий, обеспечивающих предоставление пассажиру услуг по перелету по требуемому маршруту, включая информационное обслуживание, продажу авиабилета, обеспечение безопасности на борту самолета и в контролируемой зоне, регистрацию и встречу в аэропорту, обслуживание на борту самолета и обеспечение трансферта. Продажа авиабилетов на перевозку пассажиров осуществляется как перевозчиком, так и другими хозяйствующими субъектами в соответствии с заключенными агентскими соглашениями (договорами) между перевозчиком и агентом по продаже, который обязан осуществлять продажу перевозок в строгом соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», а также с правилами, условиями и инструкциями, регулирующими оформление перевозочных документов, применение тарифа и льгот, устанавливаемых перевозчиком. За выполнение работ авиаперевозчик оплачивает агенту вознаграждение в соответствии с условиями соглашения (договора).
            Для проведения процедуры подтверждения отсутствия взаимозаменяемости услуги проведена работа по выявлению возможных продавцов услуг перевозки пассажиров по направлению Калининград – Санкт-Петербург – Калининград. Деятельность по перевозке пассажиров, подчиняющаяся расписанию на данном направлении, оказывается авиакомпаниями, железной дорогой и паромом «Георг Отс».
 Из-за географического положения Калининградской области, проезд по направлению Калининград - Санкт-Петербург - Калининград проходит по территории иностранных государств, пересечение границ которых требует обязательного наличия заграничного паспорта, что не требуется при авиаперевозке, также меньшая протяженность маршрута, время нахождения в пути, беспосадочная дальность полета, высокая скорость доставки пассажиров исключают возможность взаимозаменяемости услуги авиаперевозки услугой перевозки железнодорожным транспортом.
Паромная линия Санкт-Петербург - Калининград - Санкт-Петербург создавалась как альтернатива наземному пассажирскому транзиту через территорию Литвы. Впервые паром "Георг Отс" предоставил возможность попасть в г. Санкт-Петербург на личном автомобиле без загранпаспорта, визы и таможенных деклараций в 2002 году и должен был обеспечить круглогодичное сообщение между Калининградом и Санкт-Петербургом. Паром «Георг Отс» рассчитан на перевозку 250 пассажиров, 107 легковых автомобилей или 13 большегрузных трейлеров. Время нахождения в пути составляет около 42 часов. После некоторого количества совершенных рейсов переправа долгое время бездействовала, как по причине сложной ледовой обстановки в Финском заливе, так и из-за необходимости капитального ремонта судна. В настоящее время паром «Георг Отс» осуществляет рейсы только в летний период. Большая протяженность маршрута и времени нахождения в пути, нерегулярность рейсов исключают возможность взаимозаменяемости услуги авиаперевозки услугой перевозки паромом «Георг Отс».
 
Определение географических границ товарного рынка
             Для процедуры определения границ территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую возможность приобрести услугу за ее пределами, проведена работа по выявлению возможных вариантов для потребителей услуги добраться от пункта отправления Калининград (Санкт-Петербург) до пункта назначения Санкт-Петербург (Калининград). Схема маршрута Калининград – Санкт-Петербург – Калининград может быть представлена следующим образом: Калининград – субъект РФ – Санкт-Петербург – субъект РФ – Калининград. Однако данная схема маршрута для покупателя является экономически нецелесообразной, т.к. совокупная цена билета от пункта отправления до конечного пункта назначения увеличивается более чем в два раза. С учетом изложенного можно сделать вывод, что существующая альтернатива добраться до пункта назначения Калининград или Санкт-Петербург иными непрямыми маршрутами без дополнительных материальных затрат, увеличения протяженности маршрута, времени полета, пересадки, ожидания в аэропорту рейса является нецелесообразной, поэтому географическими границами рынка авиаперевозки по маршруту Калининград - Санкт-Петербург является территория Калининграда и Калининградской области, по маршруту Санкт-Петербург - Калининград является как территория Санкт-Птеребурга и Ленинградской области, так и территория Калининграда и Калининградской области (например, в случае приобретения билета жителями области, возвращающимися из поездок в другие регионы, в т.ч. при приобретении билетов туда – обратно).
 
 Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
 
            Для соответствующего временного интервала исследования продуктовых границ товарного рынка и географических границ товарного рынка определены следующие хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги авиаперевозки по маршрутам Калининград – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург - Калининград:
- ОАО «Авиакомпания «Ютэйр»,
- ОАО «АЭРОФЛОТ-Российские авиалинии»,
- ФГУП «ГТК «РОССИЯ».
 Перечисленные компании доставляют пассажиров до места назначения на самолетах типа: Боинг 737, ТУ-134, Aerobus из/до аэропорта Храброво до/из аэропорта Пулково.
 
Расчет объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов на рынке
 
            Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем авиаперевозок в натуральном выражении. Объем рынка определен как сумма объемов перевозки авиапассажиров участниками рынка: ФГУП «ГТК «Россия», «Аэрофлот российские авиалинии», «Авиакомпания «ЮТэйр». Объем рынка, характерный установленному временному интервалу, составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, составил за 2009 год - по направлению Калининград - Санкт-Петербург — 70474 перевезенных пассажиров, по направлению Санкт-Петербург - Калининград — 74980 пассажиров, за январь-февраль 2010 года - по направлению Калининград - Санкт-Петербург — 13912 перевезенных пассажиров, по направлению Санкт-Петербург - Калининград — 13821 пассажиров.
Доля хозяйствующих субъектов на рынке рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем перевозки каждым участником рынка к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.
 Положение ФГУП «ГТК «Россия» на рынке авиаперевозок по направлению Калининград - Санкт-Петербург - Калининград может быть квалифицировано как доминирующее, т.к. применительно к нему выполняются требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ-135 «О защите конкуренции», а именно доля ФГУП «ГТК «Россия» на рынках услуг пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград - Санкт- Петербург и Санкт-Петербург - Калининград превышает пятьдесят процентов.
Информация о цене и условиях приобретения товара доступна неопределенному кругу лиц. Товаром является авиаперевозка по направлению Калининград-Сантк-Петербург - Калининград, свидетельством приобретения данного товара является авиабилет. Продажа билетов на авиаперевозку Калининград - Сантк-Петербург - Калининград производится в кассах, туристических агентствах и т.д. Информация о цене реализуемых авиабилетов размещается в сети Интернет, посредством распространения прайс-листов и т.д. Информация об условиях продажи, в том числе со скидками, по льготным тарифам, по бонус-программам, доступна непосредственно у диспетчера-оператора, а также по телефонам авиакомпаний (их представительств, дилеров);
 
 Определение уровня концентрации товарного рынка
 
             Для определения уровня концентрации рынка использованы следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR3)- сумма долей на локальном рынке (выраженных в процентах) 3 крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.
Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне концентрации товарного рынка авиаперевозок.
 
 Определение барьеров входа на товарный рынок
 
            Основным из факторов, препятствующим новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами, помимо организационных и технологических, являются большие финансовые капиталовложения (стартовые и текущие затраты) для осуществления такого вида деятельности при длительных сроках окупаемости этих вложений. Для участников рынка авиаперевозок, оказывающих услуги по перевозке авиапассажиров на других направлениях, имеются ограничения, связанные со сформировавшейся структурой рынка: количество выполняемых рейсов работающими на данном направлении авиакомпаниями; возможность аэропорта по приему самолетов, обеспечению предоставления места под стоянку самолета, по техническому обслуживанию воздушного судна; согласование слотов для формирования, согласования, издания и оперативной корректировки расписания движения воздушных судов.
 
Оценка состояния конкурентной среды
 
Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволили сделать вывод о том, к какому типу рыночных структур принадлежит рынок услуг пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград - Санкт- Петербург и Санкт-Петербург - Калининград, оценить степень развитости конкуренции на рынке.
При анализе структуры рынка выявлено всего 3 хозяйствующих субъекта, осуществляющих деятельность на исследованном рынке.
Полученные коэффициенты рыночной концентрации свидетельствуют о высокой концентрации рынка услуг пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург -Калининград.
Высокая степень концентрации товарного рынка, доминирующее положение ФГУП ГТК «Россия», может оказывать решающее влияние на общие условия предоставления услуг пассажирских авиаперевозок, ограничивать доступ на рынок другим авиаперевозчикам, поэтому со стороны антимонопольного органа необходим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке услуг пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград - Санкт-Петербург и Санкт-Петербург - Калининград.
Проведенный анализ состояния конкурентной среды позволяет сделать вывод о том, что исследованный рынок услуг относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
 
Заключение.
          1. Включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, ФГУП ГТК «Россия» на рынке пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Санкт - Петербург, Санкт – Петербург - Калининград в географических границах г. Калининграда и Калининградской области.
 
Перечень использованных документов:
1.                     Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»
2.                     Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 25.04.2006 года № 108.
3.                     Ответы хозяйствующих субъектов — участников исследуемого товарного рынка.
4.                     Ответ ОАО «Международный аэропорт «Калининград».
 
 
14.04.2010 г.