Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по организации парковки в аэропорту «Храброво»

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по организации парковки транспортных средств на охраняемых территориях, оборудованных ограждениями и шлагбаумами, на территории на расстоянии до 50 метров от входа в здание аэропорта «Храброво» Калининградской области

19.09.2011 г.                                                                                                             г. Калининград

 

Общие положения

 

            Анализ и оценка состояния конкуренции по оказанию услуг по организации парковки транспортных средств на охраняемых территориях, оборудованных ограждениями и шлагбаумами на территории на расстоянии до 50 метров от входа в здание аэропорта «Храброво» проведены с целью установления доминирующего положения ИП Пушнякова А.Н. хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке при рассмотрении дела № АМЗ-05/2011, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135—ФЗ, Закон о защите конкуренции), а также для использования результатов исследования для внесения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Данный аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

Согласно пункту 4 Порядка проведения анализа в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от ИП Пушняков А.Н., Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, физических лиц-потребителей услуг парковки транспортных средств на охраняемых территориях, оборудованных ограждениями и шлагбаумами, на территории расстояний до 50 метров от входа в здание аэропорта «Храброво».

           

Временной интервал исследования

 

            В соответствии с п. 2.1 Порядка проведения анализа временной интервал исследования рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В связи с необходимостью изучения товарного рынка до момента проведения исследования, проведен ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с положениями ст. 5 Закона о защите конкуренции для квалификации доминирующего положения в ряде случаев необходимо установление неизменности или подверженности малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. В связи с тем, что временной интервал исследования должен охватывать период не менее одного календарного года, но существование хозяйствующего субъекта менее одного года, поэтому временным интервалом данного исследования является начальный период осуществления деятельности хозяйствующего субъекта по оказанию услуг по организации парковки транспортных средств на охраняемой территории, оборудованной ограждениями и шлагбаумами в радиусе 50 метров от входа в здание аэропорта «Храброво», т.е. с 18 октября 2010 года. Временной интервал исследования должен включать период совершения действий, в которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, за временной интервал исследуемого рынка следует принять период с 18 октября 2010 года по 31 марта 2011 года. При определении временного интервала исследования рынка были рассмотрены следующие характеристики:

- сезонность. Услуги платной автомобильной стоянки оказываются стабильно круглый год с повышенным спросом в весенне-летние периоды года;

- услуги оказываются круглосуточно независимо от графика работы аэропорта;

- в зимнее время года заполняемость автомобильной парковки снижается в связи с отказом автовладельцев от использования собственных транспортных средств, в свою очередь, возрастает вероятность предоставления услуг в весенне-летний период, связанный с отпусками;

- данный вид услуг на территории аэропорта «Храброво» Гурьевского района, Калининградской области предоставляется с 18 октября 2010 года, ранее данные услуги не предоставлялись.

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

Согласно пункту 3.2 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка основывается, в том числе на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

В данном аналитическом отчете метод основан на результатах выборочного опроса покупателей услуги и метод, основанный на сведениях, предоставленных продавцами товара. Количество опрашиваемых покупателей рассчитывалось по формуле :

 

 

 n=1/( +1/N),

где :

 N – объем генеральной совокупности

 - величина допустимой ошибки.

 

Т.о. n=1/(10%+1/328906)*100%=99,9

Согласно представленным данным РОИО ГИБДД при УМВД России по Калининградской области, количество лиц, имеющих право управлять транспортными средствами всех категорий составляет 328906 чел. Таким образом, в результате расчета при величине допустимой ошибки 10% оптимальный объем выборки составляет 100 человек. Время проведения анкетирования было выбрано таким образом, чтобы обеспечить максимальную репрезентативность результатов: 2 раза в неделю в течение июля 2011 года на привокзальной территории аэропорта «Храброво» во время прибытия и отправления самолетов.

Предварительное определение товара в данном аналитическом отчете в соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа проведено на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, а также на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденному приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, деятельность по организации парковки транспортных средств относится к группировке 63.21.2 «Прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта».

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) том 1 классы 01-23 деятельность по организации парковки транспортных средств относится к коду 63.21.24.130 «Услуги парковок для транспортных средств на улицах, на дорогах, в общественных местах».

Согласно договору аренды от 18.10.2010 года ИП Пушняков А.Н. получил кратковременную платную парковку и парковочное оборудование во владение и пользование для организации и эксплуатации автоматизированной системы парковки.

Таким образом, предварительно определенными продуктовыми границами товарного рынка является оказание услуг по организации парковки транспортных средств.

Согласно пункту 3.5 Порядка проведения анализа при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются функциональное назначение, в том числе цель потребления товара, качественные и технические характеристики товара и иные характеристики. В данном случае свойствами товара, определяющими выбор покупателя, является функциональное назначение товара, в том числе цель потребления товара.

Функциональным назначением услуги по организации парковки транспортного средства является обеспечение указанного транспортного средства местом для стоянки. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (Далее - ПДД)
стоянкой является
преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

 

Платные стоянки - площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа, определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на данном рынке. Данная процедура включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

На выбор приобретателя пользования услугой по хранению транспортных средств на охраняемой территории, оборудованной ограждениями и шлагбаумами, оказывают влияние следующие факторы:

- цена предоставляемой услуги;

- месторасположение парковки до места назначения;

- способы оплаты услуги;

- сохранность транспортных средств;

- наличие качественного дорожного полотна;

- наличие освещения;

- льготное время нахождения на парковке;

- защита от внешних погодных условий.

Продуктовые границы товарного рынка определены на основе Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163, и соответствуют коду 023417 «Услуги парковок для транспортных средств на улицах, на дорогах, в общественных местах».

Взаимозаменяемыми товарами, согласно пункту 4 Закона о защите конкуренции, являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

В рамках анализа товарного рынка, согласно п. 3.2 Порядка проведения анализа был проведен выборочный опрос покупателей (физических - лиц). Всего опрошено 104 потребителя услуг парковки транспортного средства вблизи аэропорта «Храброво». Согласно проведенному опросу, потребители предъявляют различные требования к месту стоянки: 40,38% опрошенных потребителей предъявляют требования к площади парковочного места; 59,62% опрошенных испытывают необходимость в удобных путях подъезда и выезда; 81,73% опрошенных испытывают необходимость в наличии охраны, ограждений, шлагбаумов у места стоянки; 39,42% потребителей нуждаются в асфальто- либо цементобетонном покрытии на месте стоянки; 10,57% потребителей предъявляют другие различные требования. Разные группы покупателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец устанавливает разные цены на один и тот же товар для разных групп покупателей на основании предъявляемых ими к товару требований. В договоре аренды от 18.10.2010 г., представленного ИП Пушняков А.Н., имеется условие обязательной организации арендодателем бесплатной парковки на 450 машино-мест на привокзальной территории аэропорта «Храброво». Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области установлено, что на бесплатной парковке асфальто- либо цементобетонное покрытие отсутствует, отсутствуют также обустроенные тротуары, ведущие к зданию аэропорта, для пешеходов и провоза багажа. Фактически бесплатная парковка представляет собой земельный участок, не оборудованный для въезда и выезда транспортных средств, расположенный на расстоянии около 450 метров от здания аэропорта. На территории аэровокзального комплекса расположена гостевая парковка, представляющая собой территорию бетонных плит без указания направления движения транспортного средства, оборудованных тротуаров, частично отсутствует усовершенствованное дорожное покрытие, без обозначенного дорожной разметкой парковочного места и выхода к зданию аэропорта. Предназначение данного земельного участка - под парковку служебного транспорта сотрудников аэропорта.

Таким образом, ИП Пушняков А.Н. устанавливает различные цены (нулевые и ненулевые) на одни и те же услуги (услуги по организации парковки транспортного средства) для групп покупателей, которые различаются по предъявляемым к товару требованиям.

Услуга по организации парковки транспортного средства взаимозаменяема по функциональному назначению с постановкой транспортного средства на стоянку в любом доступном месте, где стоянка не запрещена ПДД (далее — Стоянка за пределами автопарковочного комплекса). Однако в этом случае требования группы потребителей, которые испытывают необходимость в наличии охраны, ограждений, шлагбаумов (далее — Анализируемая группа потребителей) не выполняются и Анализируемая группа потребителей не готова будет заменить услуги автопарковочного комплекса на Стоянку за пределами автопарковочного комплекса.

Следовательно, окончательно продуктовыми границами товарного рынка следует признать услуги по организации парковки транспортных средств на охраняемых территориях, оборудованных ограждениями и шлагбаумами.

Определение географических границ исследуемого рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

В данном аналитическом отчете использовался метод определения географических границ товарного рынка, основанный на результатах выборочного опроса покупателей.

 Из 104 опрошенных покупателей, выборочно представляющих 328906 чел., 85 относятся к Анализируемой группе потребителей.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает в себя:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);

– определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля. В данном случае хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля – ИП Пушняков А.Н.

Согласно договору от 08.09.2009 года № ФС-2009/08-63 ОАО «КД-авиа» арендует у Российской Федерации, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области, земельные участки общей площадью 138 173 кв.м. сроком на 49 лет (с 08.09.2007 по 07.09.2058) , в том числе земельный участок площадью 24 012 кв.м., расположенный на привокзальной площади аэропорта «Храброво», для организации охраняемой парковки транспортных средств, оборудованной ограждениями и шлагбаумами.

При опросе 65,38% респондентов Анализируемой группы потребителей указали, что максимальная удаленность парковочного места от входа в здание аэропорта «Храброво» не должна быть более 50 метров. Согласно п.п. «в» п. 4.2 Порядка проведения анализа предварительное определение географических границ товарного рынка производится на основе информации о структуре товаропотоков, т.е. о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10% от общего объема рассматриваемой товарной массы.

Таким образом, предварительно определенными географическими границами рынка является территория в радиусе 50 метров от входа в здание аэропорта «Храброво».

В соответствии с пунктом 4.6 Порядка проведения анализа, услуги по организации парковки транспортных средств на охраняемых территориях, оборудованных ограждениями и шлагбаумами, не подлежат транспортировке и могут быть оказаны только в непосредственной близости от аэропорта «Храброво». Таким образом, единственным условием обращения указанных услуг на рынке являются потребительские предпочтения.

Следовательно, окончательно географическими границами рынка услуг по организации парковки транспортных средств на охраняемых территориях, оборудованных ограждениями и шлагбаумами следует признать часть территории в радиусе _50 метров от входа в здание аэропорта «Храброво».

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг платных автомобильных парковок.

 

В качестве источников исходной информации по определению участников рынка услуг платных парковок использовались данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. В пределах 50 метров от входа в здание аэропорта «Храброво» деятельность осуществляет только ИП Пушняков А.Н.

 Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию;

- объем товарного рынка известен и выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого их них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Управлением определен достаточный объем товарного рынка и выявлено достаточно хозяйствующих субъектов, чтобы проверить гипотезу и доминирующем положении ИП Пушнякова А.Н., доля которого на указанном рынке составила 100%. Покупатели и продавцы не предоставили информацию, позволяющую расширить перечень хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке.

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с п. 6.1 Порядка расчет объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж;

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям.

В данном аналитическом отчете расчет общего объема товарного рынка услуг платных автомобильных парковок в географических границах, определенных как расстояние не более 50 метров от входа в здание аэропорта «Храброво» произведен на основании полученной выручки и объема оказанных услуг в период с 18.10.2010 по 31.03.2011.

 

Данные не публикуются (содержат коммерческую тайну).

 

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

 

 

К показателям рыночной концентрации относятся:

1.            Коэффициент рыночной концентрации (CR), рассчитан как процентное отношение объема оказанных услуг определенным числом крупнейших продавцов, к общему объему оказанных услуг.

 

CR1=100

CR1=100%

2 Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитан как сумма квадратов долей (выраженная в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов.

HHI=10 000

2000<=HHI<=10 000

Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.

 

 

 

Определение барьеров входа на рынок услуг платных автомобильных парковок

 

К барьерам входа на рынок платных парковок относятся:

1.            Значительные финансовые вложения для приобретения парковочного оборудования и дальнейшего его обслуживания,

2.            Высокая стоимость аренды земельных участков, предназначенных для парковки автотранспортных средств.

3.            Препятствия в отведении земельных участков под платные автомобильные парковки.

Основным экономическим ограничением входа на рынок является большой объем инвестиций, необходимых для начала деятельности: приобретение комплектов аппаратуры, обустройство здания для работников охраны, система безопасности, обустройство подъездных путей и соответствующей инфраструктуры.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Учитывая, что доля ИП Пушняков А.Н. на рынке услуг по организации охраняемой парковки транспортных средств, оборудованной ограждениями, шлагбаумами на расстоянии не более 50 метров от входа в здание аэропорта «Храброво» в период с 18.10.2010 по 31.03.2011 составляет более 50%, положение ИП Пушняков А.Н. следует признать доминирующим.

По результатам проведенного анализа необходимо включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта ИП Пушняков А.Н. (236029, г. Калининград, ул. Ефремова, 4-7). Принять продуктовыми границами: рынок услуг по организации парковки транспортных средств на охраняемых территориях, оборудованных ограждениями, шлагбаумами; географическими границами исследуемого товарного рынка принимается территория не более 50 метров от входа в здание аэропорта «Храброво» г. Калининград.

 

Начальник отдела

антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                             О.А. Бессонова

 

 

Исполнитель:

Главный специалист-эксперт
отдела антимонопольного контроля                                                                       И.А. Бирюк

т. (4012) 53-72-04