Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на товарных рынках услуг по обслуживанию и предварительной подготовке счетчиков к поверке и поверке бытовых приборов учета воды (счетчиков воды) на месте их установки (эксплуатации)

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на товарных рынках услуг по обслуживанию и предварительной подготовке счетчиков к поверке и поверке бытовых приборов учета воды (счетчиков воды) на месте их установки (эксплуатации)

 

01.12.2011                                                                                                                   г. Калининград

 

  1. Общие положения

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведен с целью установления/отсутствия доминирующего положения хозяйствующих субъектов действующих на соответствующем товарном рынке, для рассмотрения дела № АМЗ-31/2011, возбужденного в отношении ООО «ТеплоГазСервис» и ООО «СанКомАвто» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), а также для использования результатов исследования для внесения изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

ФГУ «Калининградский ЦСМ» в соответствии с приказом Ростехрегулирования от 22 декабря 2008 № 4026 года аккредитовано на техническую компетентность в области поверки средств измерений и зарегистрировано в Реестре ЦСМ и МНИИ, аккредитованных на техническую компетентность в области поверки средств измерений, под № 083, в т.ч. бытовых приборов учета газа и воды. ООО «ТеплоГазСервис» и ООО «СанКомАвто» осуществляют обслуживание и предварительную подготовку счетчика воды для целей их последующей поверки специалистами ФГУ «Калининградский ЦСМ». При объединении совместных усилий обеих организаций населению предоставляется услуга по выездной поверке бытовых приборов учета воды на месте их эксплуатации. Для определения наличия /отсутствия доминирующего положения ООО «ТеплоГазСервис» и ООО «СанКомАвто» необходимо определить наличие, либо отсутствие доминирующего положения ФГУ «Калининградский ЦСМ», т.к. договор о сотрудничестве в части оказания совместной услуги по поверке бытовых приборов учета воды у ФГУ «Калининградский ЦСМ» заключен только с двумя хозяйствующими субъектами: ООО «ТеплоГазСервис» и ООО «СанКомАвто».

Данный аналитический отчет выполнен во исполнение требований Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, которые определены пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

Согласно пункту 1.5 Порядка проведения анализа в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (далее – Калининградский ЦСМ), ООО «ТеплоГазСервис», ООО «СанКомАвто», Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Федерального органа территориальной службы статистики по Калининградской области, физических лиц-потребителей услуг, хозяйствующих субъектов.

 

2. Определение временного интервала исследования

 

Временной интервал исследования товарного рынка согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

            Целью исследования является установление наличия/отсутствия доминирующего положения ФГУ «Калининградский ЦСМ» на исследуемом рынке, а также ООО «ТеплоГазСервис» и ООО «СанКомАвто», в период совершения совместных действий.

В соответствии с п. 6.6. Порядка при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется, в том числе условие, когда в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов. Поскольку жалоба на высокую стоимость поверки прибора учета воды поступила в антимонопольный орган 17.03.2011, то временной интервал исследования должен включать период совершения действий, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 С учетом данных обстоятельств проведена работа по ретроспективному анализу конкурентной среды на рынке предоставления услуг по поверке бытовых средств измерений газа и воды. Все характеристики рынка определены в пределах одного установленного интервала —2010 год и 1 квартал 2011 г.

 

Часть 1

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка для ФГУП ФГУ «Калининградский ЦСМ»

 

В соответствии с Порядком, определение продуктовых границ товарного рынка включает:

  1.  предварительное определение товара,
  2.  выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,
  3. определение взаимозаменяемых товаров.

 Предварительное определение товара может быть проведено, в том числе, на основе разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" приборы учета подлежат государственной поверке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 В Рекомендациях по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве. (утв. Приказом Госстроя РФ от 16.08.2000 N 184) сказано, что поверка приборов учета воды производится по окончании межповерочных интервалов установленных приборов (плановая поверка) или по требованию поставщика, исполнителя и/или потребителя (внеплановая поверка) органами Госстандарта России или организациями, метрологическая служба которых аккредитована Госстандартом России на право проведения поверок.

Согласно ст. 2, Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об обеспечении единства измерений" метрологическая служба - организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель.

Однако, согласно информации, полученной от хозяйствующих субъектов, поверку бытовых приборов учета на месте их эксплуатации в г. Калининграде осуществляет только ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируется функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства. В соответствии с договорами о сотрудничестве от 11.01.2011 № 13 и от 17.01.2011 № 6, заключенных ФГУ «Калининградский ЦСМ» с ООО «Теплогазсервис» и ООО «СанКомАвто» соответственно, обязанности ФГУ «Калининградского центра стандартизации, метрологии и сертификации» включают:

- надлежащим образом эксплуатировать эталонную установку для поверки учета расхода воды;

- предоставление специалиста для осуществления поверки приборов учета воды;

- проведение работ по поверке приборов учета расхода воды Общества и иных хозяйствующих субъектов в соответствии с областью аккредитации.

 Определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Кроме поверки бытовых приборов учета воды на месте их установки (эксплуатации) поверка может осуществляться на стационарном поверочном стенде ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации». Стоимость такой поверки составляет 215,00 руб., что на 46,51% больше, чем при поверке на месте их установки (100 руб.). В соответствии с п. 3.7. Порядка товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара).

Кроме того, для поверки бытовых приборов воды на поверочном стенде ФГУ Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации» необходимо потребителю услуги поверки демонтировать счетчик и после поверки снова установить его с привлечением хозяйствующего субъекта, осуществляющего подобные работы. Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении. Таким образом, услуга поверки бытовых приборов учета воды в месте их установки по качественным и техническим характеристикам, цене не сравнима с услугой поверки их на стационарном стенде и не является взаимозаменяемой.

Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "Об обеспечении единства измерений", Правилами от 23.05.2006 г. № 307 предоставления коммунальных услуг гражданам, Правилами и нормами от 27.09.2003 г. № 170 технической эксплуатации жилищного фонда, Порядком от 18.07.1994 г. № 125 проведения поверки средств измерений определено, что граждане - владельцы средств измерений газа и воды несут ответственность за надлежащее состояние и исправность приборов учета, а также обязаны своевременно представлять его на поверку в органы Государственной метрологической службы.

Таким образом, с учетом требований, предъявляемых как к организации, так и к услуге поверки бытовых приборов учета воды на месте установки (эксплуатации), функционального назначения качественных характеристик данной услуги продуктовые границы рынка определены как «поверка бытового прибора учета воды на месте установки (эксплуатации)».

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 В соответствии с Порядком определение географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка,

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями),

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем, с учетом особенностей рассматриваемого рынка, принимались во внимание потребительские предпочтения на рассматриваемую услугу по поверке бытовых приборов учета воды.

Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, - Калининградская область, которая является самым западным регионом РФ, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.

В соответствии с Порядком проведения анализа, предварительно определенные географические границы рассматриваемого товарного рынка уточняются на основании сравнения условий обращения на них данного товара.

Услугу по поверке средств учета воды не оказывают хозяйствующие субъекты, расположенные за пределами Калининградской области. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. В Калининградской области имеет аттестат аккредитации на право поверки средств измерений и фактически осуществляет поверку бытовых приборов учета газа только ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

В связи с тем, что местоположение потребителя услуг - заявителя по делу АМЗ-31/2011- г. Калининград, рынок услуг по поверке бытовых приборов учета воды на месте установки (эксплуатации) определен территорией города Калининград.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с Порядком проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

С целью выявления участников исследуемого рынка были направлены запросы в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (119991, г. Москва В-49, ГСП-1, Ленинский проспект, 9), в хозяйствующие субъекты о предоставлении необходимой для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке информации.

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии аттестат аккредитации на право поверки средств измерений выдан следующим хозяйствующим субъектам:

  1. Калининградская железная дорога-филиал ОАО «РЖД»
  2. ООО «Элмор»
  3. ФГУП «ОКБ» Факел
  4. Калининградский филиал ОАО «Северо-Западный Телеком»
  5. ФГУП «Балтийское аэрогеодезическое предприятие»
  6. ОАО «Медтехника»
  7. «Рефтрансфлот-инжиниринг»
  8. ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «ЯНТАРЬ»
  9. ООО «ЛУКОЙЛ- Калининградморнефть»
  10. ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»
  11.  ОАО «772 ремонтный завод средств связи»
  12. ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

В результате анализа полученной информации установлено, что услуги по поверке бытовых приборов учета воды на месте их эксплуатации на территории г. Калининград оказывало только ФГУ «Калининградский ЦСМ».

Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию;

- объем товарного рынка известен и выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В связи с тем, что выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с п. 6.1 Порядка расчет объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и доли хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании объема продаж в натуральном выражении - количества поверенных бытовых приборов учета воды на месте их эксплуатации за 2010 год и 1 квартал 2011 года.

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество поверенных приборов, шт.

Доля, %

ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации»

15059

100

Всего:

15059

100

 

Таким образом, ФГУ «Калининградский ЦСМ» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке поверки бытовых приборов учета воды на месте их установки (эксплуатации).

  1. Уровень концентрации товарного рынка.

 

К показателям рыночной концентрации относятся:

  1. Коэффициент рыночной концентрации (CR), рассчитан как сумма долей на товарном рынке определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

CR1=100

CR1=100%

  1.  Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитан как сумма квадратов долей (выраженная в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов.

HHI=10 000

2000<=HHI<=10 000

Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно пунктам 44, 45 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Управлением выявлены следующие барьеры входа на рынок услуг поверки бытовых счетчиков воды на месте эксплуатации:

  1. Значительные финансовые вложения для приобретения поверочного оборудования и дальнейшего его обслуживания,
  2. Приобретение лицензии и разрешений на осуществление поверки средств измерений,

Указанные барьеры являются преодолимыми.

Согласно пункту 46 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения.

К экономическим ограничениям относятся значительные финансовые вложения для приобретения поверочного оборудования и дальнейшего его обслуживания. Административные барьеры не выявлены.

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Рынок услуг по поверке бытовых приборов учета воды на месте эксплуатации в г. Калининград относится к рынку с неразвитой конкуренцией и характеризуется как высококонцентрированный товарный рынок.

Положение ФГУ «Калининградский ЦСМ» на товарном рынке услуг по поверке бытовых приборов учета воды на месте установки (эксплуатации) в г. Калининград с долей 100 %. является доминирующим. На основании п.1 ч.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции предлагается включить ФГУ «Калининградский ЦСМ» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

 

Часть 2

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка для ООО «ТеплоГазСервис» и ООО «СанКомАвто»

 

В соответствии с п. 3.1 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка включает:

1) предварительное определение товара,

2) выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,

3) определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара может быть проведено, в том числе, на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности.

Для проведения работ по поверке водомеров на месте их эксплуатации необходимо иметь эталонную установку для поверки (без демонтажа) приборов учета расхода воды. В виду того, что ФГУ «Калининградский ЦСМ» не располагает указанным прибором и не имеет права осуществлять работы по обслуживанию и предварительной подготовке счетчиков для целей их последующей поверки, к производству работ было привлечено ООО «ТеплоГазСевис» и ООО «СанКомАвто», имеющие в собственности эталонные установки и специалистов для осуществления обслуживания и предварительной подготовки приборов учета воды для целей их последующей поверки специалистами Калининградского ЦСМ.

В соответствии с договорами от 11.01.2011 № 47 и от 17.01.2011 № 6 о сотрудничестве, заключенными ФГУ «Калининградский ЦСМ» с ООО «ТеплоГазСервис» и ООО «СанКомАвто» соответственно, Общество обязуется осуществлять собственными силами (с привлечением третьих лиц или без такового) обслуживание и предварительную подготовку счетчиков для целей их последующей поверки специалистами ФГУ «Калининградский ЦСМ».

Таким образом, границы товарного рынка определены в соответствии с условиями договора, как «обслуживание и предварительная подготовка бытового прибора учета воды к поверке».

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 В соответствии с Порядком определение географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка,

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями),

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем, с учетом особенностей рассматриваемого рынка, принимались во внимание потребительские предпочтения на рассматриваемую услугу по поверке бытовых приборов учета газа и воды.

Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, - Калининградская область, которая является самым западным регионом РФ, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.

В соответствии с Порядком проведения анализа, предварительно определенные географические границы рассматриваемого товарного рынка уточняются на основании сравнения условий обращения на них данного товара.

Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

В связи с тем, что местоположение потребителя услуг заявителя по делу АМЗ-31/2011, характер оказываемых услуг, специфика оказания услуг, оказание услуг непосредственно по месту установки прибора учета воды, месту потребления рассматриваемой услуги является город Калининград, рынок услуг по поверке бытовых приборов учета воды на месте эксплуатации определен территорией города Калининград.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В качестве источников исходной информации по определению участников рынка услуг по поверке бытовых счетчиков воды использовались данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, информация хозяйствующих субъектов и физических лиц-потребителей, а также данные антимонопольного органа. Согласно письму от 28.04.2011 исх. №06-03/1040 Федеральный орган территориальной службы статистики по Калининградской области не располагает информацией о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по поверке бытовых приборов учета расхода воды в г. Калининграде.

В связи с тем, что ФГУ «Калининградский ЦСМ» договор о сотрудничестве по обслуживанию и предварительной подготовке счетчиков для целей их последующей поверки специалистом ФГУ «Калининградский ЦСМ» заключен только с двумя хозяйствующими субъектами – ООО «ТеплоГазСервис» и ООО «СанКомАвто», на рассматриваемом товарном рынке в установленных границах г. Калининград осуществляют деятельность только два указанных хозяйствующих субъекта.

Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется в том числе следующее условие: количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с п. 6.1 Порядка расчет объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и доли хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании объема продаж. Указанный показатель используется в стоимостном выражении, т.е. количество поверенных приборов учета воды на месте их эксплуатации.

На основании п. 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как процентное отношение объема оказанных услуг хозяйствующим субъектом к общему объему оказанных услуг.

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество поверенных приборов учета, шт.

Доля, %

Квадрат доли от объема оказанных услуг

ООО «ТеплоГазСервис»

9621

63,89

4081,93

ООО «СанКомАвто»

5438

36,11

1303,93

Всего:

15059

100

5385,86

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка.

 

К показателям рыночной концентрации относятся:

Коэффициент рыночной концентрации (CR), рассчитан как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

CR2=100

CR2=100%

 Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитан как сумма квадратов долей (выраженная в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов.

HHI=5385,86

2000<=HHI<=10 000

Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно пункту 44, 45 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Управлением выявлены барьеры входа на рынок услуг по предварительной подготовке бытовых газовых счетчиков к поверке.

  1. Материальные затраты, связанные с приобретением эталонной установки.
  2. Наличие квалифицированного персонала для обслуживания и предварительной подготовки приборов учета расхода воды.

Согласно пункту 46 Порядка проведения анализа выявлены административные ограничения входа на товарный рынок –заключение ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации» договоров на обслуживание и предварительную подготовку бытовых счетчиков воды к поверке только с ООО «ТеплоГазСервис» и ООО «СанКомАвто».

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Рынок услуг по обслуживанию и предварительной подготовке счетчиков для целей их последующей проверки в г. Калининград относится к рынку с неразвитой конкуренцией и характеризуется как высококонцентрированный товарный рынок.

Положение ООО «ТеплоГазСервис» с долей на рынке 63,89% и ООО «СанКомАвто» с долей на рынке 36,11% на исследуемом товарном рынке в г. Калининграде является доминирующим на основании соответственно п.1 и п. 2 ч.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции. Предлагается включить ООО «ТеплоГазСервис» и ООО «СанКомАвто» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % .

 

 

 

Начальник отдела

антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                   О.А. Бессонова

 

 

 

Исполнитель:

Заместитель начальника

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                               И.А. Бирюк