Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг поверки бытовых приборов учета газа (счетчиков газа) на месте их установки (эксплуатации)

Аналитический отчет

по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг поверки бытовых приборов учета газа (счетчиков газа) на месте их установки (эксплуатации)

24.10.2011г.                                                                                                                                                                                г. Калининград

 

  1. Общие положения.

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке проведена с целью установления/отсутствия доминирующего положения хозяйствующих субъекто действующих на соответствующем товарном рынке, для рассмотрения дела № АМЗ-17/2011, возбужденного в отношении ООО «ТеплоГазСервис» (далее – Общество) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), а также для использования результатов исследования для внесения изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

ФГУ «Калининградский ЦСМ» в соответствии с приказом Ростехрегулирования от 22 декабря 2008 № 4026 года аккредитовано на техническую компетентность в области поверки средств измерений и зарегистрировано в Реестре ЦСМ и МНИИ, аккредитованных на техническую компетентность в области поверки средств измерений, под № 083, в т.ч. бытовых приборов учета газа и воды. ООО «ТеплоГазСервис» осуществляет обслуживание и предварительную подготовку счетчика газа для целей их последующей поверки специалистами ФГУ «Калининградский ЦСМ». При объединении совместных усилий обеих организаций населению предоставляется услуга по выездной поверке бытовых приборов учета газа на месте их эксплуатации. Для определения наличия /отсутствия доминирующего положения ООО «ТеплоГазСервис» необходимо определить наличие, либо отсутствие доминирующего положения ФГУ «Калининградский ЦСМ», т.к. договор о сотрудничестве в части оказания совместной услуги по поверке бытовых приборов учета газа у ФГУ «Калининградский ЦСМ» заключен только с ООО «ТеплоГазСервис».

Данный аналитический отчет выполнен во исполнение требований Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, которые определены пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

Согласно пункту 1.5 Порядка проведения анализа в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (далее – Калининградский ЦСМ), ООО «ТеплоГазСервис», Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Федерального органа территориальной службы статистики по Калининградской области, физических лиц-потребителей услуг, хозяйствующих субъектов.

 

2. Определение временного интервала исследования

 

Временной интервал исследования товарного рынка согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

            Целью исследования является установление наличия/отсутствия доминирующего положения ФГУ «Калининградский ЦСМ» на исследуемом рынке, а также ООО «ТеплоГазСервис», в период совершения совместных действий.

В соответствии с п. 6.6. Порядка при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется, в том числе условие, когда в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов. Совместная услуга по поверке приборов учета газа на месте их эксплуатации предоставляется населению только с 11 января 2011 года. Таким образом, временной интервал исследования должен включать период совершения действий, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Жалобы от потребителей поступили на экономически необоснованную стоимость услуг поверки бытовых приборов учета газа на месте их установки.

 С учетом данных обстоятельств проведена работа по ретроспективному анализу конкурентной среды на рынке предоставления услуг по поверке бытовых средств измерений газа и воды. Все характеристики рынка определены в пределах одного установленного интервала — 1 квартал 2011 г.

 

Часть 1

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка для ФГУП ФГУ «Калининградский ЦСМ»

 

В соответствии с Порядком, определение продуктовых границ товарного рынка включает:

  1.  предварительное определение товара,
  2.  выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,
  3. определение взаимозаменяемых товаров.

 Предварительное определение товара может быть проведено, в том числе, на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" приборы учета подлежат государственной поверке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (ред. от 06.05.2011) "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") определено понятие поверки приборов учета газа, Поверка - это совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям.

Согласно ст. 2, Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об обеспечении единства измерений" метрологическая служба - организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель.

Однако, согласно информации, полученной от хозяйствующих субъектов, поверкой приборов учета газа в г. Калининграде занимается только ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются качественные характеристики товара. В соответствии с договором о сотрудничестве от 11.01.2011 № 47 работы ФГУ «Калининградского центра стандартизации, метрологии и сертификации» включают:

- предоставление Установки КРАБ – М для поверки бытовых счетчиков газа на месте их эксплуатации;

- предоставление специалиста для осуществления поверки бытовых счетчиков газа;

- проведение работ по поверке бытовых счетчиков газа, осуществляемые иными хозяйствующими субъектами в соответствии с областью аккредитации.

 Определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Кроме поверки бытовых приборов газа на месте их установки (эксплуатации) поверка может осуществляться на стационарном поверочном стенде ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации». Стоимость такой поверки составляет 619,50 руб., что на 31,2 % больше, чем при поверке на месте их установки (472 руб.). В соответствии с п. 3.7. Порядка товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара).

Кроме того, для поверки бытовых приборов газа на поверочном стенде ФГУ Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации» необходимо потребителю услуги поверки демонтировать счетчик и после поверки снова установить его с привлечением хозяйствующего субъекта, имеющего право на монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный газ. Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении. Таким образом, услуга поверки бытовых приборов учета газа в месте их установки по качественным и техническим характеристикам, цене не сравнима с услугой поверки их на стационарном стенде и не является взаимозаменяемой.

Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "Об обеспечении единства измерений", Правилами от 23.05.2006 г. № 307 предоставления коммунальных услуг гражданам, Правилами пользования газом в быту, Правилами и нормами от 27.09.2003 г. № 170 технической эксплуатации жилищного фонда, Порядком от 18.07.1994 г. № 125 проведения поверки средств измерений определено, что граждане - владельцы средств измерений газа несут ответственность за надлежащее состояние и исправность прибора учета газа, а также обязаны своевременно представлять его на поверку в органы Государственной метрологической службы.

Таким образом, с учетом специальных требований, предъявляемых как к организации, так и к услуге поверки бытовых приборов учета газа на месте установки (эксплуатации), качественных характеристик данной услуги продуктовые границы рынка определены как «поверка бытового счетчика газа на месте установки (эксплуатации)».

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 В соответствии с Порядком определение географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка,

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями),

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем, с учетом особенностей рассматриваемого рынка, принимались во внимание потребительские предпочтения на рассматриваемую услугу по поверке бытовых приборов учета газа.

Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, - Калининградская область, которая является самым западным регионом РФ, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.

В соответствии с Порядком проведения анализа, предварительно определенные географические границы рассматриваемого товарного рынка уточняются на основании сравнения условий обращения на них данного товара.

Услугу по поверке средств измерений газа не оказывают хозяйствующие субъекты, расположенные за пределами Калининградской области. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. В Калининградской области имеет аттестат аккредитации на право поверки средств измерений и фактически осуществляет поверку бытовых приборов учета газа только ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

В связи с тем, что местоположение потребителя услуг - заявителя по делу АМЗ-17/2011 рынок услуг по поверке бытовых приборов учета газа на месте установки (эксплуатации) определен территорией города Калининград.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с Порядком проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

С целью выявления участников исследуемого рынка были направлены запросы в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (119991, г. Москва В-49, ГСП-1, Ленинский проспект, 9), в хозяйствующие субъекты о предоставлении необходимой для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке информации.

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии аттестат аккредитации на право поверки средств измерений выдан следующим хозяйствующим субъектам:

  1. Калининградская железная дорога- филиал ОАО «РЖД»
  2. ООО «Элмор»
  3. ФГУП «ОКБ» Факел
  4. Калининградский филиал ОАО «Северо-Западный Телеком»
  5. ФГУП «Балтийское аэрогеодезическое предприятие»
  6. ОАО «Медтехника»
  7. «Рефтрансфлот-инжиниринг»
  8. ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «ЯНТАРЬ»
  9. ООО «ЛУКОЙЛ- Калининградморнефть»
  10. ФГУП «Калининградский морской рыбный порт»
  11.  ОАО «772 ремонтный завод средств связи»
  12. ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации».

В результате анализа полученной информации установлено, что в 1 квартале 2011 года услуги по поверке бытовых приборов учета газа на месте эксплуатации на территории г. Калининград оказывало только ФГУ «Калининградский ЦСМ».

Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию;

- объем товарного рынка известен и выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В связи с тем, что выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с п. 6.1 Порядка расчет объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и доли хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании объема продаж и количества поверенных бытовых приборов учета газа на месте их эксплуатации за 1 квартал 2011 года.

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество поверенных приборов, шт.

Доля, %

Объем выручки, руб.

Доля, %

Квадрат доли от объема оказанных услуг

ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации»

387

100

182 664,00

100

10 000

Всего:

387

100

182 664,00

100

10 000

 

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка.

 

К показателям рыночной концентрации относятся:

Коэффициент рыночной концентрации (CR), рассчитан как сумма долей на товарном рынке определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

CR1=100

CR1=100%

  1.  Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитан как сумма квадратов долей (выраженная в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов.

HHI=10 000

2000<=HHI<=10 000

Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно пунктам 44, 45 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Управлением выявлены следующие барьеры входа на рынок услуг поверки бытовых счетчиков газа на месте эксплуатации:

  1. Значительные финансовые вложения для приобретения поверочного оборудования и дальнейшего его обслуживания,
  2. Приобретение лицензии и разрешений на осуществление поверки средств измерений,
  3. Наличие квалифицированно персонала и последующее его обучение для работы с газовым оборудованием.

Указанные барьеры являются преодолимыми.

Согласно пункту 46 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения.

К экономическим ограничениям относятся значительные финансовые вложения для приобретения поверочного оборудования и дальнейшего его обслуживания. Административные барьеры не выявлены.

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Рынок услуг по поверке бытовых приборов учета газа на месте эксплуатации в г. Калининград относится к рынку с неразвитой конкуренцией и характеризуется как высококонцентрированный товарный рынок.

Положение ФГУ «Калининградский ЦСМ» на товарном рынке услуг по поверке бытовых приборов учета газа на месте установки (эксплуатации) в г. Калининград с долей 100 %. является доминирующим. На основании п.1 ч.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции предлагается включить ФГУ «Калининградский ЦСМ» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

 

Часть 2

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка для ООО «ТеплоГазСервис»

 

В соответствии с п. 3.1 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка включает:

1) предварительное определение товара,

2) выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,

3) определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара может быть проведено, в том числе, на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности.

С учетом того, что работы по демонтажу (монтажу) счетчиков газа, врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов оказывают влияние на объекты капитального строительства, они требуют соответствующих допусков у производителя работ, сопряженное с требованием наличия специальной дорогостоящей материальной базы и соответствующего персонала, имеющего специальные познания, подтвержденные документально. В виду того, что ФГУ «Калининградский ЦСМ» не располагает указанными допусками и не имеет права осуществлять работы на объектах в газовом хозяйстве, к производству работ было привлечено ООО «ТеплоГазСевис», имеющее соответствующие допуски.

В соответствии с договором от 11.01.2011 № 47 о сотрудничестве ФГУ «Калининградский ЦСМ» и ООО «ТеплоГазСервис», Общество обязуется осуществлять собственными силами (с привлечением квалифицированного персонала, имеющего соответственные допуски) обслуживание и предварительную подготовку счетчиков для целей их последующей поверки специалистами ФГУ «Калининградский ЦСМ».

Таким образом, границы товарного рынка определены в соответствии с условиями договора, как «обслуживание и предварительная подготовка бытового счетчика газа к поверке».

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 В соответствии с Порядком определение географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка,

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями),

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем, с учетом особенностей рассматриваемого рынка, принимались во внимание потребительские предпочтения на рассматриваемую услугу по поверке бытовых приборов учета газа и воды.

Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, - Калининградская область, которая является самым западным регионом РФ, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.

В соответствии с Порядком проведения анализа, предварительно определенные географические границы рассматриваемого товарного рынка уточняются на основании сравнения условий обращения на них данного товара.

Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

В связи с тем, что местоположение потребителя услуг заявителя по делу АМЗ-17/2011, характер оказываемых услуг, специфика оказания услуг, оказание услуг непосредственно по месту установки бытового газового счетчика, месту потребления рассматриваемой услуги, рынок услуг по поверке бытовых приборов учета газа на месте эксплуатации определен территорией города Калининград.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В качестве источников исходной информации по определению участников рынка услуг по поверке бытовых счетчиков газа использовались данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, ООО «инженерные системы зданий и сооружений Калининград», информация хозяйствующих субъектов, а также данные антимонопольного органа. Согласно информации Федерального органа территориальной службы статистики по Калининградской области в г. Калининград потенциальными исполнителями работ по подготовке бытовых приборов учета газа является 182 хозяйствующих субъектов.

Согласно информации ООО «Инженерные системы зданий и сооружений Калининград», являющимся представителем саморегулирующих организаций в г. Калининграде из хозяйственных организаций, входящих в СРО, на территории г. Калининграда допуск к выполнению видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства из перечня приказа № 624 Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009, в редакции приказа № 294 от 23 июня 2010 г. «Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений» п. 15.3 «Устройство и демонтаж системы газоснабжения» имеет только ООО «ТеплоГазСервис». В связи с тем, что ФГУ «Калининградский ЦСМ» имеет договор о сотрудничестве по обслуживанию и предварительной подготовке счетчиков для целей их последующей поверки специалиста ФГУ «Калининградский ЦСМ» заключен только с единственных хозяйствующим субъектом – ООО «ТеплоГазСервис», то Общество будет занимать 100% долю на рассматриваемом товарном рынке в установленных границах г. Калининград.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с п. 6.1 Порядка расчет объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и доли хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании объема продаж и количества поверенных приборов учета газа на месте их эксплуатации.

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество поверенных приборов учета, шт.

Доля, %

Объем выручки, руб.

Доля, %

Квадрат доли от объема оказанных услуг

ООО «ТеплоГазСервис»

387

100

342 310,00

100

10 000

ВСЕГО:

387

100

342 310

100

10 000

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка.

 

К показателям рыночной концентрации относятся:

Коэффициент рыночной концентрации (CR), рассчитан как сумма долей на товарном рынке определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

CR1=100

CR1=100%

 Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитан как сумма квадратов долей (выраженная в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов.

HHI=10 000

2000<=HHI<=10 000

Таким образом, уровень концентрации товарного рынка является высоким.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно пункту 44, 45 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Управлением выявлены барьеры входа на рынок услуг по предварительной подготовке бытовых газовых счетчиков к поверке:

  1. Приобретение допусков и разрешений на осуществление деятельности,
  2. Наличие квалифицированно персонала и последующее его обучение для работы с газовым оборудованием.

Согласно пункту 46 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок выявлены административные ограничения входа на товарный рынок –заключение ФГУ «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации» договора на обслуживание и предварительную подготовку бытового счетчика газа к поверке только с ООО «ТеплоГазСервис».

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Рынок услуг по обслуживанию и предварительной подготовки счетчиков для целей их последующей проверки в г. Калининград относится к рынку с неразвитой конкуренцией и характеризуется как высококонцентрированный товарный рынок.

Положение ООО «ТеплоГазСервис» на исследуемом товарном рынке в г. Калининграде с долей 100 %. является доминирующим. На основании п.1 ч.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции предлагается включить ООО «ТеплоГазСервис» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

Начальник отдела

антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                   О.А. Бессонова

 

Исполнитель:

Главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                               И.А. Бирюк