Анализ состояния конкурентной среды на рынке аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов)
19.09.2011г. г. Калининград
Общие положения
Данный аналитический отчет выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в соответствии с требованиями методических рекомендаций по обзору состояния конкурентной среды на рынках аэропортовых услуг, оказываемых авиакомпаниям в аэропортах федерального значения, разработанных во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по обзору и анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы», и в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке».
Целью настоящего обзора является анализ и оценка конкурентной среды на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям (включая услуги хранения, обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка, а также анализ практики применения постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах», вступившего в силу 22.10.2009 года.
В данном аналитическом отчете обзор состояния конкуренции на рассматриваемых рынках состоит из двух разделов;
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ- анализ и оценка конкурентной среды на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям за исключением услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов, и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка, а также анализ практики применения постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599.
- ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям, и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка, а также анализ практики применения Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599.
Оценка состояния конкурентной среды на рынке аэропортовых услуг включает в себя следующие этапы:
- определение временного интервала исследования товарного рынка;
- определение продуктовых границ товарного рынка;
- определение географических границ товарного рынка;
- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;
В ПЕРВОМ РАЗДЕЛЕ:
- участники локального рынка;
- структура рынка. Характеристика договорных отношений;
- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка;
- ситуация на рынке (поведение участников). Краткое описание;
- мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка;
- выводы и рекомендации.
ВО ВТОРОМ РАЗДЕЛЕ;
- участники локального рынка;
- структура рынка. Характеристика договорных отношений;.
- технико-технологические характеристики ТЗК;
- приобретение авиаГСМ;
- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка;
- ситуация на рынке (поведение участников). Краткое описание;
- мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка;
- выводы и рекомендации.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области и хозяйствующих субъектов, а также данные собственных исследований антимонопольного органа
1. Определение временного интервала исследования
В связи с тем, что Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599, вступили в силу 22.10.2009, обзор проводится за период 2009-2010 г.г. в аэропортах федерального значения.
2. Определение продуктовых границ товарного рынка
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.
В данном случае под товаром понимаются услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок в аэропортах, т.е. аэропортовая деятельность.
В соответствии с п. 1.3.5 приказа Росавиации от 24.04.2010 № 98 аэропортовая деятельность – это деятельность, осуществляемая юридическими лицами по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.
Товарные границы рынка определяются также исходя их характеристики и свойств товаров (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийскими классификаторами – продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) и видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Так, в соответствии с ОКПД исследуемый товар определяется по группе «услуги вспомогательные транспортные прочие воздушного транспорта» (код 6236000) как «услуги аэропортов, связанные с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, включая услуги по эксплуатации взлетно-посадочных полос» (код 6326010).
Согласно ОКВЭД услуги по аэропортовому обслуживанию могут быть исследованы по группе «транспорт и связь», включающую в себя «эксплуатацию взлетно-посадочных полос и т.п.» (код 63.23.4) и «деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов» (код 63.23.4).
По первому разделу аналитического отчета рассматривается аэропортовая деятельность за исключением обеспечения горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.
Товар – это работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов )аэропортовое обслуживание).
Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов в аэропорту (аэропортовому обслуживанию).
По второму разделу аналитического отчета рассматривается только аэропортовая деятельность по обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.
Авиатопливообеспечение воздушных перевозок – аэропортовая деятельность, направленная на обеспечение эксплуатации и обслуживании воздушных судов кондиционными авиаГСМ прием, хранение, подготовка и выдача на заправку; заправка авиаГСМ и специальных жидкостей в воздушные суда).
Организации, обеспечивающие авиатопливообеспечение воздушных перевозок, могут выполнять как весь комплекс указанных работ (услуг), так и только их часть.
Продуктовыми границами товарного рынка являются работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорте.
- Определение географических границ товарного рынка
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Рынки услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок, т.е. по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов и по авиатопливообеспечению воздушных перевозок рассматриваются как локальные, за географические границы товарного рынка принимаются границы аэропорта.
Аэропорт – комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
Аэродром –участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Объекты инфраструктуры аэропорта – сооружение и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту (правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599).
- Краткое описание локального рынка (аэропорта)
Аэропорт Калининград (Храброво).
Статус аэропорта: международный, аэропорт федерального значения.
Местонахождение: Россия, Калининградская обл., 20 км севернее г. Калининград.
Калининградский аэропорт Храброво входит в десятку крупнейших в России. Взлетно-посадочная полоса размером 60х2500 м позволяет принимать самолёты с взлётной массой более 100 тонн. Радиосветотехническое оборудование аэродрома обеспечивает посадку воздушных судов по минимуму I категории ИКАО.
Принимаемые воздушные суда:
Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ан-12, Як-42, Як-40, Боинг 737-200, Боинг 737-300, Боинг 737-400, Боинг 737-500, ATR-42, ATR-72, ЕМВ-145, Фоккер-50, С-340, BE 9L, ТОВА и другие типы ВС III и IV класса, вертолеты всех типов.
На базе Международного аэропорта Калининград (Храброво) создан кроссмагистральный авиатранспортный узел, функционирующий по принципу «hub & spoke» («ось и спицы»).
- Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
- Продавцы – главные операторы (операторы) аэропортов;
- потребители.
В соответствии с правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599:
Главный оператор – хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации;
Оператор – хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах;
Потребители - авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах.
По представленной в антимонопольный орган информации от хозяйствующих субъектов и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области на рынке аэропортовых услуг, оказываемых авиакомпаниях в аэропорту «Храброво» г. Калининграда деятельность осуществляет только ЗАО «Аэропорт «Храброво» и является главным оператором. Деятельность по авиатопливообеспечению в аэропорту «Храброво» г. Калининграда осуществляет только ЗАО «Авианефть».
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ
Участники локального рынка
Участниками локального рынка являются хозяйствующий субъект (субъекты) – главный оператор (операторы) аэропорта, оказывающий/оказывающие услуги по аэропортовому обслуживанию.
В аэропорту «Храброво» Калининградской области главным оператором аэропорта, оказывающему услуги по аэропортовому обслуживанию является ЗАО «Аэропорт «Храброво», образованное в 2009 году, занимающееся развитием Калининградского аэропорта и в настоящее время.
ЗАО «Аэропорт «Храброво» действует на основании Устава и Решения единственного акционера о создании общества от 27.01.2010 года.
ЗАО «Аэропорт «Храброво» осуществляет деятельность на основании:
- Сертификат соответствия аэропорта (комплексный) – № ФАВТ А.01719, выдан 15.02.2010 г.,
-на аэродромное обеспечение в аэропорту Калининград № ФАВТ А.01.01714, выдан 08.02.2010 г.,
- на электросветотехническое обеспечение полетов в аэропорту Храброво ФАВТ А.03.01715, выдан 08.02.2010 г.,
- на аэропортовую деятельность (обеспечение обслуживания пассажиров и багажа) № ФАВТ А.02.1760, выдан 01.04.2010 г.,
- обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Калининград ФАВТ А.07.00320, выдан 01.04.2010 г.,
- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов № ФАВТ А.10.00320, выдан 05.04.2010 г.,
- штурманское обеспечение в аэропорту Калининград № ФАВТ.А 06.01483, выдан 01.04.2010 г.,
- авиатопливообеспечение перевозок в аэропорту Храброво № ФАВТ.А 04.01957, выдан 27.09.2010 г.;
- лицензии: (деятельность по обеспечению авиационное безопасности, серия АБ №0910018, выдана 03.09.2010 г., деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) № 39 КС.02.002.Л.000001.01.08, выдана 28.04.2010 г., обращение с радиоактивными веществами при транспортировании, в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующим организациям № СЕ-06-501-2662, выдана 21.06.2010 г, осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8-ми человек № АСС-39-202935; осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ, внесенных в Список II, в соответствии с ФЗ «О наркотических и психотропных веществах», № ЛО – 39-05-000051, выдана 01.10.2010 г.,
- осуществление медицинской деятельности (скорая медицинская помощь) № ЛО-39-01-000432, выдана 15.12.2010 г.
Штатная численность сотрудников ЗАО «Аэропорт «Храброво» составляет 1005 чел.
ЗАО «Аэропорт «Храброво» осуществляет обслуживание следующих авиакомпаний по следующим направлениям (регулярные и чартерные рейсы):
Авиакомпания | Направления полетов |
Авианова | Москва-Шереметьево, Санкт-Петербург |
Аэросвит | Киев-Борисполь, Симферополь |
Аэрофлот | Москва-Шереметьево |
Белавиа | Минск, Брест, Гомель, Гродно |
Нордавиа | Сочи |
Россия (авиакомпания) | Санкт-Петербург |
Ютэйр | Москва-Внуково, Анталия |
AirBaltic | Рига |
LOT Polish Airlines | Варшава |
S7 Airlines | Москва-Домодедово |
SkyExpress | Москва-Внуково, Барселона, Варна, Римини |
Uzbekistan Airways | Ташкент-Южный |
Ак Барс Аэро | Москва-Домодедово |
РусЛайн | Краснодар, Екатеринбург, Минеральные Воды |
Оренбургские Авиалинии | Анталия, Шарм-Эль-Шейх, Ираклион |
|
|
Базовой авиакомпании в аэропорту не имеется. Потребители получают доступ к услугам аэропорта на основании заключенных договоров или на основании разовых заявок. При этом тарифы на услуги, оказываемые аэропортом, не меняются.
Перечень и объем услуг, оказываемых потребителям в аэропорту за 2010 год:
- взлет-посадка – 290 175,760 тонн МВМ;
- сверхнормативная/временная стоянка – 5 847 часов;
- обеспечение авиационной безопасности – 290 175,760 тонн МВМ;
- пользование аэровокзалом – 949 773 чел.;
- обслуживание пассажиров – 417 001 чел.;
- обработка грузов, почты – 2 896 295 кг;
- посадка или высадка пассажиров – 417 001 чел.;
- доставка пассажиров – 16 572 предоставлений транспорта;
- обеспечение бортпитания – 141 обслуживаний;
- обслуживание пассажиров в бизнес - зале (за плату) – 7 399 чел.;
- медицинский осмотр членов экипажа – 1284 чел. ;
- доставка экипажа – 1650 обслуживаний;
- наземное обслуживание ВС:
* обеспечение приемки и выпуска – 6 172 обслуживаний;
* буксировка – 4 661 обслуживаний;
* внутренняя уборка – 4 154 обслуживаний;
* обслуживание санузлов (туалетов) – 1 164 обслуживаний;
* заправка питьевой водой – 707 обслуживаний;
* подача электроэнергии – 4 905 циклов по 15 мин.;
* очистка от снега и льда – 217 обслуживаний;
* заправка системы кислородом – 4 обслуживания;
* заправка системы азотом или сжатым воздухом – 9 обслуживаний;
*проверка и дозаправка гидросистемы – 7 обслуживаний;
*обеспечение воздушного запуска авиадвигателей – 282 обслуживаний;
- прочие (дополнительные) услуги.
Услуги в аэропорту, оказываемые в рамках утвержденных и опубликованных тарифов, а также утвержденных стандартов, оказываются согласно этим стандартам. Перечень работ, входящий в состав услуг определен Приказом Минтранса № 110 от 02.10.2000 года. Выделение из состава услуги одной или нескольких услуг возможно только в случае наличия технологической возможности выделения этих услуг (например, выделение из состава услуги «внутренняя уборка самолета» услуги «вывоз мусора» (указанная услуга входит в состав услуги «внутренняя уборка», но в случае, когда Потребитель производит уборку ВС своими силами, оказывается только услуга «вывоз мусора» и применяется соответствующий тариф).
Тарифы на оказание дополнительных услуг в аэропорту (по регулируемым услугам и нерегулируемым), динамика их изменений в 2009 и 2010 г представлены в таблице.
Тарифы на дополнительные услуги по обслуживанию рейсов деловой авиации в аэропорту Калининград (Храброво) | |||||||||||
для ВС эксплуатантов РФ | |||||||||||
№ п/п | наименование услуги | ед. изм | тариф без НДС | тариф с НДС | |||||||
ВВЛ | МВЛ | ВВЛ | МВЛ | ||||||||
1 | супервайз сервис (обеспечение согласования слотов со сторонними организациями, организациями обеспечения оперативного обслуживания пассажиров и ВС, организация рассчетов за обслуживание в аэропорту Храброво через единый расчетный центр, заполнение необходимой документации) | 1 рейс | 2033,90 | 2400,00 | |||||||
2 | организация индивидуального обслуживания рейса (в отдельном терминале) | 1 рейс | 3135,59 | 3700,00 | |||||||
3 | заказ питания на борт | 1 заявка | 775 ,42 | 915,00 | |||||||
4 | бронирование гостиницы (или автомобиля) | 1 заявка | 618,64 | 730,00 | |||||||
5 | оказание содействия в оформлении российских виз | 1 персона | 775,42 | 915,00 | |||||||
6 | экспресс-обслуживание на вылет (при регистрации, досмотре, таможенных, паспортных и др. процедурах) с сопровождением агента бизнес-авиации | 1 персона | 466,10 | 775,42 | 550,00 | 915,00 | |||||
7 | Экспресс-обслуживание на прилет (при регистрации, досмотре, таможенных, паспортных и др. процедурах) с сопровождением агента бизнес-авиации | 1 персона | - | 618,64 | - | 730,00 | |||||
8 | предоставление персонала для переноса ручной клади, багажа | 1 место багажа | 216,95 | 256,00 | |||||||
9 | предоставлени услуг переводчика вне зоны аэропорта (кроме официальных переговоров) | 1 час | 1245,76 | 1470,00 | |||||||
В настоящее время применяется Положение о предоставлении скидок авиакомпаниям в аэропорту Храброво. Скидки предоставляются авиакомпаниям, осуществляющим вылеты в/из аэропорта Храброво по новым направлениям. Скидка предоставляется с даты первого выполнения полетов и в течение первого года выполнения полетов в размере 30% от величины тарифа за наземное обслуживание и аэропортовых сборов. Понижающих коэффициентов Потребителям ЗАО «Аэропорт Храброво» не предоставляет. В настоящее время разрабатывается соответствующее положение.
Потребители имеют доступ к информации об оказываемых услугах, тарифах и тарифной политике путем размещения этой информации на общедоступном ресурсе (сайте ЗАО «Аэропорт Храброво») в сети интернет. Кроме того, ставки тарифов и сборов, а также цены на материально-технические ресурсы подлежат регистрации и опубликованию в Центре расписания и тарифов. Кроме того, информация предоставляется по письменным запросам потребителей.
Структура рынка. Характеристика договорных отношений.
Доступ потребителей к услугам аэропорта осуществляется путем заключения договора (стандартного соглашения о наземном обслуживании) или принятии к исполнению разовой заявки. Потребитель, который намерен заключить договор об оказании услуг направляет в адрес ЗАО «Аэропорт Храброво» в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропорту, после чего Потребителю направляется на рассмотрение и подписание договор о наземном обслуживании и предлагаются (или согласовываются заявленные) слоты. Кроме того, стандартное соглашение о наземном обслуживании размещено на официальном сайте ЗАО «Аэропорт Храброво».
Под типовым договором подразумевается договор присоединения. В соответствии со ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Типовой договор оператором аэропорта не разрабатывался. Стандартное соглашение, предлагаемое контрагентам, не является договором присоединения (т.е. «типовым договором») поскольку позволяет сторонам согласовать его условия, т.е. исключить из договора услуги, в которых потребитель не нуждается или наоборот, оговорить дополнительные услуги, которые может оказать оператор. При этом все остальные условия стандартного соглашения являются для всех Потребителей одинаковыми.
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка
Сведения об объемах оказанных услуг за апрель-декабрь 2010 года
Показатель | Единица измерения | Объем оказанных услуг |
Взлет-посадка | тонна МВМ | 329 287 |
Обслуживание пассажиров | человек | 417 001 |
Обработка грузов | килограмм | 2 896 295 |
Посадка и высадка пассажиров | услуга | 8 797 |
Доставка пассажиров | услуга | 16 587 |
Обеспечение бортпитания | услуга | 141 |
Медицинский осмотр членов экипажа | услуга | 1 284 |
Доставка экипажа | услуга | 1 650 |
Приемка-выпуск | услуга | 6 172 |
буксировка | услуга | 4 661 |
Заправка системы кислородом | услуга | 4 |
Заправка системы азотом или сжатым воздухом | услуга | 9 |
Дозаправка гидросистемы | услуга | 7 |
Обеспечение воздушного запуска авиадвигателей | услуга | 282 |
ЗАО «Аэропорт Храброво» является единственным участником на рассматриваемом рынке и занимает 100% рынка по аэропортовому обслуживанию.
Ситуация на рынке (поведение участников)
Жалобы потенциальных участников рынка, факты дискриминации и ущемления интересов потребителей при оказании услуг по аэропортовому обслуживанию в антимонопольный орган не поступали, дела о нарушении антимонопольного законодательства не рассматривались.
Мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка
Главным оператором разработаны и введены в действие технологии, в которых описаны процедуры взаимодействия персонала оператора, сторонних организаций и Потребителей:
- инструкция по производству полетов на аэродроме Калининград;
- инструкция по движению спецавтотранспорта;
- инструкция по авиатопливообеспечению.
Заявок от потребителей, равно как и от иных хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующие разрешительные документы, с просьбами предоставить возможность самостоятельного обслуживания пассажиров или осуществления наземного обслуживания в адрес ЗАО «Аэропорт Храброво» за анализируемый период не поступало. Сведений об оказании услуг по техническому обслуживанию одних авиакомпаний другими авиакомпаниями ЗАО «Аэропорт Храброво» не располагает.
В аэропорту обслуживаются воздушные суда авиации общего назначения, в том числе бизнес авиации. Доступ к услугам аэропорта воздушные суда бизнес авиации получают на основании разовых заявок, в которых указывается название авиакомпании, тип ВС, время прибытия-убытия, количество пассажиров, маршрут движения, услуги, которые просят оказать, форму расчета (наличный, безналичный) и порядок оплаты (предоплата, оплата по факту). После согласования заявки соответствующими службами и подтверждения заявки Потребителю рейс вносится в суточный план полетов и производятся необходимые подготовительные действия для его обслуживания. По желанию Потребителя может быть заключен договор на наземное обслуживание (на сегодняшний день заявок на заключение долгосрочного договора на наземное обслуживание в аэропорт не поступало). Объемы дополнительных (по желанию Потребителя) услуг, оказанных ВС бизнес-авиации (услуги по обеспечению взлет-посадки и авиационной безопасности включены в общий объем услуг):
- супервайз сервис – 23 обслуживания;
- организация индивидуального обслуживания рейса – 90 обслуживаний;
- экспресс – обслуживание на вылет (ВВЛ) – 5 человек;
- экспресс – обслуживание на вылет (МВЛ) – 8 человек;
- экспресс – обслуживание на прилет – 4 человека;
- перенос ручной клади, багажа – 72 места.
Выводы и рекомендации
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что локальный рынок в сфере оказания услуг по аэропортовой деятельности в аэропорту Калининград (Храброво) за исключением дополнительных услуг относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
ЗАО «Аэропорт Храброво» занимает доминирующее положение на рынке услуг по аэропортовой деятельности в аэропорту Калининград (Храброво) с долей на указанном рынке в размере 100%, поскольку является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим указанную деятельность в данном аэропорту.
Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации. Основной показатель объема транспортной работы в авиации - это пассажирооборот. За последние 10 лет он уменьшился в три раза, а число ежегодно перевозимых пассажиров уменьшилось в четыре раза.
Состояние материально-технической базы критическое, т.к. 90% парка воздушных судов морально устарело. Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и пр.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт.
Введение государственного ценового регулирования на услуги аэропортовой деятельности является целью приведение уровня аэропортовых сборов и тарифов к уровню экономически обоснованной себестоимости этих услуг.
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ
Участники локального рынка
Участниками локального рынка являются:
- хозяйствующие субъекты, оказывающие услугу по авиатопливообеспечению,
- авиакомпании, обслуживание которых осуществляется в аэропорту,
- поставщики авиатоплива.
В аэропорту Калининград (Храброво) комплекс услуг по обеспечению воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами оказывает один хозяйствующий субъект - ЗАО «Авианефть» (238315, Калининградская область, Гурьевский район, п. Храброво, ул. А.Невского, ИНН 3917010911).
ЗАО «Авианефть» имеет сертификаты соответствия:
- ФАВТ А.04.01094 на осуществление работ по авиатопливообеспечению воздушных перевозок, выданный 12 марта 2008 года. Срок действия – до 12 марта 2011 года,
- ФАВТ А.05.01191 на осуществление работ по контролю качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда, выданный 06 мая 2008 года. Срок действия – до 06 мая 2011 года.
В аэропорту Калининград (Храброво) осуществляется обслуживание следующих авиакомпаний: Аэрофлот – Российские авиалинии, Аэрофлот – Норд, авиакомпании «Ют Эйр», ЗАО «Скай экспресс», ГТК «Россия», ОАО «Авиалинии Кубани», авиакомпании «Белавиа» (Беларусь), авиакомпании «Air Baltic», авиакомпании «Кд авиа», ОАО «Аэрофлот – Дон», РАУП «Аэропорт Гомельавиа» (Беларусь).
ЗАО «Авианефть» имеет одного поставщика авиатоплива на свой склад ГСМ - ЗАО «Рос&Нефть».
Структура рынка. Характеристика договорных отношений.
- ЗАО «Авианефть» на основании прямых договоров с авиакомпаниями оказывает им комплексную услугу по авиатопливообеспечению и заправке воздушных судов с использованием самостоятельно закупленного авиатоплива.
- Авиакомпании собственное авиатопливо в границах аэропорта не хранят. Склад ГСМ ЗАО «Авианефть» находится вне границ аэропорта. ЗАО «Авианефть» авиакомпаниям услуги по хранению авиатоплива не оказывает.
- Объем приобретаемого ЗАО «Авианефть» авиатоплива, необходимого для обеспечения заправки воздушных перевозок в аэропорту Калининград (Храброво) согласно действующему расписанию, колеблется от 1000 до 1200 тонн в месяц в зависимости от периода времени года (осенне-зимний или весенне-летний).
- Период хранения составляет 10-12 суток и определяется временными нормативами доставки вагонов с авиатопливом железной дорогой от завода-изготовителя (Россия-Белоруссия-Литва-Калининградская область).
- Рассчитанный объем неснижаемого остатка авиатоплива на складе ГСМ составляет около 70 тонн.
- Иное авиаГСМ, кроме авиакеросина, ЗАО «Авианефть» не хранит.
Вне административных границ аэропорта на территории Калининградской области не выявлено иных (кроме ЗАО «Авианефть») хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по авиатопливообеспечению.
Технико-технологические характеристики ТЗК
- В ЗАО «Авианефть» действуют следующие документы, регулирующие процесс авиатопливообеспечения, которые утверждены руководителем общества:
- Технология работы ЗАО «Авианефть»,
- Руководство по качеству ЗАО «Авианефть»,
- Регламент технического обслуживания сооружений и технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения ЗАО «Авианефть»,
- положения, должностные инструкции, технологические инструкции и карты, инструкции по ОТ, ТБ, пожарной безопасности.
2. В технологической схеме склада ГСМ имеется в наличии один приемный резервуар, предназначенный для приема, проверки и отстаивания авиакеросина. Общая полезная емкость приемного резервуара под авиакеросин составляет 3000 м3 – 5% = 2850 м3 (или 2200 тонн продукта). Два других резервуара используются в качестве расходных. Один из них – рабочий, из которого производится выдача авиакеросина в топливозаправщики на заправку воздушных судов, в другом резервуаре осуществляется подготовка авиатоплива к выдаче на заправку воздушных судов. Расходные резервуары: 400 м3 х 2 = 800 м3 – 5% = 760 м3 (или 590 тонн продукта).
3. На складе ГСМ ЗАО «Авианефть», находящемся вне границ аэропорта, хранится и иное топливо, не используемое для авиаперевозок.
4. Доставка авиатоплива на склад ГСМ ЗАО «Авианефть» осуществляется в цистернах по железной дороге, в аэропорт авиатопливо доставляют топливозаправщики.
Приобретение авиаГСМ
Приобретение авиаГСМ ЗАО «Авианефть» осуществляется на основании договоров с постоянными поставщиками. Выбор поставщика определяется уровнем качества авиатоплива, предлагаемой ценой и условиями оплаты по договору поставки.
Ситуация на рынке (поведение участников)
В Калининградское УФАС России жалобы от участников рынка на препятствование доступу на рынок авиатоплива и на рынок услуг по авиатопливообеспечению не поступали.
Мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка
В течение исследуемого периода (2009, 2010 гг.) договорные отношения между участниками локального рынка авиатопливообеспечения не менялись.
В 4 квартале 2010 года по инициативе Управления антимонопольной службы по Калининградской области было возбуждено дело в отношении ЗАО «Авианефть» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении экономически необоснованного увеличения стоимости на топливо, однако дело было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.
Выводы и рекомендации
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что локальный рынок в сфере авиатопливообеспечения в аэропорту Калининград (Храброво) относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
ЗАО «Авианефть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по авиатопливообеспечению в аэропорту Калининград (Храброво) с долей на указанном рынке в размере 100%, поскольку является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим указанную деятельность в данном аэропорту.
В целях развития конкуренции на рынке авиатопливообеспечения необходимо, чтобы авиакомпании имели возможность самостоятельно приобретать и хранить принадлежащее им авиатопливо в аэропорту, либо на территории, прилегающей к аэропорту, для чего необходимо создание альтернативных ТЗК, что позволит создать условия для снижения затрат авиакомпаний на авиатопливо и, следовательно, снижения цен на их услуги.
Однако, на сегодняшний день в границах аэропорта Калининград (Храброво) ТЗК нет, на территории, прилегающей к аэропорту, кроме склада ГСМ, принадлежащего ЗАО «Авианефть», ТЗК также отсутствуют. Поэтому создание альтернативных ТЗК потребует их строительства, что влечет за собой необходимость оформления землеотвода под строительство ТЗК, а также значительных капиталовложений при длительных сроках окупаемости этих вложений. Однако, доступ конкурентов на рынок услуг по авиатопливообеспечению в аэропорту Калининград (Храброво) является преодолимым
В связи с изложенным, а также в целях государственного регулирования в отношении услуг по обеспечению воздушных судов авиатопливом и его хранению представляется возможным включение данного вида деятельности в ст. 4 Федерального закона от 17.08.19950№ 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Начальник отдела антимонопольного
контроля Калининградского УФАС России О.А. Бессонова
Исполнитель:
Главный специалист-эксперт отдела
антимонопольного контроля
Калининградского УФАС России И.А. Бирюк