Анализ состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива

28.10.2011                                                                                                                   г. Калининград

Общие положения

    Целями проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива является определение наличия/отсутствия доминирования на указанном рынке ООО «Лукойл-СЗНП» в рамках рассмотрения дела № АМЗ-03/2011. Анализ состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок).
    В качестве источников информации использовались материалы, предоставленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, сведения, полученные от юридических лиц, технические условия и нормативы.

Временной интервал исследования

    В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
    Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение характеристик, сложившихся до момента проведения исследования рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
    В рамках рассмотрения дела № АМЗ-03/2011 исследуются действия ООО «Лукойл-СЗНП», совершенные в 4 квартале 2010 года.
    С учетом вышеизложенного и в соответствии с п. 2.3 Порядка временным интервалом исследования определен 2010 год.

Продуктовые границы товарного рынка

    Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено, в соответствии с пп. «г» п. 3.4 Порядка, на основании Общероссийского классификатора продукции «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, в рамках группы 025100 «Нефтепродукты светлые. Альтернативные виды топлива».
    В соответствии с п. 3.5 Прядка и исходя из дифференциации по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничной реализации нефтепродуктов, а также, в соответствии с целями исследования, определены следующие товары:
•    автомобильные бензины (ОКП 025101) ОЧ 76(80) (А-76 и аналоги), ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги), ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги), ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги);
•    дизельное топливо (ОКП 025102).
    Согласно п. 3.6 Порядка, выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, может осуществляться путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.
    Установлено, что в процессе потребления каждый из указанных видов топлива не может быть заменен другими марками бензинов автомобильных (иного октанового числа) или дизельным топливом вместо бензинов автомобильных по причине того, что в технической документации транспортного средства указывается конкретная марка топлива, которую надлежит использовать. Использование при работе транспортного средства иных видов топлива с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля, что повлечет для потребителя топлива существенные расходы на его ремонт.
    Вышеизложенное свидетельствует, что автомобильные бензины ОЧ 76(80), ОЧ 92, ОЧ 95, ОЧ 98 и дизельное топливо образуют самостоятельные продуктовые границы по отношению друг к другу.

Географические границы товарного рынка

    В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ рынка включает:
•    предварительное определение географических границ товарного рынка;
•    выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
•    определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
    В связи с тем, что реализация топлива в подавляющем большинстве случаев производится через стационарные АЗС, с учетом мест компактного проживания приобретателей, географические границы рассматриваемого рынка предварительно определены как г. Калининград.
    Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Выявление условий обращения товаров и определение территорий, входящих в географические границы рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива проведено антимонопольным управлением в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Товарный рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в связи с экономической целесообразностью его приобретения на определенной территории, где расходы на приобретение топлива не приводят к увеличению его стоимости для потребителя более чем на 10%, определен как локальный, и его географические границы определены границами г. Калининград. При этом, было установлено следующее:
•    Потребители автомобильного топлива ежедневно перемещаются внутри места компактного проживания, которым является г. Калининград, и имеют возможность заправить свой автомобиль в ближайшей по пути следования АЗС, не планируя, при этом, отдельной, сопряженной со значительными затратами поездки к местам размещения стационарных пунктов продажи топлива, в том числе и расположенных в других населенных пунктах.
•    В случае, если потребитель запланировал отдельную поездку для приобретения топлива за границами г. Калининград, то ближайшие АЗС располагаются на расстоянии 9-10 км от его границ. Например, по северо-восточному направлению ближайшие к г. Калининград АЗС расположены в г. Гурьевск, который находится в 9 км от исследуемого локального рынка; по западному направлению ближайшая АЗС расположена в п. Ижевское в 18 км от Калининграда и т. д. Учитывая средний расход топлива 9-10 литров на 100 км пути, для следования к ближайшей заправке за границами рассматриваемого локального рынка топлива и возвращения обратно, потребителю будет необходимо дополнительно не менее 2 литров топлива (1 литр туда и 1 литр обратно), что при текущей средней цене на бензин и дизельное топлива составит 50 - 60 рублей. Даже для того, чтобы заправить 10-20 литров топлива (наиболее распространенный объем единовременного приобретения топлива), покупателю придется понести дополнительные расходы в размере 10-20% от его стоимости. Таким образом, у потенциального покупателя отсутствует экономическая возможность приобретения товара за пределами г. Калининград.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

    На основании данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, информацией, имеющейся в распоряжении Калининградского УФАС России, определено 90 хозяйствующих субъектов — потенциальных участников розничного рынка реализации бензина автомобильного и дизельного топлива.
    В то же время фактическими участниками рынка являются организации, осуществлявшие розничную реализацию указанных видов топлива на территории г. Калининград в исследуемом периоде.
    Согласно информации, представленной Калининградстатом, в г. Калининграде в 2010 году потенциальными участниками рынка розничной реализации автомобильного топлива, являлись 87 хозяйствующих субъектов. Также в распоряжении Калининградского УФАС России имелась информация о 3 потенциальных участников рынка, сведения о которых Калининградстатом представлены не были. Управлением направлены соответствующие запросы. Ответы получены от 47 хозяйствующих субъектов, имеющих возможность осуществлять реализацию автомобильного топлива, что составляет 52,2% от общей совокупности потенциальных розничных операторов.
    От оставшихся хозяйствующих субъектов информация не получена. Запросы, направленные почтовым отправлением по адресам, представленным Калининградстатом, возвращены с пометкой «Адресат не значится». Таким образом, отсутствие адресатов по месту местонахождения свидетельствует о том, что данные хозяйствующие субъекты фактически не осуществляли реализацию моторного топлива. Информация, опровергающая данный вывод, в антимонопольный орган со стороны иных лиц, в том числе ООО «ЛУКОЙЛ-СЗНП» в ходе рассмотрения дела № АМЗ-03/2011, на моменты изготовления и окончательного уточнения аналитического отчета не представлена.
    Письмом от 27.10.2011 № 48 ООО «ВестойлБалт» сообщило, что в рассматриваемом периоде не осуществляло розничную реализацию автомобильного топлива, а оказывало услугу в качестве агента реализации топлива 10 хозяйствующим субъектам. С указанным письмом была также представлена информация об объемах реализованного в 2010 году данными хозяйствующими субъектами автомобильного топлива.
    В то же время, в соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Согласно ст. 990 ГК РФ, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
    Таким образом, в процессе розничной реализации переданного указанными 10 хозяйствующими субъектами автомобильного топлива ООО «ВестойлБалт» реализовывало его от своего имени и приобретало соответствующие права и обязанности, а значит, фактически Общество, а не указанные хозяйствующие субъекты, являлось участником данного рынка.


    Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
    В ходе проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке сведений об иных участниках рынка, кроме указанных выше, в Калининградское УФАС России не поступило. Таким образом, Управлением выявлено такое количество хозяйствующих субъектов, которое не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
    Согласно информации, представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами, в 2010 году деятельность в сфере розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории г. Калининграда осуществляли 11 хозяйствующих субъектов, реализовывавших топливо через 57 АЗС (Приложение 1А).

Сведения об организациях, осуществлявших деятельность на розничном рынке бензинов автомобильных и дизельного топлива на территории
г. Калининграда в 2010 году


Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива произведен в соответствии с пунктом 6.1 Порядка по объему продаж в натуральном выражении (в литрах). Расчет объема исследуемого товарного рынка определен по данным хозяйствующих субъектов в разрезе каждой марки топлива как сумма его продаж в натуральном выражении хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.
Данные по расчету долей хозяйствующих субъектов в общем объеме розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива (в разрезе каждого вида топлива) на товарном рынке г. Калининград представлены в Приложениях №№ 1Б - 1Е к аналитическому отчету.

Уровень концентрации товарного рынка

    Для определения уровня концентрации товарного рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

1. Бензин ОЧ 76(80) (А-76 и аналоги).
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-СЗНП», ООО «ТЭК-Калининград».
70%<CR3<100%
    Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка розничной реализации бензина ОЧ 76(80) (А-76 и аналоги) на территории г. Калининград является высоким.

2. Бензин ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги).
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Лукойл-СЗНП», ООО «Рос&Нефть».
70%<CR3<100%
    Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана 1000<HHI<2000

    Таким образом, с учетом количества участников рассматриваемого рынка, уровень концентрации товарного рынка розничной реализации бензина ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги) на территории г. Калининград можно признать умеренным.

3. Бензин ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги).
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «Рос&Нефть».
70%<CR3<100%
    Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана 2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка розничной реализации бензина ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги) на территории г. Калининград является высоким.

4. Бензин ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги).
    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «ТЭК-Калининград».
70%<CR3<100%
    Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана 2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка розничной реализации бензина марки ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги) на территории г. Калининград является высоким.

5. Дизельное топливо
    Коэффициент и индекс рыночной концентрации рассчитаны для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Рос&Нефть».
70%<CR3<100%
    Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана 1000<HHI<2000
    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка розничной реализации дизельного топлива на территории г. Калининград является высоким.

Барьеры входа на товарный рынок

    Анализ информации, представленной хозяйствующими субъектами, выявил наличие административных барьеров входа на товарный рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в г. Калининград:
•    препятствия в отведении и оформлении земельного участка, представлении производственных помещений;
•    экологические ограничения.
    Также выявлены экономические ограничения, выраженные в необходимости значительных капитальных вложений для возведения АЗС.

Состояние конкурентной среды на товарном рынке

    Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива свидетельствует о том, что рынки в продуктовых границах: бензины ОЧ 76(80) (А-76 и аналоги), ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги), ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги), дизельное топливо относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией, а рынки в продуктовых границах: ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги) — к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией.
    При этом, в географических границах г. Калининград осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта, относящихся к ВИНК: ООО «Калининграднефтепродукт» (ВИНК «Сургутнефтегаз») и ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (ВИНК «ЛУКОЙЛ»).
    Исходя из территориального расположения АЗС не прослеживается территориального раздела крупнейшими ВИНК рынка г. Калининград.
    Среди розничных продавцов топлива ценовыми лидерами можно признать три хозяйствующих субъекта: ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «Рос&Нефть».
    Как особенности стратегии развития крупных и доминирующих хозяйствующих субъектов можно отметить поглощение ими отдельных мелких продавцов топлива и строительство новых АЗС. В то же время данные особенности не имеют ярко выраженный характер.

Вывод

    Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на товарные рынки, свидетельствуют о том, что рынки в продуктовых границах: бензины ОЧ 76(80) (А-76 и аналоги), ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги), ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги), дизельное топливо относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией, а рынки в продуктовых границах: ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги) — к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией.
    Проведенный анализ выявил доминирующее положение хозяйствующих субъектов в продуктовых границах:
•    бензин ОЧ 76(80) (А-76 и аналоги) — ООО «Калининграднефтепродукт» ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» совокупная доля которых превысила 50% и доля каждого превысила 8%,
•    бензин ОЧ 92 (АИ-92 и аналоги) — ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «Рос&Нефть» ООО «Вестойлбалт», совокупная доля которых превысила 70% и доля каждого превысила 8%;
•    бензин ОЧ 95 (АИ-95 и аналоги) — ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «Рос&Нефть, ООО «Вестойлбалт», совокупная доля которых превысила 70% и доля каждого превысила 8%;
•    бензин ОЧ 98 (АИ-98 и аналоги) — ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», совокупная доля которых превысила 50% и доля каждого превысила 35%;
•    дизельное топливо - ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «Рос&Нефть», ООО «Вестойлбалт», совокупная доля которых превысила 70% и доля каждого превысила 8%.