Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкуренции на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей

29 сентября 2011 г.                                                                                                    г. Калининград
 
Общие положения

1.    Анализ состояния конкуренции на товарном рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей проведен для реализации следующих целей:
-    оценки состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей;
-    выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе для последующего включения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;
-    выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.
Процедура оценки состояния конкуренции изучаемого рынка проведена Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок), методическими указаниями по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей и Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011–2012 гг. (Приложение 2), утвержденным приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 гг.»
Проведение анализа состояния конкуренции включило следующие этапы:
-    определение временного интервала исследования товарного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей;
-    определение продуктовых границ товарного рынка;
-    определение географических границ товарного рынка;
-    определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
-    расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
-    определение уровня концентрации товарного рынка;
-    определение барьеров входа на товарный рынок;
-    наличие в региональных СМИ публикаций/выступлений по рынку, наличие и характер обращений граждан и организаций в органы исполнительной власти по вопросам деятельности и развития рынка (с кратким описанием поднятых вопросов, проблем и предложений);
-    наличие обращений граждан и организаций в УФАС по Калининградской области в 2009 – 2010 гг.;
-    оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
-    нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выявленные в ходе обследования рынка с кратким описанием (характер нарушения, принятые меры, результат)
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления Калининградской областной таможни, хозяйствующих субъектов, а также данные сети Интернет и собственных исследований антимонопольного органа.

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей

Временной интервал исследования товарного рынка, согласно пункту 2.1 Порядка, определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Согласно п. 2.2. Порядка, в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке.
В соответствии с методическими указаниями ФАС России по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей и приложений к методическим указаниям исследованию подлежит 2010 год, то есть временной интервал составляет 2010 год.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии с п. 3.1. Порядка определение продуктовых границ товарного рынка включает:
- предварительное определение товара,
- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,
- определение взаимозаменяемых товаров.
Предварительное определение товара, согласно п. 3.4. Порядка, может производиться на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов работ, услуг, видов экономической деятельности.
Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей проведено в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 034-2007, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 г. № 329-ст.
Согласно п. 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется, в том числе, путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.
В соответствии с классификатором ОК 034-2007 для услуг по розничной торговле моторным топливом (дизельным топливом, моторным топливом высокой степени очистки, неэтилированным моторным топливом, сжиженным нефтяным газом и т.п.) для всех категорий потребителей, осуществляемые стационарными и передвижными автозаправочными станциями и т.п., через розничных торговцев или агентов определен код 50.50.10. Согласно классификатору ОК 004-93 для услуг по оптовой торговле твердым, жидким и газообразным топливом и смежной с ним продукцией определен код 5141.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции и п. 3.7 Порядка определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Для заправки автомобилей используется сжиженный углеводородный газ (СУГ), производимый преимущественно из попутного нефтяного газа (ПНГ). СУГ получают как продукт переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа. СУГ представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.
Состав СУГ для заправки автомобилей регламентирует ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия», предусматривающий две марки: зимнюю – ПА (пропан автомобильный) и летнюю – ПБА (пропан-бутан автомобильный). В марке ПА содержится (85±10)% пропана, в марке ПБА – (50±10)% пропана, остальное бутан и не более 6% непредельных углеводородов.
Требования к фракционному составу и другим показателям сжиженного газа для автомобильного транспорта более жесткие, чем для коммунально-бытового применения.
Газы для коммунально-бытовых и промышленных целей регламентируются ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия» и такие газы не предназначены для использования в качестве моторного топлива автомобилей.
Согласно заключению ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» от 17.02.2010 № 4050-03/36 использование сжиженного газа для коммунально-бытового применения в качестве моторного топлива для транспортных средств не рекомендуется, поскольку транспортные средства спроектированы и сертифицированы для работы на другом газовом топливе и риск ущерба для здоровья людей, всех видов имущества и для окружающей среды превышает допустимый.
На основании изложенного, сжиженный углеводородный газ для заправки автомобилей не является взаимозаменяемым товаром.
Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка будут являться работа по заправке автомобилей сжиженным углеводородным газом.

3.    Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с компетенцией Калининградского УФАС России и методическими указаниями по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей географические границы товарного рынка определены как Калининградская область.

4.    Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей

В качестве продавцов на соответствующем товарном рынке выступают организации, осуществляющие реализацию сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей.
В качестве покупателей выступают юридические и физические лица, использующие данный товар для заправки автомобилей (личных, служебных).
В соответствии с п. 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Согласно представленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат) данным на территории Калининградской области 123 хозяйствующих субъекта, которые осуществляют ввоз и вывоз сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей в/из Калининградской области.
Управлением в указанные хозяйствующие субъекты были направлены запросы о предоставлении необходимой для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке информации. В результате анализа полученной информации установлено, что в 2010 году ООО «Авто Газ Сервис» и ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» осуществляли деятельность на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей и являлись продавцами указанного газа.
Согласно сведениям ОАО «АвтоГазСервис» от 27.09.2011 № 83 данное юридическое лицо зарегистрировано по адресу: г. Калининград, ул. Пугачева, 18.
Вид деятельности на рыке сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) для заправки автомобилей: оптовая и/или розничная торговля СУГ для заправки автомобилей, услуги по транспортировке и/или хранению СУГ для заправки автомобилей. В группу лиц ОАО «АвтоГазСервис» не входит. В другие регионы Российской Федерации сжиженный углеводородный газ для заправки автомобилей не поставляет. Ввоз СУГ для заправки автомобилей на территорию Калининградской области производится ж/д транспортом из Оренбурга или Сургута с транзитом по территории Белоруссии и Литвы.
Характеристика товаропроводящей сети:
- места хранения товарных запасов:
Газонаполнительная станция, Калининградская обл., г. Советск, пер. Камышинский, 4. Максимальная емкость каждого места хранения – 23 тонны, права на использование мест хранения: долгосрочная аренда (договор № 203 от 11.01.2006, заключенный с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.)
- наличие специализированного транспорта для перевозки и слива/налива из/в место хранения:
•    А/м СКАНИЯ Р 124 груз.тягач,
•    А/м ВОЛЬВО FL6 1996 цистерна, 9 тонн,
•    А/м ЗИЛ 433112 бортовой 1,
•    А/м ЗИЛ 433362 клетка 2,
•    А/м ЗИЛ 433362 клетка 3,
•    А/м ИВЕКО грузовой тягач седельный,
•    А/м ИВЕКО ФОРД грузовой тягач седельный,
•    А/м Прицеп-топливозаправщик 96093 – 17 тонн,
•    А/м Прицеп-цистерна ММЗ-771-9 тонн,
- структура сбытовой сети (все автогазозаправочные (далее - АГЗС) станции в собственности ОАО «АвтоГазСервис»):
•    АГЗС № 2 (Калининградская обл., г. Советск, ул. П.Морозова, 1),
•    АГЗС № 3 (г. Калининград, п. Борисово, ул. Емельянова, 323),
•    АГЗС № 4 (Калининградская обл., г. Черняховск, ул. Элеваторная, 55),
•    АГЗС № 5 (Калининградская обл., Нестеровский район, пос. Чернышевское, 146 км),
•    АГЗС № 6 (Калининградская обл., г. Краснознаменск, ул. Советская, 35)
•    АГЗС № 7 (г. Калининград, ул. Сибирякова, 17 литера Л).
Согласно сведениям ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» от 08.09.2011 № КЛ-56 данное юридическое лицо зарегистрировано по адресу: 191124, Санкт-Петербург, Синопская набережная, д. 74, лит. А. Основные виды деятельности ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей – сбыт сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей осуществляется только через розничную сеть собственных десяти автозаправочных станциях. Услуги по хранению и транспортировке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей сторонним организациям не оказывались.
ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» поставляет сжиженный углеводородный газа для заправки автомобилей в Калининградскую область, Архангельскую область, г. Северодвинск.
Сбыт сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей осуществляется через розничную сеть собственных автозаправочных станциях. Хранится сжиженный углеводородный газ для заправки автомобилей на газонаполнительной станции, находящейся по адресу – Калининградская область, Гурьевский район, пос. Лесное – 1, которая находится у ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт». Собственного транспорта для перевозки и слива/налива из/в место хранения не имелось у ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», доставка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей с базы хранения газонаполнительной станции до пунктов продаж автозаправочной станции осуществлялась на основании договоров оказания услуг со сторонними организациями. Сбыт сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей осуществляется через розничную сеть собственных автозаправочных станциях (АЗС № 202 г. Калининград, ул. Суворова, 110; АЗС № 205 Калининградская область, Гвардейский р-н, п. Пригородное; АЗС № 207 г. Калининград, ул. Куйбышева, 36; АЗС № 211 Калининградская обл., г. Зеленоградск, ул. Тургенева, 12 Б; АЗС № 213 Калининградская область, г. Советск, Калининградское шоссе, 48 А; АЗС № 221 Калининградская обл., Нестеровский район, п. Чернышевское; АЗС № 224 Калининградская область, г. Мамоново, ул. Чекистов, 43; АЗС № 225 Калининградская область, Гурьевский район, п. Васильково; АЗС № 226 г. Калининград, пр. Мира, 166; АЗС № 229 Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Калининградская, 101 А).
Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:
- выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию;
- объем товарного рынка известен и выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;
- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
В связи с тем, что, количество выявленных Управлением хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным.

5.    Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с требованиями приложениям к методическим указаниям по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей проведен анализ оптовой и розничной реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей.

5.1.    Расчет объема оптового товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей

В соответствии с п. 6.1. Правил расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании показателя объема продаж.
Согласно п. 6.2. Правил объем рынка определен как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно сведениям ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» от 08.09.2011 № КЛ-56 в 2010 году оптовой реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей не осуществляло.
100 % - доля ООО «Авто Газ Сервис».
На основании изложенного доля ООО «Авто Газ Сервис» на рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей – 100 %.

5.2.    Расчет объема розничного товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей

В соответствии с п. 6.1. Правил расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании показателя объема продаж.
Согласно п. 6.2. Правил объем рынка определен как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно сведениям ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» от 08.09.2011 № КЛ-56 в 2010 году осуществляло розничную реализацию сжиженного углеводородного газа.
Согласно информации ООО «Авто Газ Сервис» тот 27.09.2011 № 83 в 2010 году также осуществляло розничную реализацию сжиженного углеводородного газа.

6.    Уровень концентрации товарного рынка

6.1.    Уровень концентрации оптового товарного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей

В соответствии с п. 7.1 Порядка при определении уровня концентрации товарного рынка использовались следующие показатели:
1.    Коэффициент рыночной концентрации, рассчитанный как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
Коэффициент рыночной концентрации оптового товарного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей рассчитан для одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: ООО «Авто Газ Сервис».
CR1 = 100 %
70%<CR1=100%

2. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана, рассчитан как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке
HHI = 10000
2000<HHI=10000
Данные показатели характеризуют оптовый товарный рынок сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей как высококонцентрированный.


6.2.    Уровень концентрации розничного товарного рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей

В соответствии с п. 7.1 Порядка при определении уровня концентрации товарного рынка использовались следующие показатели:
1. Коэффициент рыночной концентрации, рассчитанный как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для двух хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» и ООО «Авто Газ Сервис».
CR1 = 100 %
= 5067,28
2000 < HHI <10000
Данные показатели характеризуют розничный товарный рынок сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей как высококонцентрированный.

7.    Определение барьеров входа на товарный рынок

В качестве барьеров, затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на данном рынке, можно отнести экономические и административные барьеры.
Экономические ограничения связаны со значительными первоначальными капиталовложениями на строительство автомобильной газозаправочной станции. Стоит отметить то факт, что сжиженный углеводородный газ является альтернативным видом топлива и его использование ещё не достаточно развито в нашем регионе. Большинство же автовладельцев, на сегодняшний день, используют для заправки автомобилей традиционный бензин. Для использования газа в качестве топлива необходимо переоборудовать автотранспортное средство и адаптировать ёмкость для хранения (топливный бак) и систему подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания под физико-механические особенности агрегатного состояния (сжиженного или сжатого) используемого газа, т. е. необходимо установить специальное газобаллонное оборудование.
Административные ограничения связаны с длительностью процедуры отведения, либо предоставления в аренду, земельных участков под строительство автомобильной газозаправочной станции, высокая стоимость оплаты проведения различного рода экологических, санитарных и природоохранных экспертиз.
Таким образом, можно сделать вывод, что барьеры для входа на рассматриваемый рынок являются труднопреодолимыми.
8.    Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

8.1 Оценка состояния конкуренции на товарном рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей

Рынок оптовой реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей относится к рынку с неразвитой конкуренцией и характеризуется как высококонцентрированный товарный рынок.
Положение ООО «Авто Газ Сервис» на данном товарном рынке с долей является доминирующим. На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предлагается включить ООО «Авто Газ Сервис» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

8.2 Оценка состояния конкуренции на товарном рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей

Рынок розничной реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей относится к рынку с неразвитой конкуренцией и характеризуется как высококонцентрированный товарный рынок.
Положение ООО «Авто Газ Сервис» на данном товарном рынке с долей и ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» является коллективно доминирующим, так как совокупная доля указанных хозяйствующих субъектов 100 % и доля каждого из них превышает 8 %.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предлагается включить ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.