Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг перевозки пассажиров и грузов водным транспортом

19 апреля 2011 г.                                                                                                      г. Калининград

I.    Общие положения

Анализ и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг перевозки пассажиров и грузов водным транспортом проведены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление) по поручению ФАС России от 03.03.2011 г. № АГ/7272 (далее – Поручение) в связи с рассмотрением ходатайства Компании Волго-Балт Транспорт Холдинг Лимитед (Агиу Павлу, 15, ЛЕДЕРА ХАУС, Агиос Андреас, 1105, Никосия, Кипр), ООО «ВодоходЪ» (г. Калининград, ул. Ремесленная, д. 3), ООО «Фрахтовое агентство Западного пароходства» (г. Калининград, ул. Ремесленная, д. 3) о приобретении 34,11 % акций ОАО «Западное пароходство» (г. Калининград, ул. Сергеева, 14).
Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг перевозки пассажиров и грузов водным транспортом проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок) и включил в себя следующие этапы:
–    определение временного интервала исследования товарного рынка;
–    определение продуктовых границ товарного рынка;
–    определение географических границ товарного рынка;
–    определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
–    расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
–    определение уровня концентрации товарного рынка;
–    оценка состояния конкуренции на товарном рынке.
При анализе состояния конкуренции на товарном рынке услуг перевозки пассажиров и грузов водным транспортом использовались данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, информация хозяйствующих субъектов.

2.    Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования рынка определен в зависимости от цели исследования и особенностей товарного рынка. В данном случае, исследование ограничивается изучением характеристик товарного рынка услуг перевозки пассажиров и грузов водным транспортом, которые сложились до момента проведения анализа, то есть проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке. Временной интервал исследования рынка услуг перевозки пассажиров и грузов водным транспортом в соответствии с Поручением проводится по итогам 2009 и 2010 гг.

3.    Определение продуктовых границ товарного рынка

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка являются услуги перевозки пассажиров и грузов водным транспортом.
Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствуют код 61.20.1 Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта и код 61.20.2 Деятельность внутреннего водного грузового транспорта ("ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 30.12.2010) (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2013 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).

4. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с Поручением анализ рынка услуг перевозки пассажиров и грузов водным транспортом проводится в географических границах г. Калининграда и Калининградской области.

5.    Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих
на товарном рынке

Покупателями на рынке услуг перевозки пассажиров водным транспортом являются физические лица, перевозки грузов - юридические лица. Состав хозяйствующих субъектов, имеющих возможность действовать на указанном товарном рынке, определен на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области в количестве 67 субъектов, у которых была запрошена соответствующая информация. Из указанных 67 хозяйствующих субъектов 25 не осуществляют анализируемые виды деятельности, 10 по указанным адресам не значатся, 28 информацию не представили, два – ООО «ЛУКОЙЛКалининградморнефть» и его дочернее предприятие ООО «ЛУКОЙЛ-Флот» перевозят своих рабочих и грузы для обеспечения деятельности морской стационарной платформы Д-6. Один хозяйствующий субъект перевозит грузы и один – пассажиров. Иных возможных участников рынка, кроме указанных, Управлением не выявлено.
Таким образом, в соответствии с п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как объем товарного рынка известен и выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, и количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

6.    Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с п. 6.1 Правил расчет общего объема товарной массы за 2009 и 2010 г.г. в продуктовых и географических границах услуг перевозки пассажиров и грузов водным транспортом осуществлен на основании объема перевозок в натуральном выражении, в том числе пассажиров - тыс. чел. и грузов – тыс. тн. Объем рынка перевозки пассажиров определен как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке и составил в 2009 г. 139,9 тыс. чел., в 2010 г. – 90, 5 тыс. чел. В г. Калининграде указанные услуги не оказывались.
Объем рынка перевозки грузов водным транспортом Калининградской области определен как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке и за 2009 г. составил 66,3 тыс. тн. В г. Калининграде указанные услуги в 2009 г. не оказывались. В 2010 г. объем рынка по г. Калининграду составил 3.6 тыс. руб. По Калининградской области услуги перевозки грузов водным транспортом в 2010 г. не оказывались.
В соответствии с п. 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой хозяйствующим субъектом на рассматриваемых товарных рынках, к показателю, характеризующему объем товарного рынка.

7.    Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка перевозки грузов и перевозки пассажиров водным транспортом рассчитаны коэффициент рыночной концентрации (CR) как сумма долей на товарном рынке (выраженного в процентах) определенного (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующем на товарном рынке, и индекс рыночной концентрации Герфиндаля Гиршмана (HHI).
2009 год перевозка грузов водным транспортом по Калининградской области:
СR = 100 %.
70<100=100
HHI = 10000
2000<HHI=10000

2010 год перевозка грузов водным транспортом по г. Калининграду:
СR = 100 %.
70<100=100
HHI = 10000
2000<HHI=10000
Таким образом, уровень концентрации услуг перевозки грузов водным транспортом является высоким.

2009 год перевозка пассажиров водным транспортом в Калининградской области:
СR = 100 %.
70<100=100
HHI = 10000
2000<HHI=10000
2010 год перевозка пассажиров водным транспортом в Калининградской области:
СR = 100 %.
70<100=100
HHI = 10000
2000<HHI=10000
Таким образом, уровень концентрации услуг перевозки пассажиров водным транспортом является высоким.

8.    Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

В результате анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках перевозки пассажиров и грузов водным транспортом в г. Калининграде и Калининградской области установлено, что указанные рынки относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Вывод

Согласно проведенному анализу конкуренция на рынках услуг перевозки пассажиров и грузов водным транспортом является неразвитой. Выявлено доминирующее положение ООО «Балтийская судоходная компания» (238520, Калининградская область, г. Балтийск, Морской бульвар, 5) на рынке перевозки пассажиров водным транспортом по Калининградской области, доля которого в 2009 и 2010 г.г. составила 100 %. На основании изложенного, ООО «Балтийская судоходная компания» подлежит включению в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.
    На рынке услуг перевозки грузов водным транспортом в г. Калининграде и Калининградской области доминирование не определялось на основании п. 6.6 Порядка, согласно которому для установления доминирования необходимо наличие длительного периода (не менее одного года) срока существования товарного рынка. В анализируемом периоде ООО «Сол-Сервис Шипинг» в 2009 году осуществлял деятельность только на рынке Калининградской области, в 2010 г. – только на рынке г. Калининграда.