Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг

22.11.2011                                                                                                                  г. Калининград

Общие положения

    Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг проводится в связи с обращением МУП «Альта» от 08.04.2011 № 45 об исключении Предприятия из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).
    Целью анализа и оценки состоянии конкуренции на рассматриваемом рынке, проводимом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.
    В качестве источников информации использовались сведения, предоставленные Калининградстатом, хозяйствующими субъектами, нормативно-правовая документация, иные документы и сведения.
    В соответствии с п. 1.3 Порядка, с учетом того, что анализ рынка проводится по основанию, предусмотренному пп. «г» п. 1.1 Порядка, в ходе его проведения определение барьеров входа и оценка состояния конкурентной среды проводиться не будут.

Временной интервал исследования

    В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
    Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение характеристик, сложившихся до момента проведения исследования рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
    В связи с тем, что целью проведения анализа состояния конкуренции является определение наличия/отсутствия доминирующего положения МУП «Альта» на рынке услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, с учетом п. 2.3 Порядка и периодом направления Предприятием обращения об исключении из Реестра в антимонопольный орган, временным интервалом исследования является период с 01.06.2010 по 01.06.2011.

Продуктовые границы товарного рынка

    Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено, в соответствии с пп. «в» и «г» п. 3.4 Порядка.
    В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг присвоен код 93.03, который включает захоронение и кремацию трупов людей и связанную с этим деятельность: подготовку к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро, предоставление услуг, связанных с захоронением или кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов, сдачу в аренду или продажу мест для захоронения и т.п.
    Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребением являются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
    В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
    Таким образом, деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг оказывается в рамках обрядовых действий по захоронению тела (останков) человека после его смерти и предполагает единовременное оказание ряда соответствующих услуг. Так при обращения потребителя к продавцу данных услуг традиционно, что проистекает из ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», единовременно осуществляются услуги по предоставлению места захоронения, услуги по перевозке тела (останков) человека, услуги по непосредственному захоронению в могилу, а также оформлению соответствующих документов.
    Вышеизложенное свидетельствует, что сужение продуктовых границ рынка до отдельных процедур, проводимых при захоронении, не может быть произведено.
    Также продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка не могут быть расширены в силу специфики оказываемых услуг, определенной Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
    Для услуг по организации похорон и связанных с ними услуг отсутствуют взаимозаменяемые услуги в силу того, что погребение тела (останков) человека посредством каких-либо иных услуг производиться не может. При этом, часть услуг по организации похорон и связанных с ними услуг закреплены, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», как обязательные и безвозмездные.
    Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будут являться услуги по организации похорон и связанные с ними услуги.


Географические границы товарного рынка

    Согласно п. 4.1 Порядка, с учетом того, что МУП «Альта» в рассматриваемом временном периоде осуществляла деятельность на территории г. Калининграда, географические границы рынка услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг предварительно определены как г. Калининград.
    Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
    МУП «Альта» расположено в г. Калининграде, который является местом компактного проживания населения, имеющего возможность без несения дополнительных затрат воспользоваться услугами предприятия. МУП «Альта» оказывает услуги по предоставлению мест захоронения либо в черте города либо в непосредственной близости от его границ, что является удобным для потребителей, имеющих впоследствии возможность без существенных транспортных затрат посещать захоронения.
    Ограниченность предоставления рассматриваемых услуг границами муниципальных образований подтверждается, например, письмом МУП МО «СГО» «Спецбюро» от 08.07.2011 № 2/07-2011, согласно которому указанное предприятие оказывает услуги на территории Светловского городского округа и осуществляет захоронения на кладбищах данного округа.
    Вышеизложенное свидетельствует о невозможности расширения географических границ рассматриваемого рынка. Указанные границы не могут быт сужены в силу того, что в рамках г. Калининграда отсутствует географическое обособление населения районов города с целью ориентации на конкретного продавца рассматриваемых услуг.
    Таким образом, в рамках анализа рынка услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг географическими границами рынка является территория г. Калининграда.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

    В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, включаются организации, осуществляющие указанную деятельность.
    В соответствии с п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
    Согласно информации, представленной Калининградстатом, в рассматриваемом периоде осуществлять услуги по организации похорон и предоставлять связанные с ними услуг могли 11 хозяйствующих субъектов. Согласно информации, представленной хозяйствующими субъектами, рассматриваемую деятельность могли осуществлять еще 21 хозяйствующий субъект. Таким образом, возможными участниками рынка являлись 32 хозяйствующих субъекта.
    Указанным хозяйствующим субъектам Управлением были направлены соответствующие запросы. Ответы получены от 20 хозяйствующих субъектов, что составляет 62,5% от общей совокупности потенциальных участников рынка.
    В ходе проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке сведений об иных участниках рынка, кроме указанных выше, в Калининградское УФАС России не поступило. Таким образом, Управлением выявлено такое количество хозяйствующих субъектов, которое не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
    Согласно информации, представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами, в рассматриваемом временном периоде деятельность на рынке услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг на территории г. Калининграда осуществляли 9 хозяйствующих субъектов.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на нём произведен в соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 Порядка.
Оценка объема рынка услуг по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг осуществляется на основании совокупной выручки от оказания данных услуг в стоимостном выражении.
Доля хозяйствующего субъекта на рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.
Согласно сведениям, представленным хозяйствующими субъектами, совокупная выручка от оказания услуг по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг в рассматриваемом временном периоде составила 61.700.716 рублей. Доли хозяйствующих субъектов на рынке представлены в Приложении 1 к Аналитическому отчету.

Уровень концентрации товарного рынка

    Для определения уровня концентрации товарного рынка услуг по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

    Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ИП Мирошниченко О.Б., ИП Космачева Т.Б., МУП «Альта»
70%<CR3<100%
HHI = 2429,17
2000<HHI<10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка услуг по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг является высоким.

Вывод

    Полученные значения коэффициентов рыночной концентрации, свидетельствуют о том, что рынок услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в географических границах г. Калининграда относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
    Проведенный анализ выявил доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке группы хозяйствующих субъектов: ИП Мирошниченко О.Б., ИП Космачева Т.Б., МУП «Альта», ИП Нуждина, совокупная доля которых, превысила 70% и составила 93,54%, а доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов в течение рассматриваемого временного периода была мало подвержена изменениям и превышала 8%.
    Таким образом, по результатам проведенного анализа установлено, что МУП «Альта» (г. Калининград, пр-кт Мира, 164) занимает на рассматриваемом рынке долю менее 35%. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предлагается указанный хозяйствующий субъект исключить из регионального Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.