Анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт»

16.02.2011                                                                                                                   г. Калининград

Общие положения

    Целью проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт», проводимого в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), является установление наличия/отсутствия доминирующего положения ОАО «РЖД» на рассматриваемом рынке. Анализ состояния конкуренции проводится в рамках рассмотрения жалобы ОАО «Портовый элеватор» от 11.06.2010 № 52 на неправомерные, по мнению заявителя, действия Калининградского ТЦФТО ОАО «РЖД» по начислению необоснованно высокой суммы платы за услугу по переводу стрелок.
    В качестве источников информации использовались материалы, предоставленные ОАО «Калининградский морской торговый порт», ОАО «РЖД», ОАО «Портовый элеватор», нормативная документация в сфере организации деятельности железнодорожного транспорта и инфраструктуры.

Временной интервал исследования

    В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
    Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение характеристик, сложившихся до момента проведения исследования рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
    Согласно жалобе ОАО «Портовый элеватор», неправомерные, по мнению заявителя, действия ОАО «РЖД» имели место с 05.03.2010. В рамках реализации п. 2.3 Порядка, с целью выявления колебания доли участников рынка в течение длительного периода, равного или превышающего календарный год, временным интервалом исследования определены 2009 и 2010 годы.

Продуктовые границы товарного рынка

    Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено, в соответствии с пп. «а» и «в» п. 3.4 Порядка, на основании условий договора от 13.05.2010, заключенного между ОАО «РЖД» и ОАО «Портовый элеватор», а также нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.
    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
    Под одной операцией по переводу стрелок, в соответствии с телеграммой ОАО «РЖД» от 28.12.2007 № ЦМТП-14/228, понимается перевод одной стрелки туда и обратно. Указанное понятие применяется ОАО «РЖД» при заключении договоров на транспортно-экспедиционные и иные договорные работы и услуги, оказываемые при организации перевозок грузов (Приложение № 1 «Перечень работ и услуг, предоставляемых КЖД — филиалом ОАО «РЖД» к договору от 13.05.2010, заключенному между ОАО «РЖД» и ОАО «Портовый элеватор»).
    Таким образом, продуктовые границы рынка предварительно установлены как услуга перевода одной стрелки туда и обратно на железнодорожных путях необщего пользования.
    Рассматривая в рамках пунктов 3.6 и 3.7 Порядка наличие взаимозаменяемых услуг для услуги по переводу стрелок установлено, что перевод стрелок служит для организации единовременного перехода железнодорожного транспорта с одного пути на другой, а также, маневровых работ. Кроме как с использованием операции по переводу стрелок железнодорожный транспорт в сопоставимый период времени и с сопоставимыми затратами перейти с одного пути на другой не может. Указанное свидетельствует об отсутствии работ и услуг, с учетом технических факторов, цены, срока исполнения одной операции, услуги, взаимозаменяемой для услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования.
    Указанный вывод подтверждается проведенным, в соответствии с п. 3.8 Порядка, анализом изменения цены услуги и спроса на неё.
    Так, согласно письму ЦФТО — филиала ОАО «РЖД» от 25.11.2010 № ЦФТОЦП-10.1/91, цена одной операции по переводу стрелок на начало 2009 года составила 298,59 рубля, а с 01.04.2010 и до конца 2010 года — 345 рублей. Темп роста составил 15,5%.
    Выручка ОАО «РЖД» от оказания услуг по переводу стрелок на пути необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт», согласно письму КЖД — филиала ОАО «РЖД» от 23.12.2010 № 2334/н-04 в 2009 году составила 129720,15 рубля, а в 2010 году — 1354621,37 рубля. Темп роста составил 944,3%.
    Указанное свидетельствует о значительном превышении темпов роста выручки от оказания услуг по переводу стрелок над темпами роста цены, что свидетельствует о том, что спрос на услугу не зависит от изменения цены, а механизм саморегулирования спроса и предложения, применимый на конкурентном рынке, не работает. Следовательно, потребители услуги по переводу стрелок на пути необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт» не имеют субститутов услуги по переводу стрелок на пути необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт».
    Вышеизложенное свидетельствует, что продуктовыми границами рассматриваемого рынка будет являться оказание услуги по переводу стрелок (перевод стрелки туда и обратно).

Географические границы товарного рынка

    В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ рынка включает:
•    предварительное определение географических границ товарного рынка;
•    выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
•    определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
    В соответствии с п. 4.2 Порядка предварительные границы рассматриваемого товарного рынка определены как Калининградская область.
    Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Выявление условий обращения товаров и определение территорий, входящих в географические границы рынка оказания услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт» проведено антимонопольным управлением в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно «Схеме размещения Элеватора и Морского торгового порта», представленной ОАО «Портовый элеватор» письмом от 02.08.2010 № 58 к элеватору, где осуществляется прием железнодорожных грузов указанного хозяйствующего субъекта, ведет железнодорожный путь необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт». Железнодорожные пути, принадлежащие иным собственникам, позволяющие ОАО «Портовый элеватор» произвести доставку железнодорожных грузов непосредственно к элеватору, отсутствуют. При этом потребитель услуги (ОАО «Портовый элеватор») указывает, что подать вагоны к элеватору № 3 кроме как с использованием подъездного пути № 12 ОАО «Калининградский морской торговый порт» нет технической возможности.
Установлено, что услуга по переводу стрелок оказывается применимо к железнодорожным путям и технологически с ними связана.
Местоположение потребителя услуги, инфраструктура железнодорожных путей, характер оказываемой услуги позволяют сделать вывод о том, что в рамках анализа рынка оказания услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях, применимо к рассматриваемой ситуации, географическими границами будут являться границы железнодорожных путей необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт». Сужение и расширение географических границ невозможно в силу взаимного расположения инфраструктуры ОАО «Портовый элеватор» и железнодорожных путей ОАО «Калининградский морской торговый порт».

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

    На основании данных, предоставленных собственником пути необщего пользования, ОАО «Калининградский морской торговый порт», в письме от 29.11.2010 № 3/9-190, установлено, что в рассматриваемом периоде стрелочные переводы по маршрутам следования поездов на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт» осуществляются Калининградской железной дорогой — филиалом ОАО «РЖД».
    Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
    В ходе проведения анализа состоянии конкуренции на товарном рынке сведений об иных возможных участников рынка, кроме указанных выше, в Калининградское УФАС России не поступило. Таким образом, Управлением выявлено такое количество хозяйствующих субъектов, которое не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
    Вышеизложенное свидетельствует, что в рассматриваемом временном интервале единственным участником рынка с долей 100% являлось ОАО «РЖД» (г. Москва, ул. Новая Басманная, 2)
    
Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт» произведен в соответствии с пунктом 6.1 Порядка по объему выручки в стоимостном выражении (в рублях). Доля хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт» рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.

Уровень концентрации товарного рынка

    Для определения уровня концентрации товарного рынка оказания услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт» рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

CR1 = 100%
70%<CR1=100%
HHI = 10000
2000<HHI=10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка услуги по переводу стрелок на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт» является высоким.

Барьеры входа на товарный рынок

    Анализ информации, представленной хозяйствующими субъектами, выявил наличие барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью содержания специализированного персонала, прошедшего профессиональное обучение и обладающего квалификацией, позволяющей осуществлять операции по переводу стрелок. Указанный барьер является преодолимым.

Состояние конкурентной среды на товарном рынке

    Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт» свидетельствует о том, что указанный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Вывод

    Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на товарный рынок, свидетельствуют о том, что рынок оказания услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «Калининградский морской торговый порт» относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
    Проведенный анализ выявил доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке ОАО «РЖД», доля которого составила 100%.