Анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг временного хранения подакцизных товаров

20.05.2011                                                                                                                     г. Калининград

Общие положения

    Целью проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг временного хранения подакцизных товаров, проводимого в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), является установление наличия/отсутствия доминирующего положения ООО «РОСТЭК-Терминал» на рассматриваемом рынке. Анализ состояния конкуренции проводится в рамках рассмотрения дела № АМЗ-99/2010, возбужденного в отношении ООО «РОСТЭК-Терминал» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    В качестве источников информации использовались сведения, предоставленные ФТС России, заявителем и ответчиком по делу № АМЗ-99/2010, нормативно-правовая документация, иные сведения.

Временной интервал исследования

    В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
    Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение характеристик, сложившихся до момента проведения исследования рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
    Согласно приказу ФТС России от 25.05.2009 № 931 с 15.06.2010 на территории Калининградской области действует единственный таможенный орган, обладающий компетенцией по обеспечению импортеров акцизными марками — Калининградский акцизный таможенный пост ЦАТ. В соответствии с приказом ФТС России от 06.12.2007 № 1497 (действовал до 17.01.2011), устанавливающим требования к расположению складов временного хранения, приказом Калининградского акцизного таможенного поста ЦАТ от 11.06.2010, установившим местонахождение Калининградского акцизного таможенного поста, указанный пост с 11.06.2010 стал располагаться на территории ООО «РОСТЭК-Терминал». Таким образом, с 15.06.2010 ООО «РОСТЭК-Терминал» стал единственным складом временного хранения, расположенным на территории Калининградской области, через который может осуществлять временное хранение подакцизных товаров.
    На основании вышеизложенного, с учетом периода, который охватывает рассмотрение дела № АМЗ-99/2010, периода, на который был заключен договор между ООО «РОСТЭК-Терминал» и ООО «ВЗ «Альянс-1892» от 17.06.2010 № 06-33/10, а также того факта, что ООО «РОСТЭК-Терминал» оказывались и оказываются аналогичные услуги иным хозяйствующим субъектам за пределами срока действия указанного договора, при этом перечь услуг и уровень цен единообразны для всех пользователей услуг, оказываемых ООО «РОСТЭК-Терминал», с учетом сезонности, возможности исполнителя изменить время оказания услуги, периодов максимального и минимального спроса, периода проведения анализа товарного рынка антимонопольным органом, интервалом исследования в рамках проводимого анализа является период с 15.06.2010 по 31.12.2010.

Продуктовые границы товарного рынка

    Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено, в соответствии с пп. «а», «в» и «г» п. 3.4 Порядка, на основании условий договора от 17.06.2010 № 06/33/10, заключенного между ООО «ВЗ «Альянс-1892» и ООО «РОСТЭК-Терминал», проекта договора, направленного ООО «РОСТЭК-Терминал» в адрес ООО «ВЗ «Альянс-1892», общероссийского классификатора "ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг", а также нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.
Общероссийским классификатором "ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" услуги временного хранения подакцизных товаров классифицируются как услуги по хранению грузов (включая внутрискладские операции): код 6312000.
    В соответствии с ч. 6 ст. 225 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) в течение 3 (трех) часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.
    Согласно ч. 1 ст. 167 ТК ТС, временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Часть 1 ст. 168 ТК ТС предусматривает, что местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места временного хранения. При этом, согласно ч. 2 ст. 168 ТК ТС, места временного хранения являются зоной таможенного контроля.
    В соответствии с условиями договора от 17.06.2010 № 06/33/10, заключенного между ООО «ВЗ «Альянс-1892» и ООО «РОСТЭК-Терминал», и проекта договора, направленного ООО «РОСТЭК-Терминал» в адрес ООО «ВЗ «Альянс-1892», ООО «РОСТЭК-Терминал» оказывает услуги по учету и хранению в зоне таможенного контроля СВХ и на территории, прилегающей к СВХ, находящихся под таможенным контролем транспортных средств с товаром и в качестве товара.
    Согласно п. 1 приказа ФТС России от 25.05.2009 № 931 таможенные посты Центральной акцизной таможни, за исключением Специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, являются специализированными таможенными органами, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров. В соответствии с пп. «а» п. 4 приказа ФТС России от 06.12.2007 № 1497 склад временного хранения должен располагаться по одному почтовому адресу либо в пределах неразрывной по периметру территории в регионе деятельности таможенного поста, подчиненного таможне, выдающей свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.
    В соответствии с письмом Калининградского акцизного таможенного поста ЦАТ от 25.04.2011 б/н отдел таможенного оформления и таможенного контроля Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) расположен в служебных помещениях, расположенных по мету нахождения ООО «РОСТЭК-Терминал», согласно договору безвозмездного пользования от 21.05.2010 № 6/05/2010.
    Вышеизложенное свидетельствует, что оказание услуг временного хранения подакцизных товаров может производиться только определенными организациями, месторасположение которых сопряжено с месторасположением таможенных постов Центральной акцизной таможни, следовательно, услуги в отношении временного хранения подакцизных товаров иными СВХ, не отвечающими указанным выше требованиям, оказываться не могут.
     Таким образом, продуктовые границы рынка предварительно установлены как услуги временного хранения подакцизных товаров.
    Согласно Приложению 1 договора от 17.06.2010 № 06/33/10, заключенного между ООО «ВЗ «Альянс-1892» и ООО «РОСТЭК-Терминал», и проекта договора, направленного ООО «РОСТЭК-Терминал» в адрес ООО «ВЗ «Альянс-1892» услуги СВХ включают в себя:
•    предоставление услуг, связанных с регистрацией в ЗТК транспортных средств с товаром и в качестве товара;
•    размещение (парковка) в прилегающей к СВХ ЗТК и в ЗТК СВХ транспортных средств;
•    учет и хранение в СВХ;
•    погрузочно-разгрузочные работы;
•    взвешивание товара;
•    дополнительные услуги;
    Согласно п. 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми может осуществляться путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.
Как указано выше, общероссийским классификатором "ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" услуги временного хранения подакцизных товаров классифицируются как услуги по хранению грузов (включая внутрискладские операции): код 6312000. В тоже время, в силу ст. 167 ТК ТС для осуществления процедуры завершения таможенного транзита, с целью хранения иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов, осуществляется именно услуга временного хранения. Следовательно, услугами, являющимися потенциально взаимозаменяемыми для услуг временного хранения подакцизных товаров могут являться услуги временного хранения в целом, в том числе и иных групп товаров.
В результате рассмотрения в рамках пункта 3.7 Порядка наличия/отсутствия взаимозаменяемых услуг установлено, что в отношении подакцизных товаров услуга временного хранения может оказываться только в месте временного хранения, сопряженном с наличием специализированного акцизного таможенного поста, наделенного соответствующими полномочиями. Таким образом, в местах временного хранения, в которых отсутствует указанный таможенный орган, услуга в отношении подакцизных товаров оказываться не может. Следовательно услуга временного хранения подакцизных товаров является обособленной услугой по отношению к услуге временного хранения иных групп товаров, в связи с чем не имеет услуги-заменителя.
    При рассмотрении наличия/отсутствия взаимозаменяемости отдельных услуг, оказываемых в ходе процедуры временного хранения подакцизных товаров, установлено, что указанные услуги оказываются в рамках единого технологического процесса. Например, размещение в ЗТК транспортного средства невозможно без его предварительной регистрации и производится с целью последующего хранения товара на складе. Следовательно, в рамках анализа товарного рынка указанные выше услуги временного хранения подакцизных товаров, раздельно рассматриваться не могут.
    Как указано выше, в силу положений ТК ТС в рамках совершения таможенных процедур в местах прибытия в отношении подакцизных товаров, услуги, являющиеся взаимозаменяемыми для услуг временного хранения подакцизных товаров, отсутствуют. Таким образом, изменение стоимости услуг временного хранения подакцизных товаров не обуславливает изменение спроса на данные услуги, а владелец склада в силу закона имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цен. Указанный вывод подтверждается пояснениями ООО «ВЗ «Альянс-1892», указывающими, что данному хозяйствующему субъекту пришлось услугами, стоимость которых, по его мнению, является завышенной.
    Вышеизложенное свидетельствует, что продуктовыми границами рассматриваемого рынка будет являться оказание услуг временного хранения подакцизных товаров.

Географические границы товарного рынка

    В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ рынка включает:
•    предварительное определение географических границ товарного рынка;
•    выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
•    определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
    В рамках рассмотрения дела № АМЗ-99/2010 исследуются действия ООО «РОСТЭК-Терминал», совершенные в отношении ООО «ВЗ «Альянс-1892» на территории Калининградской области, при этом, оказание услуг ответчиком по делу возможно только в зоне действия Калининградского акцизного таможенного поста. Таким образом, в соответствии с п. 4.2 Порядка предварительные границы рассматриваемого товарного рынка определены как Калининградская область.
    Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Выявление условий обращения товаров и определение территорий, входящих в географические границы рынка оказания услуг временного хранения подакцизных товаров, проведено антимонопольным управлением в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с Приложением № 2 к приказу ФТС России от 25.05.2009 № 931 для каждого субъекта РФ определено наличие конкретного акцизного таможенного поста, наделенного соответствующими полномочиями по совершению процедур в отношении подакцизного товара. При этом таможенное законодательство взаимоувязывает наличие мест временного хранения и расположение акцизного поста в одном месте.
Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, одобренная Государственной пограничной комиссией 09.07.2009, предусматривает целесообразность порядка таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, таможенное оформление которых осуществляется в местах, максимально приближенных к местонахождению получателей или их потребителей и производителей, в т.ч. сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями для обеспечения бесперебойного их функционирования с учетом непрерывного технологического цикла.
ООО «ВЗ «Альянс-1892» является производителем коньяка и импортирует коньячный спирт из Франции. Предприятие расположено в г. Черняховске Калининградской области. Для указанного потребителя оказание услуг владельцами СВХ, расположенными в других субъектах РФ, экономически не выгодно, так как связано с дополнительными временными и экономическими затратами по транспортировке грузов до получателя по территории РФ, пересечению границ и транзиту по территории Республики Беларусь и Литовской республики. При этом, по прямому пути следования автотранспортного средства с подакцизным товаром к месту нахождения ООО «ВЗ «Альянс-1892» других субъектов РФ, в которых бы имелась возможность таможенного оформления, нет. Так, согласно информации, представленной ООО «ВЗ «Альянс-1892», ближайшим акцизным таможенным постом, расположенным в другом субъекте РФ, является Смоленский акцизный таможенный пост ЦАТ, а ближайшим складом СВХ, имеющим возможность оказывать услуги временного хранения подакцизных товаров — ООО «Альфа Транс Терминал». В соответствии с информацией, представленной ЗАО «Ролси-транс», цена транспортных расходов по доставке спирта по маршруту «г. Коньяк (Франция) — п. Стабна (Смоленский район Смоленской области) — г. Черняховск (Калининградская область) составляет 6800 евро или 272000 рублей (курс 1 евро = 40 рублей). В то же время, цена транспортных расходов по доставке спирта по маршруту «г. Коньяк (Франция) — г. Черняховск (Калининградская область)» составляет 5200 евро или 208000 рублей. Удорожание доставки составляет 64000 рублей. Согласно Справке ООО «ВЗ «Альянс-1892» от 05.05.2011 вх. № 3383 стоимость складских услуг за одно транспортное средство, оказываемых ООО «РОСТЭК-Терминал», составляет 4000 рублей. Таким образом, удорожание доставки составит 1600% по отношению к стоимости услуг временного хранения подакцизных товаров. Стоимость услуг временного хранения подакцизных товаров за одно транспортное средство у ООО «Альфа Транс Терминал» составляет 1000 рублей. Таким образом, при осуществления завершения процедуры таможенного транзита на Смоленском акцизном таможенном посте ЦАТ, фактические затраты на услуги СВХ превышали аналогичные затраты при осуществления завершения процедуры таможенного транзита на Калининградском акцизном таможенном посте ЦАТ на 61000 рублей, что на порядок превышает изначальную стоимость рассматриваемой услуги.
В то же время, выделение ООО «ВЗ «Альянс-1892», как потребителя услуг временного хранения подакцизных товаров, в отдельную группу не может быть произведено в силу того, что для всех лиц, осуществляющих ввоз подакцизных товаров таможенным законодательством установлены единые требования к проведению таможенных процедур, а ООО «РОСТЭК-Терминал» установило для указанных лиц равную стоимость услуг, в не зависимости от места доставки груза получателю. Таким образом, в результате анализа рынка отдельных групп потребителей внутри группы лиц, осуществляющих ввоз подакцизных товаров не выявлено.
Вышеизложенное свидетельствует, что ООО «ВЗ «Альянс-1892» и иные потребители — импортеры подакцизных товаров составляют одну потребительскую группу. Данная потребительская группа включает потребителей, расположенных как в Калининградской области, так и в иных субъектах РФ, которые в силу экономической целесообразности пользуются услугами складов временного хранения, расположенных на территории Калининградской области.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что географические границы рынка оказания услуг временного хранения подакцизных товаров не могут быть расширены за пределы Калининградской области, так как, как минимум, части потребителей указанных услуг пользоваться ими на СВХ, расположенных в других субъектах РФ будет не выгодно, в связи со значительными временными и экономическими затратами.
В то же время, географические границы рынка не могут быть сужены, так как СВХ ООО «РОСТЭК-Терминал» является единственным складом, расположенным на территории Калининградской области, оказывающим услуги временного хранения подакцизных товаров, в силу чего данная категория потребителей пользоваться подобными услугами иных складов СВХ, расположенных на территории Калининградской области, не имеет возможности.
Таким образом, в рамках анализа рынка оказания услуг временного хранения подакцизных товаров географическими границами рынка будет являться территория Калининградской области.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

    В соответствии с письмом Федеральной таможенной службы от 29.10.2010 № 04-36/52556, что подтверждается приказами ФТС России от 25.05.2009 № 931 и от 06.12.2007 № 1497, в Калининградской области функционирует один склад временного хранения, принадлежащий ООО «РОСТЭК-Терминал», осуществляющий хранение подакцизных товаров.
    Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
    В ходе проведения анализа состоянии конкуренции на товарном рынке иных возможных участников рынка, кроме указанного выше Калининградским УФАС России не установлено.
    Вышеизложенное свидетельствует, что в рассматриваемом временном интервале единственным участником рынка с долей 100% являлось ООО «РОСТЭК-Терминал» (Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Дружбы, 16А)
    
Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг СВХ импортерам подакцизных товаров произведен в соответствии с пунктом 6.1 Порядка по объему выручки в стоимостном выражении (в рублях). Доля хозяйствующего субъекта на рынке оказания указанных услуг рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.

Уровень концентрации товарного рынка

    Для определения уровня концентрации товарного рынка оказания услуг СВХ импортерам подакцизных товаров рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

CR1 = 100%
70%<CR1=100%
HHI = 10000
2000<HHI=10000

    Таким образом, уровень концентрации товарного рынка услуг СВХ импортерам подакцизных товаров является высоким.

Барьеры входа на товарный рынок

    Анализ информации, представленной хозяйствующими субъектами, выявил наличие экономических барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью затрат на приобретение/аренду площадей и складской инфраструктуры, необходимой для оказания услуг СВХ. Указанный барьер является преодолимым. Помимо этого установлено наличие административного барьера, связанного с необходимостью получения свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения, а также согласования с Федеральной таможенной службы РФ возможности размещения акцизного поста таможни на территории склада. Указанный барьер является труднопреодолимым.

Состояние конкурентной среды на товарном рынке

    Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания оказания услуг СВХ импортерам подакцизных товаров свидетельствует о том, что указанный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Вывод

    Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на товарный рынок, свидетельствуют о том, что рынок оказания оказания услуг СВХ импортерам подакцизных товаров относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
    Проведенный анализ выявил доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке ООО «РОСТЭК-Терминал», доля которого составила более 50%.