Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию газового оборудования, расположенного внутри жилых помещений, за 2010 год в городе Гурьевске Калининградской области

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию газового оборудования, расположенного внутри жилых помещений, за 2010 год в городе Гурьевске Калининградской области

 

15.12.2011 г.                                                                                             г. Калининград

 

 

Общие положения

 

Анализ состояния конкуренции проведен с целью установления факта отсутствия/наличия доминирующего положения Калининградского филиала ОАО «Газпром газораспределение» на товарном рынке в рамках рассмотрении обращения гр. <*>, а также для использования результатов исследования с целью внесения изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Данный аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, которые определены пунктом 1.3 Порядка.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от ОАО «Калининградгазификация» и Калининградского филиала ОАО «Газпром газораспределение», а также данные собственных исследований антимонопольного органа.

 

1. Определение временного интервала исследования

 

Временной интервал исследования товарного рынка, согласно пункту 2.1 Порядка, определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Согласно п. 2.2. Порядка, в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке.

Целью исследования является установление наличия/отсутствия доминирующего положения Калининградского филиала ОАО «Газпром газораспределение» на исследуемом рынке в период совершения рассматриваемых антимонопольным органом действий.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») для квалификации доминирующего положения в ряде случаев необходимо установление неизменности или подверженности малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. В связи с этим временной интервал исследования должен охватывать период не менее одного календарного года.

Таким образом, временной интервал исследования должен включать период совершения действий, в которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 С учетом данных обстоятельств анализ конкурентной среды на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию газового оборудования, расположенного внутри жилых помещений, в городе Гурьевске и Калининградской области будет являться ретроспективным, а все характеристики рынка определены одного установленного интервала 2010 год.

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с п. 3.1. Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара,

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара, согласно п. 3.4. Порядка, может производиться на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов работ, услуг, видов экономической деятельности.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются качественные характеристики товара.

В соответствии п.п. 10, 11, 12 «Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации», утвержденного приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 установлено следующее:

п. 10. Периодичность технического обслуживания внутридомового газового оборудования устанавливается с учетом срока службы, технического состояния и условий его эксплуатации;

п. 11. Техническое обслуживание наружных и внутренних газопроводов сети газопотребления должно производиться не реже одного раза в три года;

п. 12. Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования должно производиться в сроки, установленные изготовителем, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, услуги по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования могут оказывать только специализированные организации, под которыми понимаются газораспределительные организации, допущенные в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющие аварийно-диспетчерскую службу либо заключившие договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Однако до настоящего времени порядок допуска газораспределительных организаций к осуществлению данного вида деятельности не определен.

Нормативно-правовыми актами (постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", приказ Минрегиона России от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования") регламентировано в обязательном порядке наличие у каждого потребителя газа договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение, заключенного со специализированной организацией.

 

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка будут являться услуги по техническому обслуживанию бытового газоиспользующего оборудования

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой, исходя из экономической, технической или иной возможности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с п. 4.1. Порядка определение географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка,

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями),

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, согласно п. 4.2. Порядка, может проводиться на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства - Калининградская область, которая является самым западным регионом РФ, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Таким образом, предварительные географические границы товарного рынка определены как Калининградская область.

Учитывая специфику деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию газового оборудования, расположенного внутри жилых помещений, а именно: необходимость оказания услуг по техническому обслуживанию газового оборудования, расположенного внутри жилых помещений, внутри мест компактного проживания населения, рынок услуг по техническому обслуживанию газового оборудования, расположенного внутри жилых помещений, считается локальным. Согласно целям проводимого исследования географические границы рынка определяются территорией г. Гурьевска.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с п. 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно данным Калининградского УФАС России, на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию газового оборудования, расположенного внутри жилых помещений, в административных границах г. Гурьевска Калининградской области могли оказывать услуги два хозяйствующих субъекта: ОАО «Калининградгазификация» и Калининградский филиал ОАО «Газпром газораспределение» (ранее - ОАО «Газпромрегионгаз»).

Управлением были направлены запросы о предоставлении необходимой для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке информации, в результате чего установлено, что в 2010 году услуги по техническому обслуживанию газового оборудования, расположенного внутри жилых помещений, оказывались вышеуказанными хозяйствующими субъектами.

В соответствии с п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемом товарном рынке подлежит лицензированию;

- объем товарного рынка известен и выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В связи с изложенным выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке может осуществляться по объему продаж (поставок) либо по иным показателям в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям.

В данном аналитическом отчете расчет общего объема товарного рынка услуг по техническому обслуживанию газового оборудования, расположенного внутри жилых помещений, в географических границах г. Гурьевска произведен на основании сведений об объемах выполненных услуг в натуральном (количество проведенных технических обслуживаний) и стоимостном выражении в период с 01.01.2010 по 31.12.2010.

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка

 

В соответствии с п. 7.1 Порядка при определении уровня концентрации товарного рынка использовались следующие показатели:

  1. Коэффициент рыночной концентрации, рассчитанный как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для двух хозяйствующих субъектов, действующих на рынке: ОАО «Калининградгазификация» и Калининградский филиал ОАО «Газпром газораспределение» (ранее - ОАО «Газпромрегионгаз»).

 

CR2 = 100%

 

70%<=CR2=100%

 

  1. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана, рассчитанный как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке HHI = 8576,88

2000<=HHI<10000

 

Данные показатели характеризуют рынок услуг по техническому обслуживанию газового оборудования в географических границах г. Гурьевска в 2010 году как высококонцентрированный.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

В соответствии с п. 8.1 Порядка в ходе проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке выявлены следующие барьеры входа на товарный рынок:

  1. В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, услуги по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования могут оказывать только специализированные организации.
  2. Наличие преимущества хозяйствующего субъекта, действующего на исследуемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по объему спроса на товар, которые обусловлены стабильностью (либо незначительным ростом) факторов, оказывающих влияние на емкость исследуемого рынка.

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Рынок услуг по техническому обслуживанию бытового газоиспользующего оборудования в г. Гурьевске относится к рынку с неразвитой конкуренцией и характеризуется как высококонцентрированный товарный рынок.

Причиной сложившейся рыночной ситуации является наличие административных и технологических барьеров, преимуществ уже действующего хозяйствующего субъекта — ОАО «Калиниградгазификация» перед потенциальным участником рынка — ОАО «Газпром газораспределение» (ранее - ОАО «Газпромрегионгаз»), являющихся препятствиями для вхождения на товарный рынок.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы:

  1. Об отсутствии доминирующего положения Калининградского филиала ОАО «Газпром газораспределение» (ранее - ОАО «Газпромрегионгаз»),
  2. О наличии доминирующего положения ОАО «Калиниградгазификация», доля которого составила более 65 % по количеству проведенных технических обслуживаний и по объему оказанных услуг в стоимостном выражении.

На основании изложенного предлагаю включить ОАО «Калиниградгазификация» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, в географических границах товарного рынка по услугам по техническому обслуживанию бытового газоиспользующего оборудования — г. Гурьевск.

 

Начальник отдела

антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России О.А. Бессонова

 

 

Исполнитель: главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России О.А. Железнова