Аналитический отчет проведения анализа о состоянии конкурентной среды на локальном розничном рынке электрической энергии (мощности)

Аналитический отчет проведения анализа о состоянии конкурентной среды на локальном розничном рынке электрической энергии (мощности)

 

 

15.03.2012                                                                                                                       г. Калининград

 

1. Общие положения

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на локальном розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории имущественного комплекса зданий Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет» (далее – ФГБОУ ВПО «КГТУ»), расположенного по адресу Советский пр-т, 1, г. Калининград, 236000, (далее - имущественный комплекс здания), проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок).

Целью проведения анализа на локальном розничном рынке электрической энергии (мощности) является установление доминирующего положения организации, владеющей объектами электросетевого хозяйства на территории имущественного комплекса здания, в связи с рассмотрением дела № АМЗ-69/2011 по признакам нарушения ФГБОУ ВПО «КГТУ» (Советский пр-т, 1, г. Калининград, 236000) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе проведения данного анализа использовалась информация, предоставленная хозяйствующими субъектами, нормативно-правовая документация.

 

2. Временной интервал

 

В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Пунктом 2.2. Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение характеристик, сложившихся до момента проведения исследования рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

В связи с тем, что целью проведения анализа состоянии конкурентной среды на локальном розничном рынке электрической энергии (мощности) является установление доминирующего положения организации, владеющей объектами электросетевого хозяйства, на территории имущественного комплекса, с учетом п. 2.3. Порядка и периода направления ООО «Новый двор» обращения в антимонопольный орган временным интервалом исследования является 2011 год.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 14 Порядка определение товара может быть проведено на основе:

·           условий договора;

·           нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

·           общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и др.

 

Продуктовые границы товарного рынка определяются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2004 № 861 (далее - Правила передачи электрической энергии).

Электрическая энергия не является взаимозаменяемым товаром. Определение электрической энергии как товара особого рода дается в статье 3 Закона об электроэнергетике, где при характеристике оптового рынка электрической энергии сказано: «сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности)....». Электрическая энергия представляет собой продукцию специальных отраслей промышленности, она имеет количественную и качественную оценку, стоимость, т.е. является товаром, вещью, в смысле пункта 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации. Электрическая энергия обладает специфическими свойствами, которые обуславливают ее отличие от других товаров. К таким свойствам относятся:

·                  невозможность визуально обнаружить электрическую энергию как вещь, поскольку момент производства и потребления электроэнергии практически совпадают по времени;

·                  отсутствие возможности накопить и сохранить электрическую энергию в значительных количествах подобно другим товарам на складах, в специальных емкостях; в сети она присутствует лишь до того мгновения, пока сеть находится под напряжением, т.е. пока энергия подается в сеть и потребляется;

·                  реализация полезных свойств электрической энергии в процессе потребления: результатом ее использования может быть выполненная работа, какая-то другая технологическая операция, но сама электрическая энергия исчезает, она не материализуется в продукции или иной форме;

·                  возможность передачи электрической энергии как товара потребителю только с использованием специальных технических средств - сети электропроводов, по которым электрическая энергия поступает в сеть потребителя;

·                  необходимость принятия специальных мер безопасности при подаче и использовании электроэнергии.

 

Таким образом, электроэнергия как товарная продукция отличается тем, что само ее существование проявляется в потреблении, расходовании. Показатели качества электроэнергии установлены ГОСТом 13109-97 «Нормы качественной электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» и другими нормативными документами.

 

4. Географические границы товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 30 Порядка в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг:

·           наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);

·           возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

 

Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» устанавливает, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Пункт 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона предписывает, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Исходя из предоставленных данных объекты электросетевого хозяйства, находящиеся на территории имущественного комплекса зданий, к которым технологически присоединены энергоустановки организаций, располагающихся на указанной территории, используются для снабжения электрической энергией таких организаций.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 3 Правил недискриминационного допуска к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила № 861), недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Из пункта 6 Правил № 861 следует, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил № 861, предусмотренные для сетевых организаций.

Актом обследования электрооборудования и проверки потребляемой электроэнергии КГТУ б/н от 20.12.2002 определена граница раздела балансовой принадлежности электросетей КГТУ и ООО «Новый двор».

 Согласно схеме включения в энергосистему КГТУ, являющимся приложением № 1 к акту от 20.12.2002, ООО «Новый двор» потребляет электроэнергию через электросеть КГТУ.

Также, между КГТУ и ОАО «Янтарьэнерго» заключен договор энергоснабжения от 06.01.2003 № 511.

Согласно указанному договору энергоснабжающая организация через присоединенную сеть подает КГТУ электрическую энергию, а КГТУ принимает и оплачивает принятую электрическую энергию на условиях, предусмотренных настоящим договором.

ООО «Новый двор», согласно приложению № 2 к указанному договору от 06.01.2003 № 511, является одним из субабонентов КГТУ.

Согласно письменным пояснениям ОАО «Янтарьэнерго» от 15.03.2012 № 1896 у ООО «Новый двор» отсутствует возможность подключения к иной точке подключения в границах электросетей КГТУ, так как согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 15.03.2002 электрические сети ОАО «Янтраьэнерго» в здании по ул. П.Баранова, 43-43 а отсутствуют.

Таким образом, КГТУ занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности своих электрических сетей.

В связи с изложенным, географическими границами рассматриваемого локального розничного рынка электрической энергии является электрические сети ФГБОУ ВПО «КГТУ».

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Исходя из существующего договора энергоснабжения от 06.01.2003 № 511, заключенного между КГТУ и ОАО «Янтарьэнерго», акта разграничения балансовой принадлежности от 15.03.2002 и акта обследования электрооборудования и проверки учета потребляемой электроэнергии б/н от 20.12.2002 следует, что ООО «Новый двор» получает электроэнергию через сети КГТУ, находящиеся на балансе последнего.

Таким образом, указанный хозяйствующий субъект будет являться единственным участником рассматриваемого рынка.

При этом ФГБОУ ВПО «КГТУ» и ООО «Новый двор» не состоят в одной группе лиц, между указанными хозяйствующими субъектами заключен договор на электроснабжение от 24.11.2002 б/н и во исполнение указанного договора ФГБОУ ВПО «КГТУ» выставляет ООО «Новый двор» счета на оплату потребленной электроэнергии.

 

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на нем

 

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из предоставленной информации ФГБОУ ВПО «КГТУ» владеет объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществлялась передача электрической энергии и энергоснабжение ООО «Новый двор», при этом ФГБОУ ВПО «КГТУ» является единственной организацией, обладающей возможностью осуществлять энергоснабжение организаций, чьи энергопринимающие устройства имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ФГБОУ ВПО «КГТУ».

Таким образом, ФГБОУ ВПО «КГТУ», фактически оказывая услуги по передаче электрической энергии и энергоснабжению указанных хозяйствующих субъектов, является субъектом естественной монополии в границах протяженности своих сетей.

Поскольку определение уровня концентрации товарного рынка не проводилось, то указанный раздел не включается в аналитический отчет.

 

7. Определение барьеров входа на рынок

 

При определении барьеров входа на рынок необходимо учитывать, что 06.07.2011 года ФГБОУ ВПО «КГТУ» воспрепятствовал перетоку электрической энергии ООО «Новый двор» через свои объекты электросетевого хозяйства путем прекращения их энергоснабжения на 21 день.

Следовательно, такие действия ФГБОУ ВПО «КГТУ» явились ограничением по доступу на рынок потребления электрической энергии ООО «Новый двор».

Выход на рынок потребления электрической энергии путем осуществления технологического присоединения для ООО «Новый двор» будет более материально затратным, чем, если помещение ООО «Новый двор» будет получать электроэнергию через сети ФГБОУ ВПО «КГТУ».

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на локальном розничном рынке электрической энергии (мощности)

 

Из проведенного анализа следует, что ФГБОУ ВПО «КГТУ» является субъектом естественной монополии по передаче электроэнергии в границах протяженности своих сетей.

 

 

Список использованных документов

 

1.         Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

2.         Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

3.         Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

4.         Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2004 №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

5.         Копия договора на электроснабжение от 24 ноября 2002 года б/н, заключенного между ФГБОУ ВПО «КГТУ» и ООО «Новый двор» с приложениями.

6.         Копия письма ООО «Новый двор» от 17.11.2011 № 16/ф11 с приложениями.

7.         Копия письма ООО «Новый двор» от 01.12.2011 № 19/ф11 с приложениями.

8.         Копия письма ФГБОУ ВПО «КГТУ» б/н и б/д.

9.         Копия письма ООО «Новый двор» от 10.02.2012 № 08/к с приложениями.

10.       Копия договора энергоснабжения № 511 от 06.01.2003.

11.       Копия письма ОАО «Янтарьэнерго» от 15.03.2012 № 1896.

12.       Копия акта обслежования электрообюорудования и проверки учета потребленной электроэнергии б/н от 20.12.2002.

 

 

Начальник отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                                       О.А. Бессонова

 

Старший государственный инспектор

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                                       Т.В. Черных

 

 

« 15 » марта 2012 года