Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в МО «Светловский городской округ»

Общие положения

 

            Целью проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, проводимого в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), является установление наличия/отсутствия доминирующего положения ООО «Управляющая компания» на рассматриваемом рынке. Анализ состояния конкуренции проводится в рамках рассмотрения дела № АМЗ-68/2011, возбужденного в отношении ООО «Управляющая компания» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            В качестве источников информации использовались сведения, предоставленные Администрацией МО «Светловский городской округ», Муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное агентство», хозяйствующими субъектами.

 

Временной интервал исследования

 

            В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

            Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение характеристик, сложившихся до момента проведения исследования рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

            В связи с тем, что целью проведения анализа состояния конкуренции среды является определение наличия/отсутствия доминирующего положения ООО «Управляющая компания» на рынке оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в момент совершения им действий, содержащих признаки нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом возможности исполнителя изменить время оказания услуги, периодов максимального и минимального спроса, периода проведения анализа товарного рынка антимонопольным органом, временным интервалом исследования является 2011 год.

 

 

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

            Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено, в соответствии с пп. «в» и «г» п. 3.4 Порядка, на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности        ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Жилищного кодекса РФ.

            В соответствии с целями исследования, обозначенными в данном аналитическом отчете, предметом исследования определены услуги по управлению эксплуатацией жилого фонда — код ОКВЭД 70.32.1.

            В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

            Согласно ч. 5 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в ч. 5 ст. 161 ЖК РФ, на срок не менее чем один год и не более чем три года.

Таким образом, продуктовые границы рынка предварительно установлены как услуги по управлению многоквартирным жилым домом, оказываемые управляющими компаниями.

            Согласно п. 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми может осуществляться путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Как следует из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) ОКВЭД 70.32.1 входит в классификационную группу 70.32 «Управление недвижимым имуществом». В указанную группу также входят услуги по управлению нежилым фондом (ОКВЭД 70.32.2) и деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества (ОКВЭД 70.32.3). В силу положений ЖК РФ указанные услуги не могут являться взаимозаменяемыми для услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, оказываемых управляющими компаниями, а следовательно для последних взаимозаменяемые услуги отсутствуют.

В связи с тем, что жилищное законодательство не предусматривает иных вариантов осуществления стороннего контроля за жилым фондом с одновременным его содержанием и эксплуатацией, а также предоставлением коммунальных услуг собственникам и нанимателям, проживающим в многоквартирных жилых домах, кроме как посредством оказания управляющей компанией услуг по управлению многоквартирным жилым домом, в связи с чем изменение цен на услуги не влияет на изменение объема спроса на них (в соответствии с п. 3.8 Порядка) продуктовыми границами исследуемого товарного рынка будут являться услуги по управлению многоквартирным жилыми домами, оказываемые управляющими компаниями.

 

Географические границы товарного рынка

 

            В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ рынка включает:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

            В рамках рассмотрения дела № АМЗ-68/2011 исследуются действия ООО «Управляющая компания», совершенные на территории муниципального образования «Светловский городской округ». Таким образом, в соответствии с п. 4.2 Порядка предварительные границы рассматриваемого товарного рынка определены как МО «Светловский городской округ» Калининградской области.

            Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

            Выявление условий обращения товаров и определение территорий, входящих в географические границы рынка оказания услуг временного хранения подакцизных товаров, проведено антимонопольным управлением в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Товарный рынок оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными домами, в связи с необходимостью исследования его в пределах муниципального образования, экономической целесообразностью приобретения услуг ЖКХ на определенной территории, фактическим расположением соответствующей материальной базы управляющих компаний, особенностями его функционирования, определенными ЖК РФ, в том числе, делегированием полномочий органу местного самоуправления проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или если принятое решение о выборе способа управления не было реализовано (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ), определен как локальный, совпадающий с границами муниципального района. Географические границы рынка оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными домами определены границами муниципального образования «Светловский городской округ».

 

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

            В соответствии с п. 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

            Согласно п. 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации.

            Письмом от 10.11.2011 № 19/5080 Администрации МО «Светловский городской округ» и письмом от 26.01.2012 № 100/03 Муниципальным казенным учреждением «Жилищно-коммунальное агентство» представлен перечень управляющих компаний, осуществлявших услуги по управлению многоквартирными домами на территории Светловского городского округа.

            Согласно указанной информации, на территории муниципального образования услуги по управлению многоквартирными домами оказывали следующие хозяйствующие субъекты:

  1. ООО «Управляющая компания» (адрес: Калининградская область, г. Светлый, ул. Советская, 47);
  2. ООО «Управляющая компания «Дом Ветров» (адрес: Калининградская область, г. Светлый, ул. Горького, 13);
  3. ООО «Курс +» (адрес: Калининградская область, г. Светлый, пос. Люблино, ул. Гарнизонная, 2а);
  4. ООО «Алюрстрой» (адрес: Калининградская область, г. Светлый, пос. Волочаевское, ул. Кооперативная, 3-1).

           

Объем товарного рынка и доля хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными домами произведен согласно количеству домов, находящихся в управлении управляющих компаний.

Доля хозяйствующего субъекта на рынке оказания указанных услуг рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.

Согласно информации, предоставленной хозяйствующими субъектами, общее количество домов, находящихся в управлении управляющих компаний, на территории Светловского городского округа составило ________.

Сведения о долях хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке.

«Расчет долей хозяйствующих субъектов»

Наименование хозяйствующего субъекта

2011 год

Квадрат долей

 

Кол-во

Доля, %

 

 

ООО «Управляющая компания»

172

75,1

5640,01

 

ООО «Управляющая компания «Дом Ветров»

24

10,5

110,25

 

ООО «Курс +»

23

10

100

 

ООО «Алюрстрой»

10

4,4

19,36

 

Итого

1782

100

10000

 

 

 

 

Уровень концентрации товарного рынка

 

            Для определения уровня концентрации товарного рынка оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными домами рассчитан коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

 

            Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для четырех хозяйствующих субъектов.

 

CR4 = 75,1% + 10,5% + 10%+4,4% = 100%

70%<=CR4<=100%

 

HHI = 5640,01 + 110,25 + 100 + 19,36 = 5869,62

2000 ≤ HHI ≤ 10000

 

            Таким образом, на территории Светловского городского округа рынок оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными жилыми домами является высококонцентрированным.

           

Барьеры входа на товарный рынок

 

            В ходе анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания услуг управляющими компаниями по управлению многоквартирными жилыми домами существенных барьеров, связанных со входом на указанный рынок, не выявлено.

 

Состояние конкурентной среды на товарном рынке

 

            Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания услуг управляющими компаниями по управлению многоквартирными домами свидетельствует, что он относится к рынку с неразвитой конкуренцией и является высококонцентрированным.

 

Вывод

 

            Полученное значение коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на исследуемый товарный рынок, свидетельствуют о том, что рынок оказания услуг управляющими компаниями по управлению многоквартирными жилыми домами на территории МО «Светловского городского округа» относится к типу рынка с неразвитой конкуренцией и охарактеризован как высококонцентрированный. Проведенный анализ выявил доминирующее положение ООО «Управляющая компания», доля которого составила 75,1%.

На основании вышеизложенного, предлагаю ООО «Управляющая компания» включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

           

 

Заместитель начальника
отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                                       И.А. Бирюк

 

Старший государственный инспектор

отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                                       Т.В. Черных