Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Гурьевском городском поселении

Общие положения

 

Целью проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами является установление наличия/отсутствия доминирующего положения ООО «Гурьевская Управляющая компания» и МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» в связи с рассмотрением жалобы Карпович Е.В. от 06.08.2012 на действия указанных компаний, выразившиеся в начислении оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с нарушением, по мнению заявителя, ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами проведены в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

            В качестве источников информации использовались материалы, предоставленные администрацией Гурьевского городского поселения, хозяйствующими субъектами.

 

Определение временного интервала исследования

 

            В соответствии с Порядком, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

            Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что если для целей исследования необходимо изучение характеристик, сложившихся до момента проведения исследования рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

            В связи с тем, что целью проведения анализа состояния конкурентной среды является определение наличия/отсутствия доминирующего положения ООО «Гурьевская Управляющая компания» и МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в момент совершения ими действий, содержащих признаки нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» временным интервалом исследования является период с 01.01.2011 по 30.06.2012.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

 

            Продуктовыми границами исследуемого рынка является комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставления на основе заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений, а также осуществления иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Продуктовые границы товарного рынка определены на основе Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, и соответствуют коду 041131 «Услуги по управлению многоквартирным домом».

            Согласно ч. 5 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в ч. 5 ст. 161 ЖК РФ, на срок не менее чем один год и не более чем три года.

Таким образом, указанные услуги в анализируемом периоде не могут быть заменены иными услугами по управлению многоквартирными домами.

Согласно п. 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми может осуществляться путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

 

Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка услуг по управлению многоквартирными домами, в связи с необходимостью исследования его в пределах муниципального образования, экономической целесообразностью приобретения услуг ЖКХ на определенной территории, особенностями его функционирования, определенными ЖК РФ, определены границами муниципального района «Гурьевское городское поселение».

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В качестве источников исходной информации по определению участников рынка услуг по управлениею многоквартирными домами использовались данные администрации Гурьевского городского поселения.

            Участниками рынка являются управляющие компании, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами на территории Гурьевского городского поселения.

            Согласно информации, представленной администрацией Гурьевского городского поселения, в период с 01.01.2011 по 30.06.2012 на территории муниципального образования услуги по управлению многоквартирными домами оказывали 4 хозяйствующих субъекта: МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» (238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, ул. Фабричная, 1А), ООО «Гурьевская Управляющая компания» (238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, ул. Фабричная, 1А), ООО «Управляющая компания «Мой дом» (236029, г. Калининград, ул. Зеленая, 87-89), ТСЖ «Уют» (238300, Калининградская обл. г. Гурьевск, ул. Советская, 2А).

           

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по управлению многоквартирными домами является показатель — обслуживаемая общая площадь в кв. метрах.

Согласно информации, предоставленной хозяйствующими субъектами, объем оказанных управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 составил 343,2 тыс. кв. м и 7240 л/счетов, в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 — 343,3 тыс. кв. м и 7325 л/счетов

На территории Гурьевского ГП в течение рассматриваемого временного периода объем оказания услуг ООО «Гурьевская Управляющая компания» составил более 35 % (с 01.01.2011 по 31.12.2011 — 50,03 %, с 01.01.2012 по 30.06.2012 — 49,52 %) от общего объема оказываемых услуг в натуральном выражении, объем оказания услуг МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» также превысил 35 % (с 01.01.2011 по 31.12.2011 — 42,07%, с 01.01.2012 по 30.06.2012 — 42,59 %) от общего объема оказываемых услуг в натуральном выражении (см. приложение).

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

 

            Для определения уровня концентрации товарного рынка использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CRn) – сумма долей на рынке определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI), рассчитан как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

Для расчета коэффициента рыночной концентрации определены два хозяйствующих субъекта, имеющих наибольшую долю на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами на территории Гурьевского ГП: ООО «Гурьевская Управляющая компания» и МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа».

2011 год

CR2 = 50,03 % + 42,07 % = 92,1 %

70% < CR2 < 100%

 

I полугодие 2012 года

CR2 = 49,52 % + 42,59 % = 92,11 %

70% < CR2 < 100%

 

2011 год

HH2 = 2502,91 + 1770,27+ 51,38 + 0,53= 4325,09

2000 < HH2 < 10000

 

I полугодие 2012 года

HH2 = 2452,17 + 1813,62 + 51,35 + 0,53 = 4317,67

2000 < HH2 < 10000

 

            Таким образом, на территории Гурьевского ГП рынок оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами является высококонцентрированным.

           

Определение барьеров входа на товарный рынок

 

            В ходе анализа и оценки состояния конкурентной среды существенных барьеров, связанных со входом на на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами указанный рынок, не выявлено.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом (непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией) .

Способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания. Указанное решение является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

 

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

            Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в Гурьевском городском поселении свидетельствует, что он относится к рынку с неразвитой конкуренцией и является высококонцентрированным.

 

Вывод

 

            Полученное значение коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на исследуемый товарный рынок, свидетельствуют о том, что рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами на территории Гурьевского ГП относится к типу рынка с неразвитой конкуренцией и охарактеризован как высококонцентрированный. Проведенный анализ выявил доминирующее положение ООО «Гурьевская Управляющая компания» доля которого в исследуемом периоде была подвержена малозначительным изменениям ( - 0,5 %) и составила 50 %. Доля МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» в исследуемом периоде также была подвержена малозначительным изменениям (+0,5 %) и составила 42 %.

Учитывая, что доли, по результатам проведенного анализа, ООО «Гурьевская Управляющая компания» (адрес: 238300, Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Фабричная, 1 А) и МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» (адрес: 238300, Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Фабричная, 1 А) превышают 35%, предлагаю включить в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, ООО «Гурьевская Управляющая компания» и МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа».

 

 

 

Начальник отдела

антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России Е.И. Можаро