Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений в географических границах город Калининград в 2010 и 2011 гг.

Приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 утвержден План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годах, содержащий перечень товарных рынков для исследования структурными подразделениями ФАС России.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений проведен в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – методические рекомендации).

Целью данного анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений (далее – рынок услуг охраны жилых помещений).

 

  1. Временной интервал исследования рынка

 

Временной интервал исследования рынка согласно методическим рекомендация составляет с 01.01.2010 по 31.12.2011 (далее – исследуемый период времени)

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «проведение расследований и обеспечение безопасности».

 В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами будут являться: оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе: осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений; охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

  1. Географические границы рынка

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны, и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть случай, когда необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной сигнализацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе – муниципального образования Российской Федерации, выбор заказчика услуг ограничивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах работает небольшое количество охранных организаций, связано это, прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы ограничена из-за высоких издержек, в части заработной платы сотрудников.

Таким образом, географическими границами рынков услуг охраны жилых помещений могут являться границы поселений, районов, округов –муниципальных образований Российской Федерации. Учитывая тот факт, что согласно заданию ФАС России анализ рынка услуг охраны жилых помещений проводится в границах административно-территориальных образований с численностью более 100 000 чел., а на территории Калининградской области единственное образование с обозначенной численностью является город Калининград, то географическими границами при проведении данного анализа рынка является город Калининград.

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1. Закона об охранной деятельности частная охранная организация – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением о частной охранной деятельности. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 589, вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (далее – вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденных приказом МВД России от 31.08.2007 № 772 (далее – Порядок обеспечения охраны имущества по договорам), определяет последовательность действий по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц по договорам подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Типового Положения «Об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», утвержденного приказом МВД России от 02.09.2005 № 716 (далее – типовое положение о вневедомственной охране) управление (отдел) вневедомственной охраны является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации с указанием своего полного и сокращенного наименования, самостоятельные балансы, счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской федерации в органах федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 5.1. Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения охраны имущества по договорам в обеспечении охраны имущества физических и юридических лиц также принимает участие федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России (далее – ФГУП «Охрана»).

ФГУП «Охрана» имеет филиалы, которые перечислены в Уставе предприятия, утвержденном приказом МВД России от 16.03.2007 № 267.

Учитывая изложенное, продавцами на данном рынке являются:

- управление вневедомственной охраны;

- филиал ФГУП «Охрана»;

- частные охранные организации.

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Управлением выявлено 138 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление охранной деятельности. Из всех хозяйствующих субъектов только 75 представили запрашиваемую информацию в антимонопольный орган, остальные письма вернулись с отметкой «адресат не значится», «истек срок хранения». Из 75 ответивших хозяйствующих субъектов услуги по охране жилых помещений в 2010 году оказывала 21 организация, в 2011 году – 22 организации.

Основными данными для расчета объема товарного рынка являются объем оказанных услуг (количество жилых помещений), а также объем выручки (продажи в рублях) полученный в результате оказанных услуг охраны жилых помещений охранными организациями или входящими в одну группу лиц охранными организациями в географических границах города Калининграда за 2010 и 2011 годы.

В расчет объема рынка включено количество охраняемых жилых помещений в городе Калининграде.

При предоставлении услуг по охране многоквартирного дома, в расчет объема рынка учтена каждая охраняемая квартира.

Исходными данными для определения доли хозяйствующих субъектов, на рынке услуг охраны жилых помещений являются количественные показатели - количество охраняемых жилых помещений охранными организациями или входящими в одну группу лиц охранных организаций.

Расчет доли определен как соотношение объема услуг охраны жилых помещений одного хозяйствующего субъекта к общему объему услуг охраны жилых помещений.

Свод полученной от хозяйствующих субъектов информации представлен в таблице в соответствии с приложением № 1.

 

 

  1. Определение барьеров входа на рынок

 

При проведении анализа были выявлены следующие барьеры входа охранных организаций на рынок:

- административные барьеры (получение лицензии на осуществление охранной деятельности);

- экономические барьеры (конкуренция, обучение охранников, заработная плата охранников, высокая арендная плата, обязательное материально-техническое обеспечение (автотранспорт, спец. технические средства));

- значительные первоначальные капиталовложения для входа на товарный рынок при длительных сроках окупаемости этих вложений.

 

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Полученные значения коэффициентов рыночной концентрации (CR4=49,49% в 2010 г. и CR5=49,56% в 2011 г. - умеренный уровень концентрации исследуемого товарного рынка) свидетельствуют об услугах охраны жилых помещений в географических границах город Калининград как о рынке с недостаточно развитой конкуренцией.

Проведенный анализ выявил доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке группы лиц «Кобра» в составе ООО ОП «Единый центр безопасности», ООО ЧОП «Кобра», ООО ЧОП «Кобра-2», ООО ЧОП «Кобра-3», ООО ЧОП «Кобра -39», ООО ЧОП «Кобра Плюс», ООО ЧОП «Янтарная кобра», доля которых составила 49,49 % за 2010 год и 49,56% за 2011 год.

На основании изложенного предлагаю включить группу лиц «Кобра» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, в географических границах товарного рынка по услугам охрана жилых помещений в географических границах – город Калининград в период 2010 и 2011 гг.

 

Начальник отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                                 Е.И. Можаро

 

 

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                               И.А. Бирюк

 

18.12.2012

 

 

 

 

 

Приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 утвержден План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годах, содержащий перечень товарных рынков для исследования структурными подразделениями ФАС России.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений проведен в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – методические рекомендации).

Целью данного анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений (далее – рынок услуг охраны жилых помещений).

 

  1. Временной интервал исследования рынка

 

Временной интервал исследования рынка согласно методическим рекомендация составляет с 01.01.2010 по 31.12.2011 (далее – исследуемый период времени)

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «проведение расследований и обеспечение безопасности».

 В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами будут являться: оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе: осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений; охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

  1. Географические границы рынка

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны, и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть случай, когда необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной сигнализацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе – муниципального образования Российской Федерации, выбор заказчика услуг ограничивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах работает небольшое количество охранных организаций, связано это, прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы ограничена из-за высоких издержек, в части заработной платы сотрудников.

Таким образом, географическими границами рынков услуг охраны жилых помещений могут являться границы поселений, районов, округов –муниципальных образований Российской Федерации. Учитывая тот факт, что согласно заданию ФАС России анализ рынка услуг охраны жилых помещений проводится в границах административно-территориальных образований с численностью более 100 000 чел., а на территории Калининградской области единственное образование с обозначенной численностью является город Калининград, то географическими границами при проведении данного анализа рынка является город Калининград.

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1. Закона об охранной деятельности частная охранная организация – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением о частной охранной деятельности. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 589, вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (далее – вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденных приказом МВД России от 31.08.2007 № 772 (далее – Порядок обеспечения охраны имущества по договорам), определяет последовательность действий по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц по договорам подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Типового Положения «Об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», утвержденного приказом МВД России от 02.09.2005 № 716 (далее – типовое положение о вневедомственной охране) управление (отдел) вневедомственной охраны является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации с указанием своего полного и сокращенного наименования, самостоятельные балансы, счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской федерации в органах федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 5.1. Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения охраны имущества по договорам в обеспечении охраны имущества физических и юридических лиц также принимает участие федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России (далее – ФГУП «Охрана»).

ФГУП «Охрана» имеет филиалы, которые перечислены в Уставе предприятия, утвержденном приказом МВД России от 16.03.2007 № 267.

Учитывая изложенное, продавцами на данном рынке являются:

- управление вневедомственной охраны;

- филиал ФГУП «Охрана»;

- частные охранные организации.

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Управлением выявлено 138 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление охранной деятельности. Из всех хозяйствующих субъектов только 75 представили запрашиваемую информацию в антимонопольный орган, остальные письма вернулись с отметкой «адресат не значится», «истек срок хранения». Из 75 ответивших хозяйствующих субъектов услуги по охране жилых помещений в 2010 году оказывала 21 организация, в 2011 году – 22 организации.

Основными данными для расчета объема товарного рынка являются объем оказанных услуг (количество жилых помещений), а также объем выручки (продажи в рублях) полученный в результате оказанных услуг охраны жилых помещений охранными организациями или входящими в одну группу лиц охранными организациями в географических границах города Калининграда за 2010 и 2011 годы.

В расчет объема рынка включено количество охраняемых жилых помещений в городе Калининграде.

При предоставлении услуг по охране многоквартирного дома, в расчет объема рынка учтена каждая охраняемая квартира.

Исходными данными для определения доли хозяйствующих субъектов, на рынке услуг охраны жилых помещений являются количественные показатели - количество охраняемых жилых помещений охранными организациями или входящими в одну группу лиц охранных организаций.

Расчет доли определен как соотношение объема услуг охраны жилых помещений одного хозяйствующего субъекта к общему объему услуг охраны жилых помещений.

Свод полученной от хозяйствующих субъектов информации представлен в таблице в соответствии с приложением № 1.

 

 

  1. Определение барьеров входа на рынок

 

При проведении анализа были выявлены следующие барьеры входа охранных организаций на рынок:

- административные барьеры (получение лицензии на осуществление охранной деятельности);

- экономические барьеры (конкуренция, обучение охранников, заработная плата охранников, высокая арендная плата, обязательное материально-техническое обеспечение (автотранспорт, спец. технические средства));

- значительные первоначальные капиталовложения для входа на товарный рынок при длительных сроках окупаемости этих вложений.

 

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Полученные значения коэффициентов рыночной концентрации (CR4=49,49% в 2010 г. и CR5=49,56% в 2011 г. - умеренный уровень концентрации исследуемого товарного рынка) свидетельствуют об услугах охраны жилых помещений в географических границах город Калининград как о рынке с недостаточно развитой конкуренцией.

Проведенный анализ выявил доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке группы лиц «Кобра» в составе ООО ОП «Единый центр безопасности», ООО ЧОП «Кобра», ООО ЧОП «Кобра-2», ООО ЧОП «Кобра-3», ООО ЧОП «Кобра -39», ООО ЧОП «Кобра Плюс», ООО ЧОП «Янтарная кобра», доля которых составила 49,49 % за 2010 год и 49,56% за 2011 год.

На основании изложенного предлагаю включить группу лиц «Кобра» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, в географических границах товарного рынка по услугам охрана жилых помещений в географических границах – город Калининград в период 2010 и 2011 гг.

 

Начальник отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                                 Е.И. Можаро

 

 

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                               И.А. Бирюк

 

18.12.2012

 

 

 

 

Приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 утвержден План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годах, содержащий перечень товарных рынков для исследования структурными подразделениями ФАС России.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений проведен в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – методические рекомендации).

Целью данного анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений (далее – рынок услуг охраны жилых помещений).

 

  1. Временной интервал исследования рынка

 

Временной интервал исследования рынка согласно методическим рекомендация составляет с 01.01.2010 по 31.12.2011 (далее – исследуемый период времени)

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «проведение расследований и обеспечение безопасности».

 В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами будут являться: оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе: осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений; охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

  1. Географические границы рынка

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны, и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть случай, когда необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной сигнализацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе – муниципального образования Российской Федерации, выбор заказчика услуг ограничивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах работает небольшое количество охранных организаций, связано это, прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы ограничена из-за высоких издержек, в части заработной платы сотрудников.

Таким образом, географическими границами рынков услуг охраны жилых помещений могут являться границы поселений, районов, округов –муниципальных образований Российской Федерации. Учитывая тот факт, что согласно заданию ФАС России анализ рынка услуг охраны жилых помещений проводится в границах административно-территориальных образований с численностью более 100 000 чел., а на территории Калининградской области единственное образование с обозначенной численностью является город Калининград, то географическими границами при проведении данного анализа рынка является город Калининград.

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1. Закона об охранной деятельности частная охранная организация – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением о частной охранной деятельности. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 589, вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (далее – вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденных приказом МВД России от 31.08.2007 № 772 (далее – Порядок обеспечения охраны имущества по договорам), определяет последовательность действий по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц по договорам подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Типового Положения «Об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», утвержденного приказом МВД России от 02.09.2005 № 716 (далее – типовое положение о вневедомственной охране) управление (отдел) вневедомственной охраны является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации с указанием своего полного и сокращенного наименования, самостоятельные балансы, счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской федерации в органах федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 5.1. Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения охраны имущества по договорам в обеспечении охраны имущества физических и юридических лиц также принимает участие федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России (далее – ФГУП «Охрана»).

ФГУП «Охрана» имеет филиалы, которые перечислены в Уставе предприятия, утвержденном приказом МВД России от 16.03.2007 № 267.

Учитывая изложенное, продавцами на данном рынке являются:

- управление вневедомственной охраны;

- филиал ФГУП «Охрана»;

- частные охранные организации.

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Управлением выявлено 138 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление охранной деятельности. Из всех хозяйствующих субъектов только 75 представили запрашиваемую информацию в антимонопольный орган, остальные письма вернулись с отметкой «адресат не значится», «истек срок хранения». Из 75 ответивших хозяйствующих субъектов услуги по охране жилых помещений в 2010 году оказывала 21 организация, в 2011 году – 22 организации.

Основными данными для расчета объема товарного рынка являются объем оказанных услуг (количество жилых помещений), а также объем выручки (продажи в рублях) полученный в результате оказанных услуг охраны жилых помещений охранными организациями или входящими в одну группу лиц охранными организациями в географических границах города Калининграда за 2010 и 2011 годы.

В расчет объема рынка включено количество охраняемых жилых помещений в городе Калининграде.

При предоставлении услуг по охране многоквартирного дома, в расчет объема рынка учтена каждая охраняемая квартира.

Исходными данными для определения доли хозяйствующих субъектов, на рынке услуг охраны жилых помещений являются количественные показатели - количество охраняемых жилых помещений охранными организациями или входящими в одну группу лиц охранных организаций.

Расчет доли определен как соотношение объема услуг охраны жилых помещений одного хозяйствующего субъекта к общему объему услуг охраны жилых помещений.

Свод полученной от хозяйствующих субъектов информации представлен в таблице в соответствии с приложением № 1.

 

 

  1. Определение барьеров входа на рынок

 

При проведении анализа были выявлены следующие барьеры входа охранных организаций на рынок:

- административные барьеры (получение лицензии на осуществление охранной деятельности);

- экономические барьеры (конкуренция, обучение охранников, заработная плата охранников, высокая арендная плата, обязательное материально-техническое обеспечение (автотранспорт, спец. технические средства));

- значительные первоначальные капиталовложения для входа на товарный рынок при длительных сроках окупаемости этих вложений.

 

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Полученные значения коэффициентов рыночной концентрации (CR4=49,49% в 2010 г. и CR5=49,56% в 2011 г. - умеренный уровень концентрации исследуемого товарного рынка) свидетельствуют об услугах охраны жилых помещений в географических границах город Калининград как о рынке с недостаточно развитой конкуренцией.

Проведенный анализ выявил доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке группы лиц «Кобра» в составе ООО ОП «Единый центр безопасности», ООО ЧОП «Кобра», ООО ЧОП «Кобра-2», ООО ЧОП «Кобра-3», ООО ЧОП «Кобра -39», ООО ЧОП «Кобра Плюс», ООО ЧОП «Янтарная кобра», доля которых составила 49,49 % за 2010 год и 49,56% за 2011 год.

На основании изложенного предлагаю включить группу лиц «Кобра» в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, в географических границах товарного рынка по услугам охрана жилых помещений в географических границах – город Калининград в период 2010 и 2011 гг.

 

Начальник отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                                 Е.И. Можаро

 

 

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                               И.А. Бирюк

 

18.12.2012