Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Аналитический отчет

о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива

 

11.09.2013 г.                                                                                                                        г. Калининград

 

Общие положения

 

Данный аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива (далее – Анализ) выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в соответствии с требованиями методических указаний по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива, разработанных во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по обзору и анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» (далее – методические рекомендации), и в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Целью настоящего Анализа является установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов на региональном розничном рынке дизельного топлива.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации использовались сведения, поступившие от хозяйствующих субъектов, сведения полученные от территориального органа Федеральной службы статистики по Калининградской области, Калининградской областной таможни, а также в данном Анализе использовалась информация, имеющаяся в территориальном органе антимонопольной службы.

 

1. Определение временного интервала исследования

Временной интервал исследования состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива в соответствии с методическими рекомендациями определен 2012 годом.

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственно комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 градусов и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 градусов и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 градусов); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 градусов и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марко и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатические условия потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок рассматривается как одна товарная группа.

Таким образом, окончательными продуктовыми границами розничного товарного рынка следует считать дизельное топливо.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка определяются как границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами

Учитывая месторасположения АЗС, расстояние между АЗС, маршрут следования до АЗС, транспортные расходы, связанные с приобретением автомобильных бензинов, антимонопольным органом сделан вывод, что приобретатель товара (дизельного топлива) не ограничен в приобретении товара на всей территории Калининградской области.

Таким образом, географические границы товарного рынка определены территорией, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар, т.е. территорией Калининградской области.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС единичным количеством товара преимущественно для личного использования.

Исходя из полученной информации продавцами на розничном рынке дизельного топлива в Калининградской области являются:

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Месторасположение хозяйствующего субъекта

1

ООО «Луч»

236040, г. Калининград, ул. Ракитная, 3-3

2

ООО «Топаз»

236040, г. Калининград, ул. Ракитная, 3-3

3

ООО «Дельта»

236040, г. Калининград, ул. Ракитная, 3-3

4

ООО «Корунд»

236040, г. Калининград, ул. Ракитная, 3-3

5

ООО «Рубин»

236040, г. Калининград, ул. Ракитная, 3-3

6

ООО «Балтпроминдустрия»

г. Калининград, ул. Железнодородная, 40, 236039

7

ООО «ОдорБалтНефть»

236000, г. Калининград, ул. Калужская, 16-8

8

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

191124, Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 74, лит. А

9

ООО «ТЭК-Калининград»

236000, г. Калининград, Московский проспект, 40

10

ООО «Фортеция»

236000, г. Калининград, Московский проспект, 40

11

ООО «МКА-Сервис»

236001, г. Калининград, Московский проспект, 250

12

ООО «Калининграднефтепродукт»

236000, г. Калининград, ул. Комсомольская, 22б

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В качестве показателя объема товарной массы в соответствии с методическими указаниями используется показатель объема продаж дизельного топлива в натуральном выражении (литр).

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке приведены в приложении 1.

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

Уровень концентрации розничного рынка дизельного топлива определен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Коэффициент рыночной концентрации (CR)- сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке:

CR2=81,92%

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

HHI=6710,88

70%<=CR<=100% или 2000<=HHI<=10000

Уровень концентрации товарного рынка является высококонцентрированным.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

К барьерам входа на розничный рынок дизельного топлива относятся:

  1.  Экономические ограничения:
    1. Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
    2. Издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
    3. Наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения результативного объема производства.
  2. Административные ограничения:
    1. Условия лицензирования;
    2. Трудности в получении земельных участков;
    3. Экологические ограничения;
    4. Стандарты, предъявляемые к качеству.

 

8. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что хозяйствующие субъекты, входящие в группу ВИНК занимают доминирующее положение на исследуемом товарном рынке по сравнению с независимыми хозяйствующими субъектами.

Полученные значения коэффициента рыночной концентрации, а также, выявленные барьеры входа на товарные рынки, свидетельствуют о том, что рынок розничной реализации дизельного топлива относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

  1. Выводы

На основании проведенного аналитического отчета предлагаю включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, на розничном рынке дизельного в географических границах Калининградской области следующих хозяйствующих субъектов:

 

  1. ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» с занимаемой долей 39,87%.
  2. ООО «Калининграднефтепродукт» с занимаемой долей 42,05%.

 

 

Начальник отдела антимонопольного

контроля Калининградского УФАС России

 

Е.И. Можаро

 

 

Исполнитель:

Заместитель начальника отдела

антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России

 

И.А. Бирюк

 

Тел. 53-72-04