ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД

По примеру ряда европейских стран в России вводится полный запрет на рекламу алкоголя. Как отразится закон на потребителях и производителях покажет время и судебная практика. Подробно об изменениях и о своем отношении к нововведениям Новому Кёнигсбергу рассказала руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Ольга Анатольевна Боброва.

 

23 июля 2012 года вступили в силу законодательные акты, которые внесли изменения  в  правила рекламы алкогольной продукции. В частности, внесено изменение в само понятие алкоголя, теперь под этим термином понимается пищевая продукция с содержанием спирта более половины процента. Установлен конкретный перечень видов товаров, на рекламу которых наложен запрет,  это все виды спиртных напитков, вина, пива и продуктов, изготовленных на их основе. Исключение оставлено кисломолочным продуктам, полученным в результате брожения и,  всякого рода десертам.

Какие новые ограничения накладывает закон на рекламодателей?

Существенно ограничены площадки, на которых допускается реклама алкогольной продукции. Согласно последним поправкам реклама алкоголя возможна только в местах его непосредственной продажи и печатных изданиях - каталогах, которые мы практически еженедельно  обнаруживаем в своих почтовых ящиках, а также в газетах и журнала, кроме их обложек , первых и последних страниц,  в стационарных торговых объектах в которых проводится продажа алкоголя, (киоски к таким объектам не относятся), телевидении, радио, на рекламных конструкциях и всех видах транспорта.

С 1 января 2013 года вступит в силу полный запрет на размещение рекламы в печатных СМИ. Отсрочка призвана дать время привести контракты с рекламодателями в должный вид.

Сегодня сеть «Интернет»  теперь так же является запрещенным полем для реализации такой рекламы.

ФАС России будут проведены соответствующие проверки  таких интернет-ресурсов как Facebook, Mail.ru Group и Google.

В целях создания условий, направленных на снижение потребления алкогольной продукции, в том числе пива,  законодателем  установлен данный жесткий запрет.

Особую тревогу вызывают несовершеннолетние пользователи сети, так как на сегодняшний день нет возможности техническими методами ограничить неконтролируемый доступ несовершеннолетних к этой информации.  Таким образом, устанавливая общий запрет, законодатель оберегает эту уязвимую группу потребителей от продуктов способных привести к негативным социальным последствиям.

Этот эмоционально незащищенный потребитель законодателем давно выделен в отдельную категорию, вспомним ограничение на продажу алкоголя с 21 года, установленное Правилами продажи отдельных видов товаров,  теперь над ним  «раскрыт»  дополнительный зонтик, ограждающий  от возможного порока ранее достижения совершеннолетия. Опять-таки, мы не можем проконтролировать возраст посетителей сайтов и заблокировать им доступ. Даже если сайт просит подтверждения совершеннолетия.

Человек и в пятнадцать лет не настолько глуп, что бы не поставить галочку в нужном месте для входа на сайт. Хватит спаивать и спиваться!

Даже у меня, как обыкновенного интернет-пользователя, вызывает некоторое раздражение постоянно всплывающие баннеры с бутылками, бокалами и тому подобным. Если мне необходима какая-либо информация об алкогольной продукции, то сделаю это сама. Кроме уже действующего принципа о запрете создания позитивного образа алкоголя продукции и его потребителя, теперь запрещено упоминать и о каких-либо полезных свойства. Например, о содержании витаминов или активных добавок.

В сознании потребителя рекламной продукции не должен формироваться позитивный образ от употребления алкоголя.

Еще одно подтверждение заботы законодателя о несовершеннолетних – запрет привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.

Является ли нарушением закона не реклама алкоголя, а мест его продаж?

Согласно закону ограничения установлены и в отношении распространителей и производителей рекламы. Если рекламируемый производитель или продавец относится к товару, на который установлены ограничения, то такая реклама запрещена. Посмотрим, как пойдет судебная практика. Под запрет подпадает даже безалкогольное пиво, если его товарный знак используется и для пива с содержанием спирта более половины процента.

Насколько ограничены информационные и публицистические статьи об алкоголе?

В каждом конкретном случае будем обращаться к мнению экспертов. При Управлении создан экспертный Совет по рекламе и в случае сомнений, мы воспользуемся его помощью.

Я хочу, чтобы было понимание следующего: антимонопольному органу важны равные и добросовестные условия конкуренции направленные на благо потребителя. С точки зрения закона о защите прав потребителей, потребитель является простаком и закон о рекламе этот принцип в той или иной мере проецирует на рекламную информацию. Сейчас мы получили надежную защиту от недобросовестной рекламы продуктов опасных для здоровья.

Судебная практика расставит акценты и даст конкретизацию случаев применения.

Кто несет ответственность за распространение рекламных материалов об алкоголе, в том числе в интернете?

В кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность всех участников процесса, как рекламодателей, так и производителей и распространителей рекламы. Здесь все зависит от вида нарушения и степени виновности. И каждый  случай будет оцениваться  отдельно. За нарушение закона «О рекламе» юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 100000 до 500000руб.

Законодатель озаботился о более здоровом и трезвом образе жизни граждан, я считаю это правильно, потому что согласно статистике тот же пивной алкоголизм крайне омолодился. Печально наблюдать за молодыми людьми, которые в жизни еще не видели ничего,  обладают незначительным жизненным опытом, но после определенного количества выпитого начинают считать, что они знают и умеют больше всех. Стирается уважение к окружающим и уходит адекватное восприятие действительности, и это, к сожалению, пропагандируется.

 

Беседовал Кирилл МАХОТКА

Фото Алексей ВОЛКОВ