Анализ состояния конкурентной среды на рынке аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям (включая услуги хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов)

19.09.2011г.                                                                                                                                     г. Калининград

 

Общие положения

 

Данный аналитический отчет выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в соответствии с требованиями методических рекомендаций по обзору состояния конкурентной среды на рынках аэропортовых услуг, оказываемых авиакомпаниям в аэропортах федерального значения, разработанных во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по обзору и анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы», и в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Целью настоящего обзора является анализ и оценка конкурентной среды на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям (включая услуги хранения, обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка, а также анализ практики применения постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах», вступившего в силу 22.10.2009 года.

В данном аналитическом отчете обзор состояния конкуренции на рассматриваемых рынках состоит из двух разделов;

 ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ- анализ и оценка конкурентной среды на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям за исключением услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов, и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка, а также анализ практики применения постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599.

- ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов, оказываемых в аэропортах федерального значения авиакомпаниям, и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка, а также анализ практики применения Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке аэропортовых услуг включает в себя следующие этапы:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;

В ПЕРВОМ РАЗДЕЛЕ:

- участники локального рынка;

- структура рынка. Характеристика договорных отношений;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка;

- ситуация на рынке (поведение участников). Краткое описание;

- мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка;

- выводы и рекомендации.

ВО ВТОРОМ РАЗДЕЛЕ;

- участники локального рынка;

- структура рынка. Характеристика договорных отношений;.

- технико-технологические характеристики ТЗК;

- приобретение авиаГСМ;

- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка;

- ситуация на рынке (поведение участников). Краткое описание;

- мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка;

- выводы и рекомендации.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области и хозяйствующих субъектов, а также данные собственных исследований антимонопольного органа

1. Определение временного интервала исследования

 

В связи с тем, что Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599, вступили в силу 22.10.2009, обзор проводится за период 2009-2010 г.г. в аэропортах федерального значения.

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В данном случае под товаром понимаются услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок в аэропортах, т.е. аэропортовая деятельность.

В соответствии с п. 1.3.5 приказа Росавиации от 24.04.2010 № 98 аэропортовая деятельность – это деятельность, осуществляемая юридическими лицами по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

Товарные границы рынка определяются также исходя их характеристики и свойств товаров (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийскими классификаторами – продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) и видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Так, в соответствии с ОКПД исследуемый товар определяется по группе «услуги вспомогательные транспортные прочие воздушного транспорта» (код 6236000) как «услуги аэропортов, связанные с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, включая услуги по эксплуатации взлетно-посадочных полос» (код 6326010).

Согласно ОКВЭД услуги по аэропортовому обслуживанию могут быть исследованы по группе «транспорт и связь», включающую в себя «эксплуатацию взлетно-посадочных полос и т.п.» (код 63.23.4) и «деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов» (код 63.23.4).

По первому разделу аналитического отчета рассматривается аэропортовая деятельность за исключением обеспечения горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.

Товар – это работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов )аэропортовое обслуживание).

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются работы (услуги) по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов в аэропорту (аэропортовому обслуживанию).

По второму разделу аналитического отчета рассматривается только аэропортовая деятельность по обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями.

Авиатопливообеспечение воздушных перевозок – аэропортовая деятельность, направленная на обеспечение эксплуатации и обслуживании воздушных судов кондиционными авиаГСМ прием, хранение, подготовка и выдача на заправку; заправка авиаГСМ и специальных жидкостей в воздушные суда).

Организации, обеспечивающие авиатопливообеспечение воздушных перевозок, могут выполнять как весь комплекс указанных работ (услуг), так и только их часть.

Продуктовыми границами товарного рынка являются работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорте.

 

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

Рынки услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок, т.е. по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов и по авиатопливообеспечению воздушных перевозок рассматриваются как локальные, за географические границы товарного рынка принимаются границы аэропорта.

Аэропорт – комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Аэродром –участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Объекты инфраструктуры аэропорта – сооружение и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту (правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599).

 

  1. Краткое описание локального рынка (аэропорта)

 

Аэропорт Калининград (Храброво).

Статус аэропорта: международный, аэропорт федерального значения.

Местонахождение: Россия, Калининградская обл., 20 км севернее г. Калининград.

Калининградский аэропорт Храброво входит в десятку крупнейших в России. Взлетно-посадочная полоса размером 60х2500 м позволяет принимать самолёты с взлётной массой более 100 тонн. Радиосветотехническое оборудование аэродрома обеспечивает посадку воздушных судов по минимуму I категории ИКАО.

Принимаемые воздушные суда:

Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ан-12, Як-42, Як-40, Боинг 737-200, Боинг 737-300, Боинг 737-400, Боинг 737-500, ATR-42, ATR-72, ЕМВ-145, Фоккер-50, С-340, BE 9L, ТОВА и другие типы ВС III и IV класса, вертолеты всех типов.

На базе Международного аэропорта Калининград (Храброво) создан кроссмагистральный авиатранспортный узел, функционирующий по принципу «hub & spoke» («ось и спицы»).

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

- Продавцы – главные операторы (операторы) аэропортов;

- потребители.

В соответствии с правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599:

 Главный оператор – хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации;

Оператор – хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах;

 Потребители - авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах.

По представленной в антимонопольный орган информации от хозяйствующих субъектов и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области на рынке аэропортовых услуг, оказываемых авиакомпаниях в аэропорту «Храброво» г. Калининграда деятельность осуществляет только ЗАО «Аэропорт «Храброво» и является главным оператором. Деятельность по авиатопливообеспечению в аэропорту «Храброво» г. Калининграда осуществляет только ЗАО «Авианефть».

 

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

 

Участники локального рынка

 

Участниками локального рынка являются хозяйствующий субъект (субъекты) – главный оператор (операторы) аэропорта, оказывающий/оказывающие услуги по аэропортовому обслуживанию.

В аэропорту «Храброво» Калининградской области главным оператором аэропорта, оказывающему услуги по аэропортовому обслуживанию является ЗАО «Аэропорт «Храброво», образованное в 2009 году, занимающееся развитием Калининградского аэропорта и в настоящее время.

ЗАО «Аэропорт «Храброво» действует на основании Устава и Решения единственного акционера о создании общества от 27.01.2010 года.

ЗАО «Аэропорт «Храброво» осуществляет деятельность на основании:

- Сертификат соответствия аэропорта (комплексный) – № ФАВТ А.01719, выдан 15.02.2010 г.,

-на аэродромное обеспечение в аэропорту Калининград № ФАВТ А.01.01714, выдан 08.02.2010 г.,

- на электросветотехническое обеспечение полетов в аэропорту Храброво ФАВТ А.03.01715, выдан 08.02.2010 г.,

- на аэропортовую деятельность (обеспечение обслуживания пассажиров и багажа) № ФАВТ А.02.1760, выдан 01.04.2010 г.,

- обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Калининград ФАВТ А.07.00320, выдан 01.04.2010 г.,

- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов № ФАВТ А.10.00320, выдан 05.04.2010 г.,

- штурманское обеспечение в аэропорту Калининград № ФАВТ.А 06.01483, выдан 01.04.2010 г.,

- авиатопливообеспечение перевозок в аэропорту Храброво № ФАВТ.А 04.01957, выдан 27.09.2010 г.;

- лицензии: (деятельность по обеспечению авиационное безопасности, серия АБ №0910018, выдана 03.09.2010 г., деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) № 39 КС.02.002.Л.000001.01.08, выдана 28.04.2010 г., обращение с радиоактивными веществами при транспортировании, в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующим организациям № СЕ-06-501-2662, выдана 21.06.2010 г, осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8-ми человек № АСС-39-202935; осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ, внесенных в Список II, в соответствии с ФЗ «О наркотических и психотропных веществах», № ЛО – 39-05-000051, выдана 01.10.2010 г.,

- осуществление медицинской деятельности (скорая медицинская помощь) № ЛО-39-01-000432, выдана 15.12.2010 г.

Штатная численность сотрудников ЗАО «Аэропорт «Храброво» составляет 1005 чел.

ЗАО «Аэропорт «Храброво» осуществляет обслуживание следующих авиакомпаний по следующим направлениям (регулярные и чартерные рейсы):

 

 

Авиакомпания

Направления полетов

Авианова

Москва-Шереметьево, Санкт-Петербург

Аэросвит

Киев-Борисполь, Симферополь

Аэрофлот

Москва-Шереметьево

Белавиа

Минск, Брест, Гомель, Гродно

Нордавиа

Сочи

Россия (авиакомпания)

Санкт-Петербург

Ютэйр

Москва-Внуково, Анталия

AirBaltic

Рига

LOT Polish Airlines

Варшава

S7 Airlines

Москва-Домодедово

SkyExpress

Москва-Внуково, Барселона, Варна, Римини

Uzbekistan Airways

Ташкент-Южный

Ак Барс Аэро

Москва-Домодедово

РусЛайн

Краснодар, Екатеринбург, Минеральные Воды

Оренбургские Авиалинии

Анталия, Шарм-Эль-Шейх, Ираклион

 

 

 

 

Базовой авиакомпании в аэропорту не имеется. Потребители получают доступ к услугам аэропорта на основании заключенных договоров или на основании разовых заявок. При этом тарифы на услуги, оказываемые аэропортом, не меняются.

Перечень и объем услуг, оказываемых потребителям в аэропорту за 2010 год:

- взлет-посадка – 290 175,760 тонн МВМ;

- сверхнормативная/временная стоянка – 5 847 часов;

- обеспечение авиационной безопасности – 290 175,760 тонн МВМ;

- пользование аэровокзалом – 949 773 чел.;

- обслуживание пассажиров – 417 001 чел.;

- обработка грузов, почты – 2 896 295 кг;

- посадка или высадка пассажиров – 417 001 чел.;

- доставка пассажиров – 16 572 предоставлений транспорта;

- обеспечение бортпитания – 141 обслуживаний;

- обслуживание пассажиров в бизнес - зале (за плату) – 7 399 чел.;

- медицинский осмотр членов экипажа – 1284 чел. ;

- доставка экипажа – 1650 обслуживаний;

- наземное обслуживание ВС:

* обеспечение приемки и выпуска – 6 172 обслуживаний;

* буксировка – 4 661 обслуживаний;

* внутренняя уборка – 4 154 обслуживаний;

* обслуживание санузлов (туалетов) – 1 164 обслуживаний;

* заправка питьевой водой – 707 обслуживаний;

* подача электроэнергии – 4 905 циклов по 15 мин.;

* очистка от снега и льда – 217 обслуживаний;

* заправка системы кислородом – 4 обслуживания;

* заправка системы азотом или сжатым воздухом – 9 обслуживаний;

*проверка и дозаправка гидросистемы – 7 обслуживаний;

*обеспечение воздушного запуска авиадвигателей – 282 обслуживаний;

- прочие (дополнительные) услуги.

 

Услуги в аэропорту, оказываемые в рамках утвержденных и опубликованных тарифов, а также утвержденных стандартов, оказываются согласно этим стандартам. Перечень работ, входящий в состав услуг определен Приказом Минтранса № 110 от 02.10.2000 года. Выделение из состава услуги одной или нескольких услуг возможно только в случае наличия технологической возможности выделения этих услуг (например, выделение из состава услуги «внутренняя уборка самолета» услуги «вывоз мусора» (указанная услуга входит в состав услуги «внутренняя уборка», но в случае, когда Потребитель производит уборку ВС своими силами, оказывается только услуга «вывоз мусора» и применяется соответствующий тариф).

Тарифы на оказание дополнительных услуг в аэропорту (по регулируемым услугам и нерегулируемым), динамика их изменений в 2009 и 2010 г представлены в таблице.

 

 

Тарифы на дополнительные услуги по обслуживанию рейсов деловой авиации в аэропорту Калининград (Храброво)

           
   

для ВС эксплуатантов РФ

  
           

№ п/п

наименование услуги

ед. изм

тариф без НДС

тариф с НДС

ВВЛ

МВЛ

ВВЛ

МВЛ

1

супервайз сервис (обеспечение согласования слотов со сторонними организациями, организациями обеспечения оперативного обслуживания пассажиров и ВС, организация рассчетов за обслуживание в аэропорту Храброво через единый расчетный центр, заполнение необходимой документации)

1 рейс

2033,90

2400,00

2

организация индивидуального обслуживания рейса (в отдельном терминале)

1 рейс

3135,59

3700,00

3

заказ питания на борт

1 заявка

775 ,42

915,00

4

бронирование гостиницы (или автомобиля)

1 заявка

618,64

730,00

5

оказание содействия в оформлении российских виз

1 персона

775,42

915,00

6

экспресс-обслуживание на вылет (при регистрации, досмотре, таможенных, паспортных и др. процедурах) с сопровождением агента бизнес-авиации

1 персона

466,10

775,42

550,00

915,00

7

Экспресс-обслуживание на прилет (при регистрации, досмотре, таможенных, паспортных и др. процедурах) с сопровождением агента бизнес-авиации

1 персона

-

618,64

-

730,00

8

предоставление персонала для переноса ручной клади, багажа

1 место багажа

216,95

256,00

9

предоставлени услуг переводчика вне зоны аэропорта (кроме официальных переговоров)

1 час

1245,76

1470,00

            

 

В настоящее время применяется Положение о предоставлении скидок авиакомпаниям в аэропорту Храброво. Скидки предоставляются авиакомпаниям, осуществляющим вылеты в/из аэропорта Храброво по новым направлениям. Скидка предоставляется с даты первого выполнения полетов и в течение первого года выполнения полетов в размере 30% от величины тарифа за наземное обслуживание и аэропортовых сборов. Понижающих коэффициентов Потребителям ЗАО «Аэропорт Храброво» не предоставляет. В настоящее время разрабатывается соответствующее положение.

Потребители имеют доступ к информации об оказываемых услугах, тарифах и тарифной политике путем размещения этой информации на общедоступном ресурсе (сайте ЗАО «Аэропорт Храброво») в сети интернет. Кроме того, ставки тарифов и сборов, а также цены на материально-технические ресурсы подлежат регистрации и опубликованию в Центре расписания и тарифов. Кроме того, информация предоставляется по письменным запросам потребителей.

 

Структура рынка. Характеристика договорных отношений.

 

Доступ потребителей к услугам аэропорта осуществляется путем заключения договора (стандартного соглашения о наземном обслуживании) или принятии к исполнению разовой заявки. Потребитель, который намерен заключить договор об оказании услуг направляет в адрес ЗАО «Аэропорт Храброво» в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропорту, после чего Потребителю направляется на рассмотрение и подписание договор о наземном обслуживании и предлагаются (или согласовываются заявленные) слоты. Кроме того, стандартное соглашение о наземном обслуживании размещено на официальном сайте ЗАО «Аэропорт Храброво».

Под типовым договором подразумевается договор присоединения. В соответствии со ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Типовой договор оператором аэропорта не разрабатывался. Стандартное соглашение, предлагаемое контрагентам, не является договором присоединения (т.е. «типовым договором») поскольку позволяет сторонам согласовать его условия, т.е. исключить из договора услуги, в которых потребитель не нуждается или наоборот, оговорить дополнительные услуги, которые может оказать оператор. При этом все остальные условия стандартного соглашения являются для всех Потребителей одинаковыми.

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

 

Сведения об объемах оказанных услуг за апрель-декабрь 2010 года

 

 

Показатель

Единица измерения

Объем оказанных услуг

Взлет-посадка

тонна МВМ

329 287

Обслуживание пассажиров

человек

417 001

Обработка грузов

килограмм

2 896 295

Посадка и высадка пассажиров

услуга

8 797

Доставка пассажиров

услуга

16 587

Обеспечение бортпитания

услуга

141

Медицинский осмотр членов экипажа

услуга

1 284

Доставка экипажа

услуга

1 650

Приемка-выпуск

услуга

6 172

буксировка

услуга

4 661

Заправка системы кислородом

услуга

4

Заправка системы азотом или сжатым воздухом

услуга

9

Дозаправка гидросистемы

услуга

7

Обеспечение воздушного запуска авиадвигателей

услуга

282

 

ЗАО «Аэропорт Храброво» является единственным участником на рассматриваемом рынке и занимает 100% рынка по аэропортовому обслуживанию.

Ситуация на рынке (поведение участников)

 

Жалобы потенциальных участников рынка, факты дискриминации и ущемления интересов потребителей при оказании услуг по аэропортовому обслуживанию в антимонопольный орган не поступали, дела о нарушении антимонопольного законодательства не рассматривались.

 

Мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка

 

Главным оператором разработаны и введены в действие технологии, в которых описаны процедуры взаимодействия персонала оператора, сторонних организаций и Потребителей:

- инструкция по производству полетов на аэродроме Калининград;

- инструкция по движению спецавтотранспорта;

- инструкция по авиатопливообеспечению.

Заявок от потребителей, равно как и от иных хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующие разрешительные документы, с просьбами предоставить возможность самостоятельного обслуживания пассажиров или осуществления наземного обслуживания в адрес ЗАО «Аэропорт Храброво» за анализируемый период не поступало. Сведений об оказании услуг по техническому обслуживанию одних авиакомпаний другими авиакомпаниями ЗАО «Аэропорт Храброво» не располагает.

В аэропорту обслуживаются воздушные суда авиации общего назначения, в том числе бизнес авиации. Доступ к услугам аэропорта воздушные суда бизнес авиации получают на основании разовых заявок, в которых указывается название авиакомпании, тип ВС, время прибытия-убытия, количество пассажиров, маршрут движения, услуги, которые просят оказать, форму расчета (наличный, безналичный) и порядок оплаты (предоплата, оплата по факту). После согласования заявки соответствующими службами и подтверждения заявки Потребителю рейс вносится в суточный план полетов и производятся необходимые подготовительные действия для его обслуживания. По желанию Потребителя может быть заключен договор на наземное обслуживание (на сегодняшний день заявок на заключение долгосрочного договора на наземное обслуживание в аэропорт не поступало). Объемы дополнительных (по желанию Потребителя) услуг, оказанных ВС бизнес-авиации (услуги по обеспечению взлет-посадки и авиационной безопасности включены в общий объем услуг):

- супервайз сервис – 23 обслуживания;

- организация индивидуального обслуживания рейса – 90 обслуживаний;

- экспресс – обслуживание на вылет (ВВЛ) – 5 человек;

- экспресс – обслуживание на вылет (МВЛ) – 8 человек;

- экспресс – обслуживание на прилет – 4 человека;

- перенос ручной клади, багажа – 72 места.

 

Выводы и рекомендации

 

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что локальный рынок в сфере оказания услуг по аэропортовой деятельности в аэропорту Калининград (Храброво) за исключением дополнительных услуг относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

ЗАО «Аэропорт Храброво» занимает доминирующее положение на рынке услуг по аэропортовой деятельности в аэропорту Калининград (Храброво) с долей на указанном рынке в размере 100%, поскольку является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим указанную деятельность в данном аэропорту.

Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации. Основной показатель объема транспортной работы в авиации - это пассажирооборот. За последние 10 лет он уменьшился в три раза, а число ежегодно перевозимых пассажиров уменьшилось в четыре раза.

Состояние материально-технической базы критическое, т.к. 90% парка воздушных судов морально устарело. Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и пр.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт.

Введение государственного ценового регулирования на услуги аэропортовой деятельности является целью приведение уровня аэропортовых сборов и тарифов к уровню экономически обоснованной себестоимости этих услуг.

 

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

 

Участники локального рынка

 

Участниками локального рынка являются:

- хозяйствующие субъекты, оказывающие услугу по авиатопливообеспечению,

- авиакомпании, обслуживание которых осуществляется в аэропорту,

- поставщики авиатоплива.

В аэропорту Калининград (Храброво) комплекс услуг по обеспечению воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами оказывает один хозяйствующий субъект - ЗАО «Авианефть» (238315, Калининградская область, Гурьевский район, п. Храброво, ул. А.Невского, ИНН 3917010911).

ЗАО «Авианефть» имеет сертификаты соответствия:

- ФАВТ А.04.01094 на осуществление работ по авиатопливообеспечению воздушных перевозок, выданный 12 марта 2008 года. Срок действия – до 12 марта 2011 года,

 - ФАВТ А.05.01191 на осуществление работ по контролю качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда, выданный 06 мая 2008 года. Срок действия – до 06 мая 2011 года.

В аэропорту Калининград (Храброво) осуществляется обслуживание следующих авиакомпаний: Аэрофлот – Российские авиалинии, Аэрофлот – Норд, авиакомпании «Ют Эйр», ЗАО «Скай экспресс», ГТК «Россия», ОАО «Авиалинии Кубани», авиакомпании «Белавиа» (Беларусь), авиакомпании «Air Baltic», авиакомпании «Кд авиа», ОАО «Аэрофлот – Дон», РАУП «Аэропорт Гомельавиа» (Беларусь).

ЗАО «Авианефть» имеет одного поставщика авиатоплива на свой склад ГСМ - ЗАО «Рос&Нефть».

 

 

Структура рынка. Характеристика договорных отношений.

 

  1. ЗАО «Авианефть» на основании прямых договоров с авиакомпаниями оказывает им комплексную услугу по авиатопливообеспечению и заправке воздушных судов с использованием самостоятельно закупленного авиатоплива.
  2. Авиакомпании собственное авиатопливо в границах аэропорта не хранят. Склад ГСМ ЗАО «Авианефть» находится вне границ аэропорта. ЗАО «Авианефть» авиакомпаниям услуги по хранению авиатоплива не оказывает.
  3. Объем приобретаемого ЗАО «Авианефть» авиатоплива, необходимого для обеспечения заправки воздушных перевозок в аэропорту Калининград (Храброво) согласно действующему расписанию, колеблется от 1000 до 1200 тонн в месяц в зависимости от периода времени года (осенне-зимний или весенне-летний).
  4. Период хранения составляет 10-12 суток и определяется временными нормативами доставки вагонов с авиатопливом железной дорогой от завода-изготовителя (Россия-Белоруссия-Литва-Калининградская область).
  5. Рассчитанный объем неснижаемого остатка авиатоплива на складе ГСМ составляет около 70 тонн.
  6. Иное авиаГСМ, кроме авиакеросина, ЗАО «Авианефть» не хранит.

Вне административных границ аэропорта на территории Калининградской области не выявлено иных (кроме ЗАО «Авианефть») хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по авиатопливообеспечению.

 

Технико-технологические характеристики ТЗК

 

  1. В ЗАО «Авианефть» действуют следующие документы, регулирующие процесс авиатопливообеспечения, которые утверждены руководителем общества:

- Технология работы ЗАО «Авианефть»,

- Руководство по качеству ЗАО «Авианефть»,

- Регламент технического обслуживания сооружений и технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения ЗАО «Авианефть»,

- положения, должностные инструкции, технологические инструкции и карты, инструкции по ОТ, ТБ, пожарной безопасности.

2. В технологической схеме склада ГСМ имеется в наличии один приемный резервуар, предназначенный для приема, проверки и отстаивания авиакеросина. Общая полезная емкость приемного резервуара под авиакеросин составляет 3000 м3 – 5% = 2850 м3 (или 2200 тонн продукта). Два других резервуара используются в качестве расходных. Один из них – рабочий, из которого производится выдача авиакеросина в топливозаправщики на заправку воздушных судов, в другом резервуаре осуществляется подготовка авиатоплива к выдаче на заправку воздушных судов. Расходные резервуары: 400 м3 х 2 = 800 м3 – 5% = 760 м3 (или 590 тонн продукта).

3. На складе ГСМ ЗАО «Авианефть», находящемся вне границ аэропорта, хранится и иное топливо, не используемое для авиаперевозок.

4. Доставка авиатоплива на склад ГСМ ЗАО «Авианефть» осуществляется в цистернах по железной дороге, в аэропорт авиатопливо доставляют топливозаправщики.

Приобретение авиаГСМ

 

Приобретение авиаГСМ ЗАО «Авианефть» осуществляется на основании договоров с постоянными поставщиками. Выбор поставщика определяется уровнем качества авиатоплива, предлагаемой ценой и условиями оплаты по договору поставки.

Ситуация на рынке (поведение участников)

В Калининградское УФАС России жалобы от участников рынка на препятствование доступу на рынок авиатоплива и на рынок услуг по авиатопливообеспечению не поступали.

 

Мониторинг взаимоотношений участников товарного рынка

 

В течение исследуемого периода (2009, 2010 гг.) договорные отношения между участниками локального рынка авиатопливообеспечения не менялись.

В 4 квартале 2010 года по инициативе Управления антимонопольной службы по Калининградской области было возбуждено дело в отношении ЗАО «Авианефть» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении экономически необоснованного увеличения стоимости на топливо, однако дело было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

 

Выводы и рекомендации

 

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что локальный рынок в сфере авиатопливообеспечения в аэропорту Калининград (Храброво) относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

ЗАО «Авианефть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по авиатопливообеспечению в аэропорту Калининград (Храброво) с долей на указанном рынке в размере 100%, поскольку является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим указанную деятельность в данном аэропорту.

В целях развития конкуренции на рынке авиатопливообеспечения необходимо, чтобы авиакомпании имели возможность самостоятельно приобретать и хранить принадлежащее им авиатопливо в аэропорту, либо на территории, прилегающей к аэропорту, для чего необходимо создание альтернативных ТЗК, что позволит создать условия для снижения затрат авиакомпаний на авиатопливо и, следовательно, снижения цен на их услуги.

Однако, на сегодняшний день в границах аэропорта Калининград (Храброво) ТЗК нет, на территории, прилегающей к аэропорту, кроме склада ГСМ, принадлежащего ЗАО «Авианефть», ТЗК также отсутствуют. Поэтому создание альтернативных ТЗК потребует их строительства, что влечет за собой необходимость оформления землеотвода под строительство ТЗК, а также значительных капиталовложений при длительных сроках окупаемости этих вложений. Однако, доступ конкурентов на рынок услуг по авиатопливообеспечению в аэропорту Калининград (Храброво) является преодолимым

В связи с изложенным, а также в целях государственного регулирования в отношении услуг по обеспечению воздушных судов авиатопливом и его хранению представляется возможным включение данного вида деятельности в ст. 4 Федерального закона от 17.08.19950№ 147-ФЗ «О естественных монополиях».

 

 

 

 

Начальник отдела антимонопольного

контроля Калининградского УФАС России                                                               О.А. Бессонова

 

 

 

                         

 

Исполнитель:

Главный специалист-эксперт отдела                                       

антимонопольного контроля

Калининградского УФАС России                                                                               И.А. Бирюк