Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации счетчиков воды бытовых Калининградской области

Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации счетчиков воды бытовых Калининградской области

 

27.02.2012 г.                                                                                                             г. Калининград

 

Общие положения

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации приборов учета расхода воды Калининградской области проведены Управлением ФАС по Калининградской области в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок).

Анализ товарного рынка проводился с целью установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов для рассмотрения материалов о нарушении антимонопольного законодательства при обеспечении выполнения Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, которые определены пунктом 1.3 Порядка.

В качестве источников информации использовались материалы, предоставленные Калининградской областной таможней, а также хозяйствующими субъектами Калининградской области.

 

Определение временного интервала исследования

 

В соответствии с Порядком временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от целей исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Целью исследования является установление наличия или отсутствия доминирующего положения ООО «Мегаполис-Балтика» на исследуемом рынке.

В соответствии с целями проведения анализа (установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов) исследованию подлежит временной интервал 2010 года и первое полугодие 2011 года.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с Порядком определение продуктовых границ товарного рынка включает:

  1. предварительное определение товара,
  2. выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,
  3. определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка проведено в соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 3.4 Порядка.

Согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям ... оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов». Согласно пункту 1 статьи 13 указанного Закона «производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами... Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Согласно приложению 1 «Технические требования к системам и приборам учета воды» Методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии» (утверждены приказом Минпромторга России от 21.01.2011 г. № 57) «системы и приборы учета воды (далее - счетчики воды) предназначены для измерения в жилых домах и зданиях, строениях, сооружениях организаций коммунального комплекса объема чистой холодной или горячей воды.... Счетчик воды - это техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды.... Счетчик воды должен обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации».

Исходя из технических и технологических особенностей учет потребляемой в бытовых целях воды не может учитываться какими-либо иными приборами, кроме специальных приборов учета расхода воды, и взаимозаменяемых товаров в данном случае нет.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовые границы рынка определены как «розничная реализация счетчиков воды бытовых».

 

Определение географических границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка и с учетом данных Калининградской оперативной таможни об организациях, осуществлявших в рассматриваемом временном периоде ввоз вышеуказанных приборов учета, географические границы рынка розничной реализации счетчиков воды бытовых предварительно определены как Калининградская область.

Согласно пункту 4.5 Порядка определение географических границ рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Все хозяйствующие субъекты — продавцы счетчиков воды бытовых, информация о которых была собрана и проанализирована, находятся и ведут свою деятельность в Калининградской области. Вышеизложенное свидетельствует о невозможности расширения географических границ рассматриваемого рынка. Указанные границы не могут быть сужены в силу того, что в рамках  Калининградской области отсутствует географическое обособление населения муниципальных образований области с целью ориентации на конкретного продавца рассматриваемого товара.

Таким образом, в рамках анализа рынка реализации бытовых приборов учета расхода воды географическими границами рынка является территория  Калининградской области.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке реализации счетчиков воды бытовых, включаются организации, осуществляющие указанную деятельность.

В соответствии с пунктом 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно информации, представленной таможенными органами и хозяйствующими субъектами, в рассматриваемом периоде осуществлять реализацию бытовых приборов учета расхода воды могли 125 хозяйствующих субъектов. Указанным хозяйствующим субъектам Управлением были направлены соответствующие запросы. Ответы получены от 68 хозяйствующих субъектов, что составляет 54,4 % от общей совокупности потенциальных участников рынка. Остальные 47  хозяйствующих субъектов запрошенную информацию не представили.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке сведений об иных участниках рынка в Калининградское УФАС России не поступило. Таким образом, Управлением выявлено такое количество хозяйствующих субъектов, которое не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно информации, представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами, в рассматриваемом временном периоде деятельность на рынке реализации бытовых приборов учета расхода газа на территории Калининградской области осуществляли 11 хозяйствующих субъектов, указанных в таблице:

 

Таблица

п/п

Хозяйствующий субъект

Адрес

1

МУП «Водоканал»

ул. Комсомольская, 18, г. Калининград

2

ООО «Дюйм и Компания»

Московский пр., 181 А, здание 2, г. Калининград

3

ООО «Иван-строй»

Московский пр., 181 А, здание 2, г. Калининград

4

ООО «Калининграднефтепродукт»

ул. Красноармейская, 3, г. Советск, Калининградская обл.

5

ОАО «Кварц»

ул. Мусогского, 10, г. Калининград

6

ООО «Колесо»

ул. Лесопильная, 81, г. Калининград

7

ООО «Мегаполис-Балтика»

пр. Мира, 142, г. Калининград

8

ООО «Принцип Торг»

пр-кт Победы, 139 А, г. Калининград

9

ООО «СМУ 39»

ул. Театральная, 30, оф.308, г. Калининград

10

ООО «Центр материально-технического снабжения»

ул. Железнодорожная, 12, г. Калининград

11

ООО «Экономстройторг»

ул. Камская, 2 Б, г. Калининград

 

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем произведен в соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 Порядка.

Оценка объема рынка реализации счетчиков воды бытовых на территории Калининградской области осуществлялась на основании объема продаж в натуральном выражении.

Доля хозяйствующего субъекта на рынке рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем реализации данного хозяйствующего субъекта, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка.

Согласно сведениям, представленным хозяйствующими субъектами, объем продаж счетчиков воды бытовых на территории Калининградской области в рассматриваемом временном периоде составил 15942 штук.

 

Согласно пункту 6.6 Порядка доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;
  • в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

В течение рассматриваемого периода ООО «Мегаполис-Балтика» являлось единственным хозяйствующим субъектом на данном рынке, положение которого отвечает одному из условий пункта 6.6 Порядка (в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке).

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка реализации счетчиков воды бытовых на территории Калининградской области согласно пункту 7.1 Порядка рассчитаны коэффициент рыночной концентрации (CR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR) — сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

где:

D — выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n — число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) — сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

где:

D — выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N — общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

 

По данным за 2010 год коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех хозяйствующих субъектов (ООО «Мегаполис-Балтика», МУП «Водоканал» и ООО «Иван-строй»):

 

СR3 = 91,61 %

 

70% < CR3 < 100%

 

HHI = 5172,8353

 

2000 < HHI < 10000

 

По данным за первое полугодие 2011 года коэффициент рыночной концентрации рассчитан для двух хозяйствующих субъектов (ООО «Мегаполис-Балтика» и МУП «Водоканал»):

 

СR2 = 89,59 %

 

70% < CR2 < 100%

 

HHI  = 5535,9054

 

2000 < HHI < 10000

 

Таким образом, уровень концентрации товарного рынка реализации счетчиков воды бытовых на территории Калининградской области является высоким.

 

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Полученные значения коэффициентов рыночной концентрации свидетельствуют о том, что рынок реализации счетчиков воды бытовых в географических границах Калининградской области относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Проведенный анализ выявил доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке ООО «Мегаполис-Балтика», доля которого превысила 65 % и Таким образом, по результатам проведенного анализа установлено, что ООО «Мегаполис-Балтика» (236010, пр. Мира, 142, г. Калининград) занимает на рассматриваемом рынке долю более 50 % и положение его на товарном рынке является доминирующим.

Кроме того, признано доминирующим положение МУП «Водоканал» (236010, ул. Комсомольская, 18, г. Калининград) на основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 процентов и доля каждого из них превышает 8 процентов в течение длительного периода времени и реализованный им товар не может быть заменен другими товарами.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предлагается включить ООО «Мегаполис-Балтика» в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

 

Приложение: Перечень использованных документов.

 

 

Начальник отдела
антимонопольного контроля
Калининградского УФАС России                                                                                    О.А. Бессонова

 

Исполнитель:

Ведущий специалист-эксперт
отдела антимонопольного контроля
Калининградского УФАС России                                                                                    Л.Н. Зуева

53-72-04

Приложение

 

Перечень использованных документов

 

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220.
  3. Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утвержденные приказом Минпромторга России от 21.01.2011 г. № 57.
  4. Информация, представленная хозяйствующими субъектами.