Постановление о наложении штрафа в отношении АО "Янтарьэнерго"

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

24 июня 2016 года                                  

№  АМЗ-99адм/2016

г. Калининград

 

                   

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Калининградское УФАС России, Управление) О.А. Боброва, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении

Акционерного общества «Янтарьэнерго» (до 06.08.2015 - Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Янтарьэнерго»; 236000, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832)

в отсутствии законного представителя АО «Янтарьэнерго», в присутствии защитника, действующего на основании доверенности от 01.01.2016 № 320/8, Геймура Алексея Николаевича,

УСТАНОВИЛА:

В Калининградское УФАС России поступила жалоба ООО «Неманская целлюлоза» (далее – Заявитель, вх. № 9565 от 17.11.2014, повторно – вх. № 9807 от 24.11.2014) на действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Общество, сетевая организация), результатом которых является злоупотребление доминирующим положением путем уклонения от выдачи акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с действующим законодательством.

По данному факту приказом Управления от 17.02.2015 № 67 создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждено дело № АМЗ-17/2015 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Решением комиссии Управления от 25.06.2015 № АМЗ-17/2015 действия ОАО «Янтарьэнерго», выразившиеся в нарушении сроков переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника, установленных пунктами  67, 69, 72 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), повлекших ущемление интересов ООО «Неманская целлюлоза», признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании решения № АМЗ-15/2015 комиссией Управления выдано предписание от 25.06.2015 № 100-АМЗ/2015, в соответствии с которым ОАО «Янтарьэнерго» надлежало в срок до 20.07.2015 переоформить документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Калининградская область, г. Неман, ул. Подгорная, 3, ранее принадлежавших ООО «Неманский целлюлозно-бумажный комбинат» и представить информацию об исполнении предписания в антимонопольный орган.

В установленные сроки предписание ОАО «Янтарьэнерго» исполнено не было, информация в УФАС – не представлена.

Статьей 37 Закона о защите конкуренции предусматривается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих организаций и их должностных лиц.

В соответствии с пунктом 4 решения комиссии Управления от 25.06.2015 материалы дела № АМЗ-17/2016 переданы в правовой отдел Управления для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

На основании части 1.2. статьи 28.1, статьи 28.7 КоАП РФ ведущим специалистом-экспертом правового отдела Управления Щучко Е.В. 16.06.2016 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016 и проведении административного расследования по признакам совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ. По итогам административного расследования 21.06.2016 в присутствии защитника Общества, действующего на основании доверенности от 01.01.2016 № 320/8, Геймура А.Н. составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ. Истребуемые определением от 16.06.2016 сведения и документы поступили от Общества в установленный законом срок.

Определением от 21.06.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016 назначено на 24.06.2016. Копия определения от 21.06.2016 вручена под роспись защитнику АО «Янтарьэнерго» Геймуру А.Н.

Дело рассмотрено в присутствии защитника Общества Геймура А.Н., действующего на основании доверенности от 01.01.2016 № 320/8, который вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, не признал, и пояснил, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и  в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ это является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Защитник Общества считает, что Общество исполняло обязанности, предусмотренные Правилами, последовательно и добросовестно,  а также выполнило все необходимые и зависящие от него меры, а неисполнение связано с наличием объективных обстоятельств. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016 предписание от 25.06.2015 № 100-АМЗ/2015 не исполнено.

Заслушав защитника Общества, изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016, а также материалы дела о нарушении Обществом антимонопольного законодательства № АМЗ-17/2015, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившегося в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего:

I. ООО «Неманская целлюлоза» является собственником имущества, ранее принадлежавшего ООО «Неманский ЦБК», энергопринимающие устройства которого были технологически присоединены к сетям ОАО «Янтарьэнерго».

23.09.2014 ООО «Неманская целлюлоза» направило в адрес Общества заявление вх.№АСУДЯЭ/ЦОК2/315 о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов по адресу г. Неман, ул. Подгорная, 3, ранее принадлежавшего ООО «Неманский ЦБК». К заявлению была приложена копия Акта разграничения балансовой принадлежности от 05.04.2007 на объект «Неманский ЦБК» по адресу г. Неман, ул. Подгорная, 3 с разрешенной мощностью 19,7 МВт. Согласно указанному акту «Неманский ЦБК» присоединен к ЗРУ (закрытое распределительное устройство) 15 кВ подстанции О-6, принадлежащей ОАО «Янтарьэнерго», через кабельные фидеры 15 кВ (линии электропередач) Ф-1,2,3,4 и фидеры Ф-601,602,608,610, присоединенные к ЗРУ 6кВ ПС О-6.

В Акте разграничения балансовой принадлежности от 05.04.2007 отсутствуют сведения о технологическом присоединении трансформаторных подстанций ТП-11, ТП-5, ТП-6, ТП-2, ТП-15, ТП-4. В состав объекта «Неманский ЦБК» по состоянию на апрель 2007 года входил 31 объект недвижимости, а ООО «Неманская целлюлоза» были представлены документы только на 19 объектов. В силу этого Общество считает, что у ООО «Неманская целлюлоза» отсутствует право на переоформление документов, подтверждающих технологическое присоединение объекта «Неманский ЦБК» с полным объемом разрешенной мощности в 19,7 МВт.

Общество своим письмом от 15.10.2014 №ЯЭ/5/3374 предложило ООО «Неманская целлюлоза» представить копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения, а именно «документацию, подтверждающую состав всего комплекса, ранее присоединенного в установленном порядке имущественного комплекса, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Неман, ул. Подгорная, 3». Конкретный перечень документов, который надо было в этом случае предоставить, Общество ООО «Неманская целлюлоза» не сообщало. Законодательством РФ такой перечень также не установлен, поэтому без указания со стороны ОАО «Янтарьэнерго» конкретных документов, которые необходимо представить, ООО «Неманская целлюлоза» не может исполнить данное требование, что свидетельствует о его заведомой невыполнимости для ООО «Неманская целлюлоза».

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное присоединение не требуется. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими, документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В соответствии со статьей 21 Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Пунктом 2 указанных Правил установлены понятия документов о технологическом присоединении:

"акт разграничения балансовой принадлежности электросетей" - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;

"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;

"граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок;

"документы о технологическом присоединении" - документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 130 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861" (далее – Постановление № 130) установлен порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, регламентированы сроки исполнения заявления о переоформления документов, а также установлены формы документов, в том числе и актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Также Постановлением № 130 введены в действие обязательные к соблюдению сторонами типовые формы документов о технологическом присоединении, в том числе формы акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

В соответствии с подпунктом «т» пункта 2 Постановления № 130 Правила дополнены разделом VIII «Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении».

Согласно пункту 59 Правил переоформление документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на переоформление документов о технологическом присоединении.

Исходя из положений пункта 59 Правил, собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (подпункт «в»).

Согласно пункту 67 сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает в период действия договора дубликаты ранее выданных технических условий, а в случае смены собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств - технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Также пунктом 69 Правил установлено, что при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах «в» и «г» или «е» пункта 62 Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил), сетевая организация не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.

Пунктом 62 раздела VIII Правил, установлено, что к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) зе-мельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком мно-гоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;

в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сто-рон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

д) копии разделов проектной документации, предусматривающих тех-нические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);

е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом «г» настоящего пункта.

Технологическое присоединение энергопринимающих Неманского ЦБК к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» было осуществлено до издания Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в связи с чем оформление документов о технологическом присоединении в соответствии с Правилами не производилось и у сторон отсутствуют акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения, предусмотренные подпунктом «г» пункта 62 Правил.

С учетом вышеизложенного Управление считает неправомерным истребование Обществом  Заявителя иных документов на основании подпункта «е» пункта 62 Правил.

Обязанность по составлению актов разграничения балансовой принадлежности и разграничения эксплуатационной ответственности возложена на сетевую организацию. Отказ сетевой организации от составления данных актов Правилами не допускается.

Таким образом, при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника ранее присоединенных энергопринимающих устройств,  Общество, на основании пункта 69 Правил, не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов обязано было выдать ООО «Неманская целлюлоза»  переоформленные документы о технологическом присоединении в соответствии с требованиями, установленными Правилами.

То есть после обращения от 23.09.2014 такой акт должен был быть выдан Заявителю в срок не позднее 02.10.2014.

Правоотношения по технологическому присоединению имеют длящийся характер и должны завершаться оформлением соответствующих документов, отвечающих по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.

Действия Общества в части уклонения от надлежащего переоформления документов о технологическом присоединении к электрическим сетям в течение длительного периода времени привело к нарушению, как интересов ООО «Неманская целлюлоза», так и императивных требований, установленных пунктом 69 Правил. Общество, не предприняв все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, злоупотребило доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, и своими действиями ущемило интересы Заявителя.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доказательств, подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований в предусмотренные законом сроки, в материалах дела не имеется.

Общество не представило доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016 Общество не переоформило и выдало ООО «Неманская целлюлоза» акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно Правилам.

         Таким образом, нарушение сроков переоформления и выдачи ООО «Неманская целлюлоза» акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с требованиями пункта 69 Правил произошло в результате бездействия Общества. Общество, не предприняв все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, злоупотребило доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, и своими действиями ущемило интересы Заявителя.

Таким образом, вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016.

II Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 данного Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, услуги по передаче электрической энергии относятся к регулируемым видам деятельности и осуществляются по регулируемым ценам (тарифам).

Следовательно, нельзя признать обоснованными доводы Защитника, о последовательном и добросовестном исполнении Обществом своих обязательств, предусмотренных Правилами, а также выполнении всех необходимых и зависящих от него мер. Объективных обстоятельств, не позволивших Обществу выполнить обязанности, установленные раздело VIII Правил в ходе административного производства не установлено. Общество, не предприняв все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, злоупотребило доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, и своими действиями ущемило интересы Заявителя.

Таким образом, действиями Общества, выразившимися в уклонении от переоформления и выдачи ООО «Неманская целлюлоза» акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с требованиями, установленными пунктом 69 Правил, которые повлекли ущемление интересов ООО «Неманская целлюлоза» и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

При составлении 21.06.2016 протокола об административном правонарушении действия Общества верно квалифицированы по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Калининградская область, г. Калининград, ул. Театральная, 34.

Время совершения административного правонарушения: 03.10.2014.

III. Расчет размера административного штрафа.

В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Моментом выявления административного правонарушения необходимо считать дату издания Управлением приказа № 67 о создании комиссии и возбуждении дела № АМЗ-17/2015 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, то есть 17.02.2015.

Определением от 16.06.2016 у Общества были запрошены сведения, необходимые для расчета административного штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ

Обществом 24.06.2016 представлены следующие сведения:

- бухгалтерский баланс на 31.12.2014;

- отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2014 года;

- сведения о размере выручки, полученной АО «Янтарьэнерго» (ОАО «Янтарьэнерго») в 2014 году от оказания услуг по передаче электрической энергии юридическим лицам в зоне функционирования сетей Неманского РЭС - филиала АО «Янтарьэнерго» «Восточные электрические сети». Размер выручки составил 12 909 163,70 руб. 00 коп.

Расчет административного штрафа в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ:

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

По итогам административного расследования и рассмотрения дела № АМЗ-99адм/2016 обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, и пунктом 2 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ не выявлено.

На момент выявления данного административного правонарушения (т.е. 17.02.2015)  Общество, неоднократно привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения по вступившим в законную силу постановлениям о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АМЗ-91адм/2014 от 01.09.2014,  № АМЗ-90адм/2014 от 01.09.2014 и иные.

По итогам административного расследования и рассмотрения дела № АМЗ-99адм/2016 выявлено обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1-2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, и пунктом 3 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, а именно:

1.                 Повторное совершение административного правонарушения;

2.                 Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.

Согласно пункту 4 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Учитывая, что услуги по передаче электрической энергии относятся к регулируемым видам деятельности и осуществляются по регулируемым ценам (тарифам), административный штраф рассчитывается исходя из следующих пределов: в размере от трех тысячных (или 0,3 %) до трех сотых размера (или 3 %) суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно примечаниям к статье 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа следует рассчитывать следующим образом:

ПШ = (МаксШ-МинШ)/2 + МинШ 

ПШ – размер штрафа

МаксШ – максимальный размер штрафа

МинШ – минимальный размер штрафа

ОТ- отягчающее обстоятельство, ОТ=((МаксШ-МинШ)/ *1/8

МаксШ: 

12 909 163,70 Х 0,03 = 387 274,91 руб. (3 % (3/100) суммы выручки от реализации товара);

2 % совокупной суммы выручки (одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг)):

3 807 130 000 Х 0,02 = 76 142 600 руб.

387 274,91 < 76 142 600

МинШ:

12 909 163,70 Х 0,003 = 38 727,49 руб. (0,3 % (3/1000) суммы выручки от реализации товара);

ОТ:

(387 274,91 – 38 727,49)*1/8 = 43568,42

ПШ:

((387 274,91 – 38 727,49)/2 + 38 727,49) + 43568,42 + 43568,42 = 300 138,06 руб.

Таким образом, размер административного штрафа, рассчитанный в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, составляет 300 138,06 руб.

Наказание АО «Янтарьэнерго» необходимо назначить в виде административного штрафа в размере 300 138,06 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23.48 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать акционерное общество «Янтарьэнерго» (236000, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить акционерному обществу «Янтарьэнерго» (236000, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832) наказание в виде административного штрафа в размере 300 138,06 руб.  (триста тысяч сто тридцать восемь рублей шесть копеек).

 

 

Руководитель Управления                                                                    О.А. Боброва

 

 

Отметка о вручении (направлении) копии постановления согласно статьи 29.11 КоАП РФ

 

 

В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Сумма штрафа зачисляется в федеральный бюджет РФ по следующим реквизитам:

Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001; ОКТМО: 27 701 000

УФК по Калининградской области  (Управление Федеральной антимонопольной службы  по Калининградской области)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград

БИК: 042748001  р/с  40101810000000010002

Назначение платежа: КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства (дело № АМЗ-99адм/2016)

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

24 июня 2016 года                                  

№  АМЗ-99адм/2016

г. Калининград

 

                   

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Калининградское УФАС России, Управление) О.А. Боброва, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016, возбужденного по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении

Акционерного общества «Янтарьэнерго» (до 06.08.2015 - Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Янтарьэнерго»; 236000, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832)

в отсутствии законного представителя АО «Янтарьэнерго», в присутствии защитника, действующего на основании доверенности от 01.01.2016 № 320/8, Геймура Алексея Николаевича,

УСТАНОВИЛА:

В Калининградское УФАС России поступила жалоба ООО «Неманская целлюлоза» (далее – Заявитель, вх. № 9565 от 17.11.2014, повторно – вх. № 9807 от 24.11.2014) на действия ОАО «Янтарьэнерго» (далее – Общество, сетевая организация), результатом которых является злоупотребление доминирующим положением путем уклонения от выдачи акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с действующим законодательством.

По данному факту приказом Управления от 17.02.2015 № 67 создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и возбуждено дело № АМЗ-17/2015 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Решением комиссии Управления от 25.06.2015 № АМЗ-17/2015 действия ОАО «Янтарьэнерго», выразившиеся в нарушении сроков переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника, установленных пунктами  67, 69, 72 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), повлекших ущемление интересов ООО «Неманская целлюлоза», признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании решения № АМЗ-15/2015 комиссией Управления выдано предписание от 25.06.2015 № 100-АМЗ/2015, в соответствии с которым ОАО «Янтарьэнерго» надлежало в срок до 20.07.2015 переоформить документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Калининградская область, г. Неман, ул. Подгорная, 3, ранее принадлежавших ООО «Неманский целлюлозно-бумажный комбинат» и представить информацию об исполнении предписания в антимонопольный орган.

В установленные сроки предписание ОАО «Янтарьэнерго» исполнено не было, информация в УФАС – не представлена.

Статьей 37 Закона о защите конкуренции предусматривается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих организаций и их должностных лиц.

В соответствии с пунктом 4 решения комиссии Управления от 25.06.2015 материалы дела № АМЗ-17/2016 переданы в правовой отдел Управления для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

На основании части 1.2. статьи 28.1, статьи 28.7 КоАП РФ ведущим специалистом-экспертом правового отдела Управления Щучко Е.В. 16.06.2016 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016 и проведении административного расследования по признакам совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ. По итогам административного расследования 21.06.2016 в присутствии защитника Общества, действующего на основании доверенности от 01.01.2016 № 320/8, Геймура А.Н. составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ. Истребуемые определением от 16.06.2016 сведения и документы поступили от Общества в установленный законом срок.

Определением от 21.06.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016 назначено на 24.06.2016. Копия определения от 21.06.2016 вручена под роспись защитнику АО «Янтарьэнерго» Геймуру А.Н.

Дело рассмотрено в присутствии защитника Общества Геймура А.Н., действующего на основании доверенности от 01.01.2016 № 320/8, который вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, не признал, и пояснил, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и  в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ это является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Защитник Общества считает, что Общество исполняло обязанности, предусмотренные Правилами, последовательно и добросовестно,  а также выполнило все необходимые и зависящие от него меры, а неисполнение связано с наличием объективных обстоятельств. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016 предписание от 25.06.2015 № 100-АМЗ/2015 не исполнено.

Заслушав защитника Общества, изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016, а также материалы дела о нарушении Обществом антимонопольного законодательства № АМЗ-17/2015, нахожу вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившегося в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего:

I. ООО «Неманская целлюлоза» является собственником имущества, ранее принадлежавшего ООО «Неманский ЦБК», энергопринимающие устройства которого были технологически присоединены к сетям ОАО «Янтарьэнерго».

23.09.2014 ООО «Неманская целлюлоза» направило в адрес Общества заявление вх.№АСУДЯЭ/ЦОК2/315 о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов по адресу г. Неман, ул. Подгорная, 3, ранее принадлежавшего ООО «Неманский ЦБК». К заявлению была приложена копия Акта разграничения балансовой принадлежности от 05.04.2007 на объект «Неманский ЦБК» по адресу г. Неман, ул. Подгорная, 3 с разрешенной мощностью 19,7 МВт. Согласно указанному акту «Неманский ЦБК» присоединен к ЗРУ (закрытое распределительное устройство) 15 кВ подстанции О-6, принадлежащей ОАО «Янтарьэнерго», через кабельные фидеры 15 кВ (линии электропередач) Ф-1,2,3,4 и фидеры Ф-601,602,608,610, присоединенные к ЗРУ 6кВ ПС О-6.

В Акте разграничения балансовой принадлежности от 05.04.2007 отсутствуют сведения о технологическом присоединении трансформаторных подстанций ТП-11, ТП-5, ТП-6, ТП-2, ТП-15, ТП-4. В состав объекта «Неманский ЦБК» по состоянию на апрель 2007 года входил 31 объект недвижимости, а ООО «Неманская целлюлоза» были представлены документы только на 19 объектов. В силу этого Общество считает, что у ООО «Неманская целлюлоза» отсутствует право на переоформление документов, подтверждающих технологическое присоединение объекта «Неманский ЦБК» с полным объемом разрешенной мощности в 19,7 МВт.

Общество своим письмом от 15.10.2014 №ЯЭ/5/3374 предложило ООО «Неманская целлюлоза» представить копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения, а именно «документацию, подтверждающую состав всего комплекса, ранее присоединенного в установленном порядке имущественного комплекса, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Неман, ул. Подгорная, 3». Конкретный перечень документов, который надо было в этом случае предоставить, Общество ООО «Неманская целлюлоза» не сообщало. Законодательством РФ такой перечень также не установлен, поэтому без указания со стороны ОАО «Янтарьэнерго» конкретных документов, которые необходимо представить, ООО «Неманская целлюлоза» не может исполнить данное требование, что свидетельствует о его заведомой невыполнимости для ООО «Неманская целлюлоза».

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное присоединение не требуется. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими, документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В соответствии со статьей 21 Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Пунктом 2 указанных Правил установлены понятия документов о технологическом присоединении:

"акт разграничения балансовой принадлежности электросетей" - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;

"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;

"граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок;

"документы о технологическом присоединении" - документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 130 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861" (далее – Постановление № 130) установлен порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, регламентированы сроки исполнения заявления о переоформления документов, а также установлены формы документов, в том числе и актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Также Постановлением № 130 введены в действие обязательные к соблюдению сторонами типовые формы документов о технологическом присоединении, в том числе формы акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

В соответствии с подпунктом «т» пункта 2 Постановления № 130 Правила дополнены разделом VIII «Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении».

Согласно пункту 59 Правил переоформление документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на переоформление документов о технологическом присоединении.

Исходя из положений пункта 59 Правил, собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (подпункт «в»).

Согласно пункту 67 сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает в период действия договора дубликаты ранее выданных технических условий, а в случае смены собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств - технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Также пунктом 69 Правил установлено, что при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах «в» и «г» или «е» пункта 62 Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил), сетевая организация не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.

Пунктом 62 раздела VIII Правил, установлено, что к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) зе-мельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком мно-гоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;

в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сто-рон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

д) копии разделов проектной документации, предусматривающих тех-нические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);

е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом «г» настоящего пункта.

Технологическое присоединение энергопринимающих Неманского ЦБК к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» было осуществлено до издания Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в связи с чем оформление документов о технологическом присоединении в соответствии с Правилами не производилось и у сторон отсутствуют акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения, предусмотренные подпунктом «г» пункта 62 Правил.

С учетом вышеизложенного Управление считает неправомерным истребование Обществом  Заявителя иных документов на основании подпункта «е» пункта 62 Правил.

Обязанность по составлению актов разграничения балансовой принадлежности и разграничения эксплуатационной ответственности возложена на сетевую организацию. Отказ сетевой организации от составления данных актов Правилами не допускается.

Таким образом, при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника ранее присоединенных энергопринимающих устройств,  Общество, на основании пункта 69 Правил, не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов обязано было выдать ООО «Неманская целлюлоза»  переоформленные документы о технологическом присоединении в соответствии с требованиями, установленными Правилами.

То есть после обращения от 23.09.2014 такой акт должен был быть выдан Заявителю в срок не позднее 02.10.2014.

Правоотношения по технологическому присоединению имеют длящийся характер и должны завершаться оформлением соответствующих документов, отвечающих по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.

Действия Общества в части уклонения от надлежащего переоформления документов о технологическом присоединении к электрическим сетям в течение длительного периода времени привело к нарушению, как интересов ООО «Неманская целлюлоза», так и императивных требований, установленных пунктом 69 Правил. Общество, не предприняв все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, злоупотребило доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, и своими действиями ущемило интересы Заявителя.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доказательств, подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований в предусмотренные законом сроки, в материалах дела не имеется.

Общество не представило доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016 Общество не переоформило и выдало ООО «Неманская целлюлоза» акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно Правилам.

         Таким образом, нарушение сроков переоформления и выдачи ООО «Неманская целлюлоза» акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с требованиями пункта 69 Правил произошло в результате бездействия Общества. Общество, не предприняв все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, злоупотребило доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, и своими действиями ущемило интересы Заявителя.

Таким образом, вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении № АМЗ-99адм/2016.

II Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 данного Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, услуги по передаче электрической энергии относятся к регулируемым видам деятельности и осуществляются по регулируемым ценам (тарифам).

Следовательно, нельзя признать обоснованными доводы Защитника, о последовательном и добросовестном исполнении Обществом своих обязательств, предусмотренных Правилами, а также выполнении всех необходимых и зависящих от него мер. Объективных обстоятельств, не позволивших Обществу выполнить обязанности, установленные раздело VIII Правил в ходе административного производства не установлено. Общество, не предприняв все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, злоупотребило доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, и своими действиями ущемило интересы Заявителя.

Таким образом, действиями Общества, выразившимися в уклонении от переоформления и выдачи ООО «Неманская целлюлоза» акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с требованиями, установленными пунктом 69 Правил, которые повлекли ущемление интересов ООО «Неманская целлюлоза» и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

При составлении 21.06.2016 протокола об административном правонарушении действия Общества верно квалифицированы по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Калининградская область, г. Калининград, ул. Театральная, 34.

Время совершения административного правонарушения: 03.10.2014.

III. Расчет размера административного штрафа.

В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Моментом выявления административного правонарушения необходимо считать дату издания Управлением приказа № 67 о создании комиссии и возбуждении дела № АМЗ-17/2015 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, то есть 17.02.2015.

Определением от 16.06.2016 у Общества были запрошены сведения, необходимые для расчета административного штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ

Обществом 24.06.2016 представлены следующие сведения:

- бухгалтерский баланс на 31.12.2014;

- отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2014 года;

- сведения о размере выручки, полученной АО «Янтарьэнерго» (ОАО «Янтарьэнерго») в 2014 году от оказания услуг по передаче электрической энергии юридическим лицам в зоне функционирования сетей Неманского РЭС - филиала АО «Янтарьэнерго» «Восточные электрические сети». Размер выручки составил 12 909 163,70 руб. 00 коп.

Расчет административного штрафа в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ:

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

По итогам административного расследования и рассмотрения дела № АМЗ-99адм/2016 обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, и пунктом 2 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ не выявлено.

На момент выявления данного административного правонарушения (т.е. 17.02.2015)  Общество, неоднократно привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения по вступившим в законную силу постановлениям о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АМЗ-91адм/2014 от 01.09.2014,  № АМЗ-90адм/2014 от 01.09.2014 и иные.

По итогам административного расследования и рассмотрения дела № АМЗ-99адм/2016 выявлено обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1-2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, и пунктом 3 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, а именно:

1.                 Повторное совершение административного правонарушения;

2.                 Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.

Согласно пункту 4 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Учитывая, что услуги по передаче электрической энергии относятся к регулируемым видам деятельности и осуществляются по регулируемым ценам (тарифам), административный штраф рассчитывается исходя из следующих пределов: в размере от трех тысячных (или 0,3 %) до трех сотых размера (или 3 %) суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно примечаниям к статье 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа следует рассчитывать следующим образом:

ПШ = (МаксШ-МинШ)/2 + МинШ 

ПШ – размер штрафа

МаксШ – максимальный размер штрафа

МинШ – минимальный размер штрафа

ОТ- отягчающее обстоятельство, ОТ=((МаксШ-МинШ)/ *1/8

МаксШ: 

12 909 163,70 Х 0,03 = 387 274,91 руб. (3 % (3/100) суммы выручки от реализации товара);

2 % совокупной суммы выручки (одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг)):

3 807 130 000 Х 0,02 = 76 142 600 руб.

387 274,91 < 76 142 600

МинШ:

12 909 163,70 Х 0,003 = 38 727,49 руб. (0,3 % (3/1000) суммы выручки от реализации товара);

ОТ:

(387 274,91 – 38 727,49)*1/8 = 43568,42

ПШ:

((387 274,91 – 38 727,49)/2 + 38 727,49) + 43568,42 + 43568,42 = 300 138,06 руб.

Таким образом, размер административного штрафа, рассчитанный в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, составляет 300 138,06 руб.

Наказание АО «Янтарьэнерго» необходимо назначить в виде административного штрафа в размере 300 138,06 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23.48 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать акционерное общество «Янтарьэнерго» (236000, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить акционерному обществу «Янтарьэнерго» (236000, г. Калининград, ул. Театральная, 34; ИНН 3903007130; ОГРН 1023900764832) наказание в виде административного штрафа в размере 300 138,06 руб.  (триста тысяч сто тридцать восемь рублей шесть копеек).

 

 

Руководитель Управления                                                                    О.А. Боброва

 

 

Отметка о вручении (направлении) копии постановления согласно статьи 29.11 КоАП РФ

 

 

В соответствии с подпунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

На основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Сумма штрафа зачисляется в федеральный бюджет РФ по следующим реквизитам:

Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001; ОКТМО: 27 701 000

УФК по Калининградской области  (Управление Федеральной антимонопольной службы  по Калининградской области)

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград

БИК: 042748001  р/с  40101810000000010002

Назначение платежа: КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства (дело № АМЗ-99адм/2016)

 

 

Файлы для скачивания

postanovlenie_o_shtrafe_amz-99adm2016_-_ao_yantarenergo-_ch.1st.9.21.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 1.21 МБ